Общая характеристика таможенных механизмов
Механизм таможенного декларирования, оформления, очистки и выпуска в свободное обращение включает в себя процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению таможенным органом. Для осуществления таможенного оформления участнику ВЭД необходимо осуществить ряд мероприятий, таких как: 1. Регистрация участника ВЭД в таможенном органе (предоставление пакета учредительных документов; см. Памятка участникам ВЭД). 2. Подача уведомления в таможенный орган о прибытии товаров и транспортных средств (либо о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы РФ). 3. Помещение груза на склад временного хранения. 4. Подача краткой декларации, книжки МДП и товаросопроводительных документов на груз в таможенный орган. 5. Подача грузовой таможенной декларации и пакета документов к ней. После подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) начинается основное таможенное оформление товара должностными лицами таможенного органа, которое содержит в себе пять этапов. Этап 1. Прием, регистрация и учет таможенных деклараций. На данном этапе проводится: - проверка соблюдения условий, необходимых для принятия деклараций; - прием таможенной декларации и других документов, подлежащих обязательному представлению таможенному органу, а также электронной копии ГТД; - регистрация ГТД; - общая проверка ГТД и ее электронной копии на предмет соответствия действующим правилам заполнения ГТД согласно заявленному таможенному режиму, а также сверка электронной копии ГТД с бумажным носителем. Этап 2. Контроль за правильностью определения кода товара и соблюдения мер нетарифного регулирования. На данном этапе проводится:
- контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в ГТД, для целей идентификации и классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ); - проверка правильности описания товара в ГТД; - контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД; - проверка документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и предоставление в связи с этим тарифных льгот и преференций; - проверка документов и сведений, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования; - контроль за соблюдением условий помещения товаров по соответствующий таможенный режим. Этап 3. Валютный контроль и контроль таможенной стоимости. На этом этапе производится: - проверка наличия всех необходимых документов для проведения валютного контроля; - проверка соответствия условий внешнеторгового договора действующему валютному законодательству; - проверка правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости; - проверка правильности заявления таможенной стоимости в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, ее подтверждающими. Этап 4. Контроль таможенных платежей. На этом этапе проводится проверка: - наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную просрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам и т.п.; - соблюдение декларантом сроков подачи грузовой таможенной декларации; - правильности заполнения ГТД, полноты и достоверности заявленных в ней сведений, влияющих на исчисление таможенных платежей; - обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций, документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей;
- соблюдение условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей; - правильности исчисления и уплаты таможенных платежей; - наличие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, а также наличия документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей. Этап 5. Досмотр и выпуск товаров. На этом этапе проводится: - проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления и контроля; - принятие решения о досмотре товара; - досмотр и фиксирование результатов досмотра; - завершение таможенного оформления путем принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств либо о невозможности их выпуска. Выпуск товаров и транспортных средств может производиться как после досмотра, так и без такового, если иное не предусмотрено нормативными актами ГТК РФ. С точки зрения регулирования таможенный механизм состоит из органов управления. Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью. Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции: - выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
- разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; - осущствление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров; - сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД; - подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами; - координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами; - осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций. Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи: - оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
- организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством, - содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности, - оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг, - содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке, - принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства, - содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями, - предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов. Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море. За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции. При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами. В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры. Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
Таким образом, таможенными механизмами можно назвать инструменты управления внешнеэкономической деятельности. В практике таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России выделяют следующие механизмы: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование (административное); валютного регулирования. Тарифное регулирование – форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Нетарифный механизм состоит из совокупности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. Валютно-хозяйственные механизмы представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Таможенные механизмы осуществляются в несколько этапов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|