Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины возникновения отклонений в развитии

Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают, выделяют несколько групп.

По источнику происхождения нарушения:

1) Эндогенные (внутренние) — возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма (проблемы, связанные с генетикой).

2) Экзогенные (внешние) — возникающие по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания).

По структуре дефекта:

3) Органические — поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), т. е. вследствие органических нарушений в организме.

4) Функциональные — расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

По времени возникновения отклонения:

5) Врождённые — вследствие заболевания матери в перинатальный период, а также наследственных генетических поражений.

6) Приобретённые — вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнаталь- ных) поражений организма ребёнка.

По способу возникновения:

7) Социальные — неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.

8) Стихийные — несчастные случаи.

9) Наследственные.

Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.

1) Причины эндогенных нарушений. Инфекционные болезни НС (менингит, воспаление мозговых оболочек, энцефалит — воспаление головного мозга), как следствие: ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности.

Инфекционные заболевания: корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит — нарушение слуха, выраженные физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов.

2) Причины экзогенных нарушений.

Черепно-мозговые травмы (сотрясение, ушиб, сдавление мозга, повреждения мозговой оболочки) — патологии движений, психики, интеллекта.

3) Нарушения вследствие органических расстройств.

Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия (медленная речь), дислалия (расстройство речи), алалия (утрата речи), афазия, дисграфия, дислексия, аутизм.

4) Нарушения вследствие функциональны 1х расстройств. ЗПР, логоневроз, рино- лалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции, минимальная мозговая дисфункция.

5) Причины врождённых нарушений:

Последствия заболеваний матери:

• токсоплазмоз (паразитарное заболевание) — поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие — олигофрения, гидро-, микроцефалия;

• врождённая краснуха — поражение зрения, двигательные нарушения;

• внутриутробные инфекции НС — гидро-, микроцефалия, параличи, парезы;

• несовместимость резус-фактора крови матери и плода — мозговые поражения, нарушения слуха;

• химические вещества и радиоактивные излучения, влияющие на общее развитие плода.

Наследственные генетические поражения:

• нарушение хромосомных наборов родителей — формы олигофрении (синдром Дауна), формы глухоты, слепоты;

• алкоголизм, наркомания — врожденные аномалии, уродства.

6) Причины приобретённых нарушений:

1) Природовые нарушения:

• асфиксия (кислородная недостаточность) — общее недоразвитие;

• внутричерепная родовая травма — ДЦП, нарушение моторного развития ребёнка.

2) Послеродовые нарушения:

• инфекционные болезни НС: менингит — гидроцефалия, глухота, ЗПР; энцефалит — задержка моторного развития; полиомиелит — ограничение двигательной способности, параличи, парезы; грипп, корь — поражения НС;

• черепно-мозговые травмы — патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушение памяти, речи, интеллекта.

7) Нарушения социального характера. ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера.

 

Норма развития (идеальная, статистическая и функциональная нормы)

Понятие нормы следует рассматривать в трех разных значениях, т. е. как норму статистическую, функциональную и идеальную, хотя можно найти и другое понимание нормы.

1) СТАТИСТИЧЕСКАЯ норма (С.Н.) — это средняя величина, наиболее часто встречающееся значение. Она имеет свои плюсы и минусы: +) С.Н. определяет популяцию с точки зрения ее изменчивости; +) ее можно легко высчитать; +) по ее показателям «нормальных» людей больше; —) не всегда является отклонением то, что находится вне границы нормы (рост, вес…).

2) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ норма — это качества, показатели человека, обеспечивающие его субъективное удовлетворение и адекватную самореализацию: +) учет собственных возможностей, способностей, опыта; +) в данном случае под нормой понимается круг потенциальных возможностей человека; +) это понятие является исходным в работе с аномальными детьми.

3) ИДЕАЛЬНАЯ норма — это оптимальный способ существования личности в опти-мальных, социальных условиях. +) здесь норма — это совершенство, идеал, образец; +) норма — это бесконечный процесс самореализации личности; —) возможно отсутствие идеала, его противоречивость.

Из вышесказанного следует, что в целом норма человека не зависит от наличия или отсутствия у него зрения, слуха, правильной речи, функционирования опорно-двигатель-ного аппарата, если человек нашел «свое место» в обществе, в жизни. Но, как правило, норма личности непосредственно связана с психическим развитием человека. В данном аспекте есть существенное различие между нормальными и ненормальными проявлениями: психические отклонения у «нормального» ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко избавиться, если захочет, при соответствующем усилии. Психопаты и нервные дети не могут этого сделать, так как не в состоянии проявить волевое усилие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...