Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ опыта применения современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике региональных учреждений культуры (на примере учреждений культуры г. Перми)




 

В данном параграфе автор проводит подробный анализ применения современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике региональных учреждений культуры. Анализ деятельности учреждений проведен на примерах Пермской государственной художественного галереи, Пермского планетария, Пермского театра юного зрителя и Дворца молодежи города Перми.

Большинство государственных учреждений города Перми на современном этапе используют комплексные многофункциональные формы - вечера, фестивали, конкурсы, праздники, театрализованные представления и т.п.

Так, в Пермской государственной художественной галерее каждый последний четверг месяца проходят «вечера в галерее». В програме вечеров обычно стоят встречи с ведущими искусствоведами, кураторами, критиками; экскурсии, лекции и игровые программы. Традиционно вечера завершаются концертом живой музыки. Примечательно то, что вход на такие вечера бесплатный. [18]

Подобные социально-культурные акции дают возможность получить новые впечатления и новый опыт от общения с искусством.

В Дворце Молодежи города Перми используется такая интересная форма как чемпионат по интеллектуальным играм среди работающей молодежи предприятий и организаций города, позволяющая молодым людям проверить свои умственные способности и реализовать свой интеллектуальный потенциал. [8] Примечательно то, что цели и задачи такого чемпионата состоят в развитии интеллектуально-творческих способностей работающей молодежи, стимулировании интереса молодежи к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию, популяризации знаний через игровую деятельность, организации новых форм досуга молодежи.

В условиях коммерциализации сети учреждений культуры и досуга и государственные учреждения культуры города Перми ищут различные новые формы социально-культурной деятельности для привлечения посетителей.

Так, Пермский планетарий предлагает парам, решившим узаконить свои отношения, провести обряд бракосочентания под звездным небом. Такая форм быстро приобрела популярность у пермяков. Однако стоимость проведения обряда достаточно высока - 10 тысяч рублей. [19]

Диапазон методов социально-культурной деятельности, применяемых в учреждениях культуры города Перми, очень широк. Особо популярны словсные (сообщение, разъяснение, обсуждение) и наглядные (демонстрирование, экспонирование, экранно-сценический показ) методы, используемые при проведении лекций планетария, экскурсий и встреч в галерее и краеведческом музее и т.п.

Не меньшую популярность, в связи с коммерциализацией сети досуговых учреждений и ростом зрелищности форм, приобретают методы художественного воздействия на личность - организация непосредственного восприятия произведений искусства, иллюстративные методы, методы театрализации.

Активно используются и методы формирования и стимулирования социально-культурной активности, в особенности соревнование - так, во Дворце Молодежи города Перми проводятся большое количество различных чемпионатов и конкурсов, таких как конкурс «Бриллиантовая невеста Перми» и «Мисс студенчество», чемпионат по уличным танцам, конкурс театрального творчества «Новация», конкурс оригинального жанра и т.д. [8]

Что касаемо исопльзования средств социально-культурной деятельности, то в целом, можно сказать, что учреждения культуры города Перми обладают достаточно большим арсеналом современных, в особенности технических, средств.

Так, благодаря использованию современных технологий в Пермском планетарии появилась абсолютно новая форма работы с населением - спектакли оптического театра, которые создаются при сочетании разнородного изобразительного материала и использования видеосюжетов, слайдов, компьютера и мультимедийного проектора.

Спектакль «Отрочество», поставленный на сцене Пермского театра юного зрителя, также насыщен современными деталями. В руках главного героя Николеньки Иртеньева роль альбома для рисования играет планшетный компьютер. Зрители могут сразу видеть рисунки персонажа: линии и каракули мгновенно проецируются на позади стоящие белые декорации. [20] Все это увеличивает интерес зрителя к такому постановочному решению.

Кроме того, почти каждое учреждение культуры г. Перми имеет собственный Web-сайт в Интернете. Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Но, к сожалению, здесь используется совсем малая возможность интернета, потенциал которого позволяет на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных видов информации.

Таким образом, в ходе работы над данным параграфом, можно сказать, что популярными формами в учреждениях культуры города Перми являются комплексные формы социально-культурной деятельности, такие как фестивали, праздники, конкурсы. Они несут в себе множество различных функций и позволяют с легкостью решать поставленные цели и задачи;

Кроме того, учреждения культуры города сейчас находятся в постоянном поиске новых форм работы с аудиторий, чтобы оставаться конкурентоспособными развивающимся коммерческим учреждениям культуры и досуга.

В учреждениях культуры города наиболее распространены словесные и наглядные методы социально-культурной деятельности, а также методы художественного воздействия на личность и методы формирования и стимулирования социально-культурной активности.

Многие учреждения культуры в нашем городе активно используют современные технологии в качестве средств социально-культурной деятельности. Их использование позволяет создавать принципиально новые формы социально-культурной деятельности для работы с аудиторией, а также разнообразить те, которые уже давно стали традиционными для данного учреждения.

Таким образом, подводя итоги работы над второй главой, можно сказать, что государственные учреждения культуры Российской Федерации, в том числе и города Перми, на современном этапе находятся в стадии адаптации к условиям рыночной экономики. [1, с. 170] Это приводит к поиску новых форм, методов и средств социально-культурной деятельности, используемых для того, чтобы быть конкурентоспособными стремительно развивающимся коммерческим учреждениями культуры и досуга.

Кроме того, современные формы социально-культурной деятельности учреждений культуры Российской Федерации приобретают все более зрелищный и развлекательынй характер. Существует тенденция к комплексности и универсальности применяемых форм социально-культурной деятельности;

Выбор методов, используемых при работе с посетителями учреждений культуры, также обусловлен выбранными преимущественно зрелищными и развлекательными формами. Но в выборе этих методов существует проблема правильного понимания педагогической сущности их использования специалистами социально-культурной деятельности.

Важно и то, что современные информационные и технические средства позволяют вывести социально-культурную деятельность учреждений культуры на принципиально новый уровень развития. Они создают возможности для появления новых форм подачи и потребления культуры, а также для модернизации тех форм, которые уже стали традиционными.

 

 


Заключение

 

Формы, методы и средства социально-культурной деятельности являются основными компонентами технологического процесса, организованного в учреждении культуры. Выбирая ту или иную форму, метод или средство, прежде всего, необходимо учитывать основные цели и задачи задуманной социально-культурной акции, а также ее ресурсную обеспеченность и, что самое важное, специфические особенности аудитории - возрастные, психологические, особенности трудовой деятельности и т.п.

В научной литературе по проблемам социально-культурной деятельности представлено достаточно много различных классификаций форм, методов и средств, но ни одну из них не стоит считать универсальной, поскольку формы, методы и средства социально-культурной деятельности находятся в очень тесной взаимосвязи и в некоторых случаях могут использоваться как форма, как метод или как средство (например, игра).

Тенденции глобализации оказали свое влияние и на технологические процессы, организованные в учреждениях культуры России. Можно сказать, что учреждения культуры, преимущественно, используют различные комплексные формы социально-культурной деятельности (шоу, вечера, чемпионаты, фестивали и т.д.), которые позволяют решать сразу несколько задач одновременно. Кроме того, стоит отметить, что применяемые в учреждениях культуры современные формы социально-культурной деятельности приобретают все более зрелищный и развлекательный характер. Это обусловлено тем, что в современной ситуации государственным и региональным учреждениям культуры необходимо быть конкурентоспособными стремительно развивающимся коммерческим учреждениям культуры и досуга (танцевальным клубам, кинотеатрам, частным музеям, торгово-развлекательным центрам и комплексам).

Выбор современных методов социально-культурной деятельности обусловлен выбранными преимущественно зрелищными комплексными формами. Особую роль в этом процессе играют родовые методы культурно-досуговой деятельности, проистекающие из ее природы - методы театрализации, иллюстрации и игры.

Большое значение сегодня также играют и активно внедряемые в учреждения культуры современные информационные и технические технологии, выступающие в качестве средств социально-культурной деятельности. Это приводит к образованию новых форм подачи и потребления культурных ценностей, что позволяет вывести социально-культурную деятельность учреждений культуры на принципиально новый уровень развития.

 

 


Список источников

 

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 236 с.

2. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.

.   Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. - СПб.: Эго, 2001. - 287 с.

.   Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.

.   Болотников, И.М. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / И.М. Болотников, Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Издательство СПбГУКИ, 2007. - 448 с.

.   Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. - 235 с.

.   Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2004. - 406 с.

.   Дворец Молодежи города Перми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.dmperm.ru

.   Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

.   Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательство МГУК, 1998. - 248 с.

.   Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие для студентов вузов культуры и училищ культуры / Л.С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.

.   Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. - 200 с.

.   Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: 2004. - 539 с.

.   Курочкина, М.А. Новые технологии досуга: Проблемы и тенденции / М.А. Курочкина // Социально-культурная деятельность: проблемы, опыт, перспективы / Перм. гос. ин-т искусства и культуры, каф. СКД; под ред. Г.М. Кузицына. - Пермь, 2006. - с. 82-92

.   Мельникова, Н.С. К проблеме возрождения традиционных форм досуга в современных условиях / Н.С. Мельникова // Социально-культурная деятельность: проблемы, опыт, перспективы / Перм. гос. ин-т искусства и культуры, каф. СКД; под ред. Г.М. Кузицына. - Пермь, 2006. - с. 79-81

.   Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2010. - 158 с.

.   О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 №7 [Электронный ресурс] // Консультант плюс

.   Пермская государственная художественная галерея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.gallery.permonline.ru

.   Пермский планетарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.planetarium.perm.ru

.   Пермский театр юного зрителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.tuz.permonline.ru

.   Рябков, В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ века): учеб. пособие / В.М. Рябков. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2008. - Т.9. - 556 с.

.   Родионов, И.М. Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой деятельности / И.М. Родионов // «Молодой ученый». - 2010. - №5. - с. 231-235

.   Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

.   Туев, В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учеб. пособие / В.В. Туев. - Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2006. - 87 с.

.   Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - Издательства «Лань», 2007. - 448 с.

.   Чижиков, В.М. Теория и практика социально-культурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2008. - 608 с.

культурный досуг технологический учреждение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...