Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие тенденции развития современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности на современном этапе развития общества




 

В данном параграфе автор дает характеристику общим тенденциям формирования и развития современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности. Над данной проблемой работали следующие авторы: Асанова И.М., Дерябина С.О., Аванесова Г.А., Рябков В.М., Курочкина М.А. и другие.

Современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности несут в себе печать постиндустриального общества. Постиндустриальная эпоха - эпоха информационного господства, высокоразвитого коммуникативного пространства, привнося перемены во все структуры общества, вносит значительные перемены и в социально-культурную деятельность. [2, с. 7]

Модернизация форм, видов, методов, средств, технологий социально-культурной деятельности обусловлена следующими тенденциями:

. изменение социальной структуры общества;

. увеличение свободного времени (компьютеризация технологических процессов в сфере хозяйственной деятельности, интерактивность сетей);

. развитие частной собственности;

. рост широкой сети коммерческих предприятий, фирм, корпораций;

. рост коммерческих видов социально-культурных услуг.

В решении проблем организации социально-культурной деятельности на данный момент преобладает экономический подход. Такой подход позволяет расширять и делать более разнообразными формы, методы и средства социально-культурной деятельности. Кроме того, доля государственных учреждений культуры падает, а доля негосударственных, частных, коммерческих центров стремительно растет. Приемы, которые используют руководители коммерческих учреждений культуры, зачастую отличаются от форм, методов и средств социально-культурной деятельности, применяющихся в государственных учреждениях. Часть этих инноваций опирается на американский и европейский опыт анимации и реабилитации личности. [14, с. 90]

Проникновение западных технологий можно считать закономерностью. Закономерность эта заключена в глобальных мировых, политических, экономических, социальных и культурных процессах. Все эти социально-культурные явления связаны с информационными технологиями, которые кардинально трансформируют социальную среду, и это автоматически влечет за собой изменения и в социально-культурной среде. Этот процесс уже давно получил свое название - глобализация.

Среди авангардных направлений социально-культурной деятельности можно выделить следующие:

·   тематические парки;

·   шоу-музеи;

·   событийный туризм (карнавалы, фестивали, праздники);

·   спортивные и спортивно-зрелищные мероприятия;

·   зрелищные шоу-программы и конкурсы;

Первые парки развлечений появились в Европе уже в конце 1960-х годов. В основе концепции тематического парка лежит какая-либо определенная тема, вокруг которой разворачиваются все мероприятия, и происходит построение аттракционов. Тематический парк - специальным образом организованная территория, предназначенная для рекреации и развлечений, особенностью которой является комплекс услуг, отвечающих определенной теме. По этому признаку можно выделить несколько типов тематических парков:

. Культурно-исторические тематические парки отвечают тематике, связанной с одной или несколькими историческими или культурными событиями;

. Национальные природные научно-познавательные тематические парки - территория или акватория с уникальными природными объектами, которая особо охраняема и имеет сложную функциональную структуру;

. Океанариумы и дельфинарии - парки, специализирующиеся на коллекционировании, содержании, изучении и демонстрации представителей водной среды или их конкретных обитателей;

. Аквапарки - развлекательные и досуговые комплексы, основанные на аттрактивности водной стихии;

. Индустриальные тематические парки, основанные на производственных технологиях (гончарная деревня, павильон киностудии, роспись бытовых предметов и т.д.);

. Аттрактивные тематические парки являются наиболее посещаемыми. Их основатель - всемирно известный У. Дисней. Основной идеей подобных парков является сочетание развлекательных, познавательных и спортивных программ для детей и взрослых, различных в разных ландшафтных и культурно-исторических зонах. [4, с. 137]

В соответствии с их назначением в парках представлены следующие формы социально-культурной деятельности: аттракционы, игровые автоматы, подвижные и логические игры; студии и клубы; театральные, концертные, танцевально-развлекательные, шоу-программы; массовые праздники; конкурсы; игры; анимационные программы и множество других.

Главной задачей парков является удерживание посетителя на территории парка в течение как можно более продолжительного времени, стимулируя при этом желание клиента вернуться сюда снова. [22, с. 231]

Современные приемы используются и для оживления экспонатов и целых экспозиций музеев. Традиционное понимание музея, как собрания редкостей, предметов, уступает место более широкому его пониманию. Музеи все более активно включаются в жизнь, активную социальную и культурно-досуговую деятельность.

Освоение современных принципов музейной деятельности ведется сразу по многим направлениям. Отрабатываются новые виды сервиса, обновляются различные виды экскурсионного обслуживания, расширяются услуги, связанные с продажей в музеях товаров культурного назначения. Нередко трансформируются содержательные ориентиры деятельности музеев за счет освоения новых целей и тем экспозиционной работы, раскрытия разных точек зрения на одно и то же историческое явление, на деятельность известных политических деятелей.

Все это активизирует интерес к музею, увеличивает частоту его посещений, превращая его в один из значительных объектов инфраструктуры социально-культурной деятельности.

Одним из новых направлений социально-культурной деятельности музеев являются шоу-музеи, т.е. музеи с живыми персонажами экспонируемой эпохи. [4, с. 139] Сюда также можно отнести и музеи восковых фигур, «замки с привидениями». Интересны также музеи, представляющие собой своеобразные уголки одних стран на территории других и т.п.

Особое место в организации современной социально-культурной деятельности принадлежит театрам. Они с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создают условия для особого зрелища и представлены чаще двумя частями: зрительской и демонстрационной. Происходит интеграция концертных залов с театральными и кинозалами, создание универсальных многоцелевых залов. Универсальные залы все чаще принимают международные фестивали, среди которых большая часть представлена театральными и музыкальными.

Большинство современных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. [4, с. 140] Международные фестивали играют важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.

Что касаемо современных методов социально-культурной деятельности, то необходимо отметить, что в связи с тем, что общество отдает предпочтение коммерческим учреждениям культуры, а те в свою очередь основной своей целью ставят получение максимальной прибыли, то и деятельность их направлена на привлечение как можно большего числа посетителей. [5, с. 157] Поэтому особо возрастает роль методов психологического воздействия, таких как внушение, заражение, убеждение, подражание. Кроме того, в настоящее время все больше используются методы рекреационно-оздоровительной деятельности - стимулирование культурного отдыха, повышение досуговой квалификации, непосредственная организация творческих занятий.

Также, у организаторов социально-культурной деятельности по-прежнему популярны методы художественного воздействия на личность, такие как организация непосредственного восприятия произведений искусства, методы иллюстрации, театрализации и метод игры.

Среди современных средств социально-культурной деятельности, первое что необходимо назвать - это новейшие компьютерные и технические средства.

Электронные и цифровые технологии обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото и видео изображения, цвета, звука, анимации. Это открывает новые возможности хранения артефактов, трансляции и тиражирования информации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д. [25, с. 360]

На этой основе и возникают новые формы потребления услуг и способов их оказания в учреждениях культуры (экранная культура, электронные галереи и т.д.). Возникают и новые виды творчества - видео-арт, медиа-арт, медиа-дизайн. Совершенно новые смыслы приобретает не только искусство и художественное произведение, но и само авторство, экспозиция, экспертиза.

Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит, однако, отметить и некоторые сложности и проблемы, создаваемые самими этими возможностями. Это и проблемы авторского права, интеллектуальной собственности - обеспечить их в новых условиях гораздо труднее. [25, с. 369]

Таким образом, в ходе работы над данным параграфом, можно прийти к следующим выводам:

В организации социально-культурной деятельности современного общества значительно преобладает экономический подход. Он, зачастую, обуславливает выбор приемов и методик организации деятельности учреждения культуры, но в то же время позволяет разнообразить и расширить их.

Кроме того, с развитием постиндустриального общества все больше усиливаются тенденции к интеграции и универсализации учреждений культуры. Это обусловлено все более усиливающимися тенденциями глобализации и использованием зарубежного опыта социально-культурной анимации и реабилитации личности.

Также, с развитием современных информационных технологий появляются и новые формы деятельности учреждений, но, вместе с тем, появляются и новые проблемы - авторского права, интеллектуальной собственности и т.п.

Таким образом, подводя итоги работы над первой главой, можно сказать, что формы, методы и средства социально-культурной деятельности, как компоненты технологического процесса, организованного в учреждении культуры, находятся в очень тесной взаимосвязи и в некоторых случаях могут взаимодополнять друг друга (так, например, конкурсы и игры). Поэтому можно сказать о том, что в этом отношении классифицировать их достаточно трудно;

Кроме того, при выборе этих компонентов для проведения мероприятия специалисту нужно обязательно руководствоваться темой, целями и задачами задуманной акции, а также учитывать разнообразные возрастные, педагогические, трудовые и психологические особенности аудитории.

Также, в организации социально-культурной деятельности современного общества значительно преобладает экономический подход, который, зачастую, обуславливает выбор приемов и методик организации деятельности учреждения культуры, но в то же время такой подход позволяет разнообразить и расширить их.

Некоторые современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности заимствованы из европейского и американского опыта социально-культурной анимации и реабилитации личности, что обусловлено все более усиливающимися тенденциями глобализации, в том числе и в культурной среде. Это позволяет разрешить некоторые проблемы межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости и т.п., но, в то же время, это ведет и к падению общего уровня культуры населения.

Также, необходимо отметить, что на основе современных информационных и технических технологий, используемых в учреждениях культуры в качестве средств социально-культурной деятельности возникают новые формы потребления и оказания социально-культурных услуг. Однако, появляются и новые проблемы, которые в современных условиях решать гораздо труднее. К таким проблемам относятся, в первую очередь, проблемы авторского права, которое практически всегда не соблюдено (так, например, организаторы социально-культурной деятельности зачастую используют фонограммы для какой-либо задуманной акции, не согласовывая это с автором композиции).

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...