Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типологии и классификации форм, методов и средств социально-культурной деятельности




 

В данном параграфе автор рассматривает классификации и типологии форм, методов и средств социально-культурной деятельности, существующие в современной научной литературе. Над данными вопросами работали Новикова Г.Н., Ариарский М.А., Жаркова Л.С., Жарков А.Д. и другие авторы.

Существует множество различных типологий и классификаций форм, методов и средств социально-культурной деятельности.

Встречающиеся в специальной литературе классификации форм весьма разнообразны. Они основаны на различных критериях. По критерию «направленности деятельности» формы делят на информационные, просветительные, воспитательные, рекреационно-развлекательные. По критерию «вида деятельности» - на аудиопрезентивные, демонстрационные, беседно-дискуссионные, формы организации культурно-творческой деятельности, формы отдыха и развлечения. По критерию «стабильности аудитории» - на стабильные, полустабильные, нестабильные. [23, с. 57]

Наряду с этим существуют и другие типологии. В операционально-практическом плане вполне приемлимым является деление форм на массовые, груповые и индивидуальные. [9, с. 274] Совокупность массовых форм складывается при этом из таких форм, как лекции, встречи, вечера, массовые представления, концерты, выставки, фестивали, праздники и т.д. Совокупность групповых, в свою очередь, складывается из бесед, семинаров, диспутов, игр, кружков, студий, клубов по интересам и т.д. Среди распространенных индивидуальных форм можно назвать электронные и компьютерные игры, занятия в кружках и секциях, студиях, творческих коллективах и т.д.

По степени стабильности классифицирует формы М.А. Ариарский. Он делит их на три группы: стабильные (формы, которые организуются постоянно - занятия кружков, секций, любительских объединений и т.д.); эпизодические (возникают единоразово - концерты, праздники, вечера, гуляния и т.д.); циклические (повторяются через какое-то определенное время - циклы лекций, концертов, вечеров, фестивалей, посвященные какой-либо тематике и т.д.). [3, с. 222]

Кроме того, другие авторы Санкт-Петербургской школы также классифицируют формы социально-культурной деятельности по способу самоорганизации (институциональные и неинституциональные) и по содержанию: праздничные (праздники, карнавалы, шествия и т.д.); развлекательные (ток-шоу, реалити-шоу, дискотеки и т.д.); просветительные (лекции, тематические вечера и т.д.); спортивные (олимпиады, соревнования и т.д.) и религиозные (обряды, таинства и т.д.).

Важно заметить, что для повышения эффективности социально-культурной деятельности необходимо использовать не отдельные формы работы, а научно обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность процесса культурного формирования личности. Важное значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, груповой и массовой работой. [23, с. 58]

В современной теории существуют различные подходы и к классификации методов социально-культурной деятельности. Так, сторонники Санкт-Петербургской школы, как правило, выделяют методы, заимствованные из других наук (таких как педагогика, психология, социология). К ним можно отнести следующие группы методов: методы формирования общественного сознания (информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение и т.д.); методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности (упражнение, самоорганизация, самоуправление, самообразование, самообслуживание, игра и т.д.); методы стимулирования социально-культурной активности (поощрение, пример, соревнование, критика). [3, с. 221]

Также, существует классификация методов, выделенных авторами Московской школы социально-культурной деятельности. Здесь методы делятся на четыре группы: просветительные (упражнение, изложение материала, демонстрация предметов); воспитательные (убеждение, пример, поощрение); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческих задач, тренинг, распределение творческих обязанностей); методы рекреации (вовлечение в занятия, организация игрового соревнования).

Наиболее ценная в операционном плане классификация методов возникает при соотнесении их с используемыми средствами. Здесь представляется следующая система методов социально-культурной деятельности: словесные (сообщение, собеседование, обсуждение, косультиирование); наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ); методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический); методы художественного воздействия на личность (иллюстративные методы, методы театрализации); методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод организации соревнования); методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения). [23, с. 57]

Важно также отметить классификацию методов, проистекающих из природы культурно-досуговой деятельности. Сюда относятся три родовых метода, широко используемые в учреждениях культуры: метод иллюстрации, метод театрализации, метод игры. [11, с. 17] Эти методы применяются в разработке проектов культурно-досуговой деятельности, но их возможности находят самое широкое применение и во всех сферах социально-культурной деятельности.

Типологии средств менее разнообразны, чем типологии форм или методов социально-культурной деятельности. Основной классификацией средств социально-культурной деятельности является их деление на шесть групп: печатные (художественная литература, публицистика, периодические издания); устные (живое слово, сценическая речь); наглядные (реклама, плакаты, афиши); художественные (декорации, хореография, музыка, театр); технические (видео, аудио, визуальные, телевизионные материалы); комплексные (игры, развлечения, конкурсы).

Интересна также типология средств, предложенная Г.Н. Новиковой. Она делит все средства социально-культурной деятельности на две большие группы по преимущественному использованию в воспитательно-образовательном процессе:

. Средства, являющиеся источниками информации: различные системы знаков (устное и письменное слово); системы условных обозначений (ноты, формулы, таблицы); достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, театр, хореография); средства наглядности; комплексные программы; квалификация и внутренняя культуры спеиалиста социально-культурной деятельности.

. Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия: технические средства (кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатная продукция); дизайн срелы; свет, цвет, звук и т.д. [16, с. 46]

Таким образом, можно сказать, что в научной литературе по проблемам социально-культурной деятельности существуют множество различных классификаций форм, методов и средств социально-культурной деятельности, но, поскольку данные понятия очень тесно взаимосвязаны между собой и очень разнообразны, весь их спектр не может вместиться ни в одну из типологий.

Кроме того, в этом отношении данные компоненты классифицировать достаточно трудно, так как они в некоторых случаях могут взаимодополнять друг друга. (так, например, конкурсы и игры могут одновременно являться как формой, так методом или средством социально-культурной деятпельности).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...