Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии нормального развития

Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности личности, которые И. Кулка (1993) соотносит с особенностями развития людей с проблемами в развитии:

1) Субъективная удовлетворенность (удовлетворение своих потребностей через действительность и удовлетворенность от действительности).

2) Идентичность (осознание себя идентичным человеческому обществу).

3) Автономность (независимость, самостоятельность).

4) Адекватное восприятие реальности (даже при нарушении анализаторной сферы компенсация со стороны здоровых органов).

5) Адекватное самопознание, саморазвитие, самооценка.

6) Интегральность как целостность личности, равновесие между личностью и окружением.

7) Сильная толерантность к фрустрации («терпение» к «обману», сильным отрицательным переживаниям, т. е. отсутствие реакции на неблагоприятный фактор).

8) Резистентность по отношению к стрессу, повышенная устойчивость к стрессам.

9) Приемлемая социальная адаптация (приспособление к общественной жизни: профессия, семья, друзья).

10) Оптимальное самоутверждение через самораскрытие и самопознание.

Рассматривая человека с позиции интеллектуальных, физических и психических

(душевных) его составляющих, можно выделить норму физического, интеллектуального и психического развития, а следовательно, и критерии нормального развития.

Критерии нормального интеллектуального развития

1) Потребность, стремление к познанию нового.

2) Сформированность мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, сравнение.).

3) Развитие психических процессов (внимание, память, воображение, восприятие.).

4) Сформированности всех видов деятельности (игровой, трудовой, учебной, спортивной.).

Критерии нормального физического развития

1) Способность к самостоятельному передвижению в пространстве и физическим действиям.

2) Способность к самостоятельной жизнедеятельности и самообслуживанию.

3) Сформированность трудовой, игровой, учебной и спортивной деятельности.

4) Приемлемая социальная адаптация (работа, семья, друзья).

5) Оптимальное самораскрытие.

Критерии нормального психического развития

Самым существенным критерием душевного здоровья (Л.Пожар, 1996) считается интеграция личности и ее динамичное равновесие. Условия душевного здоровья предста-вляются в трех областях:

1) Норма в отношении к самому себе: человек доволен собой, живет в согласии с самим собой, обладает самоуважением, имеет адекватное представление о своих возможно-стях и способностях, адекватно воспринимает свои недостатки, регулирует свои чувства, умеет воспринимать себя с чувством юмора.

2) Норма в отношении к другим людям: человек чувствует себя комфортно в общении, испытывает любовь, доверие, уважает расовые, культурные и прочие особенности других людей. Принимает людей такими, какие они есть, неагрессивен в общении, чувствует себя членом коллектива, группы, может управлять ею. Дружелюбен, уверен в себе.

3) Норма в отношении к жизни: человек способен выполнять требования жизни, формировать свое окружение, приспосабливаться к нему, планировать жизнь, не бояться будущего, ставить реальные цели, принимать решения, решать все жизненные задачи.

При более подробном анализе всех указанных критериев нормального развития личности выявляется, что они далеко неоднозначны и неабсолютны, поэтому, с одной стороны, у каждого человека существует собственная индивидуальная норма, относительно которой он может отклоняться; а с другой стороны, существует некая общепринятая норма в развитии человека, относительно которой каждый ребенок (человек) имеет свой индивидуальный уровень развития.

 

Понятие структуры дефекта

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов центральной нервной системы, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами.

Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им — возникает под его влиянием. Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов — сложный дефект отличается качественным своеобразием. Сочетание дефектов может быть самым разнообразным, например: умственно отсталые слепые или слабовидящие; слепоглухие или глухие слабовидящие, глухие или слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата. Развитие этих детей искажено сочетанием дефектов в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий. Помимо сложных имеют место и осложненные дефекты, в которых выделяется ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство.
Рассмотрим примеры развития вторичного дефекта на основе первичного. У глухих детей первичным дефектом является нарушение слухового восприятия. Вторичный дефект — немота (если глухота возникла до овладения речью). Даже в результате специального обучения сформированная устная речь у глухих отличается некоторой неполноценностью.

Нарушено произношение, т.к. отсутствует слуховой контроль, ограничены словарный запас и грамматический строй. Это оказывает негативное влияние на формирование характера и нравственных качеств.
У слепых детей первичным дефектом является поражение органов зрения, слепота. Вторичные дефекты: недостаточность пространственной ориентации, конкретных предметных представлений, образного мышления, недостаточная выразительность мимики, своеобразие походки.
У умственно отсталых детей первичным дефектом является органическое поражение головного мозга. Вторичный дефект — нарушение таких высших психических функций, как словесно-логическое мышление, произвольная память, активное восприятие, нарушения личности.
При различных первичных дефектах многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Существуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей:
• при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития;
• своевременно не формируется ни один вид детской деятельности; например, предметная деятельность у глухих и слабослышащих становится ведущей к пяти годам, у умственно отсталых — к концу дошкольного возраста;
• наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов;
• нарушается развитие процесса общения: дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта — пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;
• у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...