Связь коррекционной педагогики и специальной психологии с другими науками.
Задачи коррекционной педагогики и специальной психологии Исходя из предмета исследования коррекционная педагогика стремится решить следующие задачи: 1) выявить существенные признаки недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, а также причины и условия их возникновения; 2) проследить эволюцию коррекционно-педагогической деятельности; 3) разработать программу профилактики и преодоления отклонений в развитии и поведении детей и подростков; 4) выявить социально-педагогические факторы, обусловливающие психофизиологическое развитие ребенка; 5) выработать методы, приемы и средства коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка рассматриваемой категории; 6) разработать содержание, методы и организационные формы специального обучения, способные обеспечивать поступательное культурное развитие ребенка, предупреждение и коррекцию вторичных по своей природе отклонений в психическом развитии: 7) разработать план задач и основных направлений деятельности для социальных институтов, в поле деятельности которых входит работа с детьми и подростками группы риска; 8) создать методику обучения педагогов по коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками. Главной задачей интересующей нас области коррекц. педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания. Основная задача спец. психологии: Формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов для замещения и перестройки нарушенных функции. Задачи спец. психологии: 1. изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в различных условиях;
2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической коррекции недостатков развития; 4. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений; 5. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; 6. психическоекое изучение социальной адаптации лиц с недостатками развития; 7. психологическая коррекция дезадаптации.
Связь коррекционной педагогики и специальной психологии с другими науками. Связь кор. Пед.: 1) Философия – основной фундамент науки, ее методологическая основа; 2) Общая педагогика – цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания, всестороннее развитие личности; 3) Общая психология – возникновение недостатков, причины отклонения; 4) Социальная педагогика – влияние общества, воспитание, среды и наследственности. 5) Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, их включения в социальные группы; 6) Социология – изучает формирование общества в целом, формирование социальных отношений; 7) Область медицинских наук: a. Педиатрия – изучает здоровье ребенка и процесс его развития, методы профилактики и лечения заболеваний; b. Психиатрия – изучает психические болезни, найти правильное направление в работе с детьми; c. Психопатология – изучает закономерности, причины, реабилитация нарушенных психических функций; d. Психотерапия – комплекс психических воздействий на больного. Взаимосвязи социальной психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны. С одной стороны, философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.
Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием. Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей. Культурология, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов. Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов. Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функционирования социально-психологических особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|