Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ опыта применения современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры Российской Федерации




 

В данном параграфе автор анализирует опыт применения современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и досуга Российского Федерации, а также выявляет особенности применения данных компонентов. Над данной проблемой работали следующие авторы: Аванесова Г.А., Исаева И.Ю., Григорьева Е.И., Новикова Г.Н. и другие.

В зависимости от целей деятельности все структуры Российской Федерации, производящие культурные товары и услуги, можно разделить на некоммерческие, коммерческие и смешанные. Некоммерческими обычно считаются все государственные и региональные учреждения культуры, а также значительная часть организаций, учреждаемых общественными организациями. Некоммерческим структурам оказывают помощь различные доноры извне (органы власти, благотворительные фонды, спонсоры и др.).

Но согласно российскому законодательству некоммерческие организации культуры могут обращаться к предпринимательству, доходы от которого должны идти на развитие основного вида деятельности. В этом случае организация культуры начинает действовать на смешанной основе. [17]

Наконец, в сфере социально-культурной деятельности действуют преимущественно коммерческие структуры:

• организации индустрии развлечений и информационного вещания, а также фирмы досугового сервиса, выступающие как предпринимательские товарищества, общества (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество открытого или закрытого типа и др.), представлены почти во всех сферах и секторах культуры, начиная от коммерческих каналов СМИ, домов моды, эстрады, кончая частными музеями, театрами, галереями и др.;

• государственные и муниципальные унитарные предприятия (распространены в сфере кино-, теле-, видеопроизводства и проката, в производстве оборудования для аудиовизуальной сферы, а также цирки).

Перечисленные виды и формы организаций культуры и досуга различаются целями деятельности, структурой управления, формами распоряжения прибыли; у них также неодинаковые права на имущество. В зависимости от разных форм организационно-правовой и имущественной деятельности, а также от сочетания факторов внешней и внутренней среды организации и учреждения сферы культуры могут строить свою деятельность на смешанной финансовой основе. [1, с. 67]

Государственные учреждения культуры сейчас находятся в состоянии адаптации к рыночным условиям. Это переходное состояние является одной из наиболее сложных проблем российского общества на современном этапе. [1, с. 170]

Так, большинство музеев страны по-прежнему остаются государственными или региональными учреждениями культуры и финансируются из государственного и регионального бюджета. Частные же музеи, которых в последнее время стало достаточно большое количество, активизируют свою деятельность, в основном, в направлении освоения современных реалий культуры: более чутко относятся к массовому спросу, активно внедряют инновационные технологии.

В новых условиях государственные музеи пересматривают формы своей деятельности, чтобы приблизить их к познавательным потребностям людей, удовлетворяя их досуговые запросы.

Например, многие музеи, откликаясь на интерес посетителей к прошлому, а также к загадочным случаям из жизни исторических персонажей, нередко проводят экскурсии в одежде былых времен. Кроме того, помимо установленных фактов, в экскурсионный материал вводятся слухи или легенды.

Так, сотрудники Русского музея разработали специальную ночную экскурсию по Михайловскому замку, принадлежавшему в свое время Павлу I. В бывшей спальне царя посетителям рассказывают в основном достоверные сведения о событиях мартовской ночи 1801 г., когда царь был убит. Но при этом упоминают и о том, что, по слухам, в ночном замке гуляет привидение в образе Павла I. Конечно, работники музея не ставят перед собой цели добиться дешевого эффекта; они не обряжают актера исполнить роль привидения. Ночные экскурсанты получают возможность слышать лишь звук шагов «невидимого Павла», что производит не меньший эффект. Экскурсии такого рода пользуются спросом среди определенных групп посетителей. [1, с. 171]

Популярностью пользуются и различные мистерии-туры (туры с приключениями), организованные музеями этнографии и национальной истории. Например, в Рязани существует программа «Эх, разбойнички!», основанная на реальных исторических событиях. Для посетителей разыгрывается нападение разбойников во время прогулки по лесу. В XVII-XVIII веках в Шацком уезде близ села Борки существовали разбойничьи шайки атамана Михаила Харитонова, нападение которых и воспроизводят актеры. [4, с. 110]

Российские музеи также стремятся преодолеть ограниченность привычных видов экспозиционной работы. Здесь становятся популярны идеи «живых музеев» (основная композиция такиих музеев дополняется конкретными формами живой активности).

Такие идеи пытаются ныне развивать руководство руководство Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», а также Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Планируется демонстрировать, каким образом на данных территориях развивались хозяйственные занятия (поселить живых лошаднй в конюшни, завести ульи с пчелами в саду) или показвыать посетителям в действии ремесленные и промысловые занятия, существовавшие когда-то в окрестностях. [1, с. 173]

Важно заметить, что внедрение таких новшеств должно происходит с большой осторожностью и быть четко спроектировано, чтобы не повредить сохранение культурного наследия страны. Здесь опасно увлечься массовым спросом и превратить музейную территорию в развлекательный комплекс, зарабатывающий деньги.

Растущий интерес к здоровому образу жизни и занятиям спортом у населения России также вызывает появление новых форм досуга, а вместе с тем и строительство новых учреждений культуры. Так, с развитием активных и экстремальных видов спорта, таких как скейтборд, стритборд, катание на роликовых коньках, велосипедах ВМХ, распространенных ранее на Западе, в России появляются и новые культурно-спортивные учреждения - скейт-парки, как разновидность парков культуры и отдыха.

Они позволяют имитировать многие трюки уличного катания, причем с повышением безопасности, облегчением техники и значительным усилением зрелищности трюка. Скейт-парки могут быть как частными, так и общественными. Частные скейт-парки чаще всего платны, тогда как общественные в основном свободны от пошлин за вход. Многие частные скейт-парки строятся в специальных помещениях, таких, как площадки для катания на роликах, складские помещения, стадионы. Как правило, муниципальные скейт-парки почти всегда строятся под открытым небом. В настоящее время крупнейшие скейт-парки России находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Красноярске, Курске.

Кроме того, в подобных учреждениях проводятся множество спортивных и культурно-развлкательных мероприятий: фестивалей, корпоративных мероприятий, спортивных шоу, соревнований, баттлов и т.п.

Таким образом, можно сказать, что в современных формах социально-культурной деятельности, организованных в государственных, муниципальных или коммерческих учреждениях культуры, преобладают аспекты массовости, развлечения и зрелищности.

Что касаемо исользования методов, то, в связи с тем, что в формах социально-культурной деятельности преобладает зрелищный аспект, большинством своим в учреждениях культуры России используются родовые методы культурно-досуговой деятельности - театрализация, иллюстрация, игра. Суть театрализации в современных досуговых программах - поиски художественного образа для передачи содержания, а суть иллюстрирования - в усилении звучания основной темы. Игра же является эффективным методом обучения и воспитания. [4, с. 136] С помощью игры в учреждениях культуры не только познается окружающий мир, но и воспитывается творческая инициатива, побуждается любознательность, формируется чувство ритма, вырабатывается пластичность, активизируется мышление.

Но, к сожалению, организаторы социально-культурной деятельности в учреждениях культуры не всегда используют данные методы правильно. В выборе методов важно не просто понимание специфики той или иной формы программы и разбираться в законах ее драматургического построения, нужно еще умело использовать педагогический потенциал методов театрализации, иллюстрации и игры.

«В учреждениях культуры зачастую отсутствует понимание методики создания и проведения культурно-досуговых программ. Очень часто между понятиями театрализации, иллюстрации и игры ставится знак равенства». [9, с. 380]

Методы формирования общественного сознания все чаще используются в учреждениях культуры, в особенности с переходом к рыночной экономике, в условиях которой главной целью коммерческих учреждений является получение прибыли за счет привлечения как можно большего числа посетителей. Примером тому могут служить различные современные клубы, фитнес-центры, частные парки аттракционов, кинотеатры, досугово-восстановительные центры, торгово-развлекательные комплексы и пр. Методы внушения, заражения, убеждения, подражания направлены на участников социально-культурных программ в целях преобразования или изменения психологических характеристик личности (взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей.

Кроме того, при помощи опосредованного воздействия на личность с помощью методов формирования общественного сознания организатор социально-культурной деятельности в учреждении культуры имеет возможность реализации духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Так, например, в Государственном Историческом Музее существует такая новая форма деятельности как историческая интерактивная игра-трансформер «Путешествие на поезде времени». [12, с. 58] Участники игры получают книжку-путеводитель с картой маршрута и творческими заданиями. С помощью этой игры посетители могут в интересной форме ознакомиться с экспонатами и памятниками, находящимися в музее. Кроме того, человек, узнавая и принимая для себя традиции, обычаи, искусство, которые он видит, непроизвольно является участником процесса внушения. У него формируется какая-либо гражданская позиция, отношение в истории своего государства, к российской армии и т.д.

Сейчас уже никто не станет отрицать, что новые информационные технологии - это удобные средства, которые облегчают работу, упрощают и удешевляют коммуникацию, стимулируют создание сетей и обмен информацией. Теперь один музей через Интернет может познакомится с фондами другого. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по своей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культуры может быстро обменяться с другим данными, которые можно очень хорошо использовать в ежедневной работе. [25, с. 227]

Новые средства коммуникации вопреки всем опасным предсказаниям, наоборот повышают интерес, делают более доступными традиционые виды социально-культурной деятельности, способствуют лучшей информированности о них.

Кроме того, в современных условиях идет речь и о новых формах подачи культуры.

Так, например, уже несколько лет одним из ярких событий в международном музейном деле стали Международные музейные биеннале, проводимые на базе Красноярского музейного центра. И в немалой степени это обусловлено исплоьзованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего биеннале.

Также, Государственным музеем истории Санкт-Петербурга был подготовлен и выпущен компакт-диск - мультимедийная образовательная программа «Александр Блок», созданная на основе коллекций А. Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и познакомиться с фондами. Диск сожержит полную коллекцию фотоснимков поэта, его генеалогическое древо, интерактивную карту Санкт-Петербурга с адресами, связанными с жизнью и творчеством А. Блока, и другие материалы. Этот компакт-диск используется не только по прямому назначению - для образовательных целей, но и самим музеем, получившим новые возможности для презентации и участия в различных выставках в стране и за рубежом. [25, с. 250]

Электронная коммуникация дает огромные возможности для установления партнерских отношений в межрегиональном и международном масштабах (отношений учреждений культуры друг с другом, с другими социальными и социально-культурными институтами - школами, ВУЗами, управленческой сферой и пр.)

В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режиме реализована программа в помощь учителям и школьникам по разделам «Мировая художественная культура» и «История российской культуры», в которой участвую музеи, библиотеки, театры, художественные и музыкальные школы. [26, с. 348]

Также, результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информационных технологий в управлении сферой культуры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его создателями и пользователями стали работники учреждений культуры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Волгограда до Ставрополя и Дагестана. [25, с. 257] Распределив функции и направления по формированию и ведению сервера, участники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкурсах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проектах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованым специалистам и специалистам, ищущим себе применение.

Таким образом, необходимо обозначить несколько важных моментов:

В России на современном этапе существует проблема адаптации государственных учреждений культуры к рыночной экономике. [1, с. 170] В этой связи, наиболее востребованными становятся коммерческие учреждения культуры, которые к такому типу экономики приспособленны гораздо лучше. (так, например, танцевальные клубы, торгово-развлекательные центры и комплексы, частные музеи и пр.) Но, деятельность коммерческих учреждений культуры напрямую зависит от получения прибыли и, как следствие, от количества посетителей. От этих факторов и зависит выбор технологических приемов, а также форм, методов и средств социально-культурной деятельности, используемых в работе с населением, которые зачастую подобраны неправильно и не отвечают истинным культурно-досуговым запросам общества;

Кроме того, формы социально-культурной деятельности современных государственных учреждений культуры в России приобретают все более зрелищно-развлекательный характер, поскольку государственным учреждениям необходимо создавать конкуренцию развивающейся сети коммерческих учреждений культуры. В соответствии с этим, выбор методов социально-культурной деятельности также обуславливает аспекты зрелищности и развлекательности. Особую роль играют сейчас родовые методы культурно-досуговой деятельности. Но, вместе с тем, существует проблема правильного понимания педагогической сущности данных методов специалистами социально-культурной деятельности, которые занимаются организацией досуга в усреждениях культуры;

Важно и то, что появление современных информационных технологий создает возможности для эффективного информирования населения о деятельности учреждения культуры, для развития новых форм подачи культуры - мультимедиа продукции, виртуального пространства и т.п. Кроме того, современная электронная коммуникация дает возможность и для установления партнерских отношений различных масштабов. Все это позволяет вывести социально-культурную деятельность учреждения на совершенно новый уровень.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...