Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заикание. Феномен фиксации внимания заикающихся на своем дефекте

В одних случаях заикание рассматривается как сложное невротическое расстройство в результате «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга и нарушения коркового, подкоркового взаимодействия.В других случаях, заикание рассматривается как сложное невротическое расстройство, но возникающее по типу зафиксированного патологического рефлекса при речевых затруднениях и нарушениях другого характера.

В третьих заикание как сложное функциональное расстройство речи, возникающее вследствии общего или речевого дизонтогенеза или деформации личностного развития. В четвертых механизм заикания объясняется на основе органических изменений ЦНС.

При разных подходах к объяснению механизмов заикания необходимо учитывать наличие нарушений физиологического и психологического характера, которые составляют единство и выступают как совокупность ее проявлений. В настоящее время выделяют 2 группы причин: предрасполагающие и производственные.

Предрасполагающие:

К предрасполагающим причинам относятся:

1. Общая физическая ослабленность.

2. Причины невротического характера: невротическая отягащенность родителей (нервные, соматические, инфекционные и другие хронические заболевания, влияющие на функции ЦНС); невротические особенности самого ребенка (ночные страхи, эмоциональная неустойчивость, энурез); наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата); конституциональная предрасположенность (слабость и ранимость высшей нервной деятельности); заболевания вегетативной НС.

3. Возрастные особенности формирования мозговогой структуры (большие полушария мозга, их ассиметрия формирование в основном завершается к 5 годам и формируется речевая система, которая оказывается наиболее ранимой.

4. Ускоренное развитие речи (3-4 года) (под влиянием общения со взрослыми у ребенка усиленно развиваются коммуникативная, когнитивнорегулируемая функция речи.

5. Неблагоприятное психическое состояние, обусловленное ненормативными нервными и другими отношениями с окружающими.

6. Недостаточность положительных эмоций из-за трудности контактов на фоне перечисленных условий достаточно сильного раздражитель – нервного срыва.

Указанные причины приводят к сдвигам в соматических и психических сферах и могут быть причиной возникновения различных нарушений речи.

Производственные причины:

1. Анатофизиологические: травмы различного периода развития (ушибы, сотрясения мозга), органические нарушения мозга с повреждением подкорковых образований, различные заболевания, источающие нервную систему, несовершенство речевого аппарата.

2. Психосоциальные причины: одномоментная психотравма, острая тяжелая психотравма, длительная психотравма (неадекватное воспитание (избалованность, гиперопека), длительные стрессовые состояния (эмоциональные переживания, психическое перенапряжение, конфликтные ситуации), неправильное формирование речи в детстве (быстрая речь родителей, собственная быстрая речь, речь на вдохе, нарушение звукопроизношения), перегрузка дошкольным сложным речевым материалом и соответственно мышлением, многоязычие в семье, овладение несколькими языками в раннем детстве, подражание заикающимся, переучивание леворукости и др.

В настоящее время выделяют 2 группы симптомов: физиологические и психологические

Физиологические симптомы, на основе которых формируются психологические особенности личности, что усугубляет картину заикания.

1. Речевые судороги. Наблюдаются в переферическом отделе речевого аппарата и являются основным симптомом заикания. Различаются по характеру проявления, по степени выраженности, по локализации. По характеру проявления: тонические (одномоментный сильный спазм мышц), кланические (частое однотипное повторение спазма мышц), смешанные

Степень выраженности: тяжелая, средняя, легкая.

По локализации: дыхательная (экспериторное (на выдохе), инсператорное (на вдохе), смешанная, голосовые (которые возникают в мышцах голосовго аппарата и цаще в самих голосовых складках), артикуляционные: судороги губ, языка, мягкого неба (возникают на смычных согласных); губные судороги (отдельные уголки губ и т.д.); язычные (кончик язык, корень языка)

2. Недостаточность и нарушения ЦНС. Мозговая недостаточность нарушения головного мозга, заболевания нервной систем.

3.Несформированность общей и речевой моторики. Общая моторика обычно страдает в виде скованности движения, неуклюжести, неловкости. Недостаточность ручной моторики, кистей пальцев рук, движения, которые имеют аналогичную характеристику. Для речевой моторики характерны в первую очередь судороги. На этом фоне может появляться насильственные движения в мышцах лица, подергивания, тики..

Психологические симптомы:

 Речевые запинки (обусловленные речевыми судорогами): тонические – остановки в речевом процессе на трудных звуках; кланические – повторы звуков и слогов; смешанные.

Психологические особенности

Для заикающихся характерно наличие таких особенностей как: уход в себя – негативизм; испытания чувства ущемленности; самоуничижение; напускнаная дерзость; озлобленность; логофобии. Выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, для которой характерно тревожность, беспокойство, страх (логофобии).

Для заикающихся характерно болезненное фиксирование на своем дефекте (Селеверстов)

С этой точки зрения детей подразделяют на 3 группы:

- с нулевой степенью болезненной фиксированности (дошкольники, младшие школьники, олигофрены), т.к. дети не обращаются особого внимания на вой дефект

- дети с умеренной степенью болезненной фиксированности, которые обращают внимание на свой речевой дефект, немного переживают, но не предают особого знаничения;

- дети и подростки с выраженной степенью болезненной фиксированности. Когда кажется, что все что не делается вкоруг заикающегося связано с его дефектом (сказали, посмотрели и т.д.). Болезненная и отрицательная реакция. Последняя группа характеризуется возникновением и развитием психопаталогических черт личности.

Степень проявления:

1. Легкая. Судороги в речевом аппарате проявляются лишь в возбужденном состоянии. Пытается быстро высказаться, торопится захлебывается в результате чего и возникают судороги в речевом аппарате, заикания, запинки в речи. В таких случаях нормализуется за счет темпа речи, характера поведения и различных видов деятельности.

2. Средняя. Заикание не проявляется или слабо проявляется в спокойном состоянии ребенка, а также в привычной для него обстановке. В условиях повышенных эмоций начинает возникать сильное заикание, которое значительно сложнее поддается коррекции, чем при слабой степени.

3. Тяжелая. Судороги в речевом аппарате возникают постоянно в любых ситуациях, при различных речевых материалах и часто сопровождаются сопутствующими движениями, двигательными уловками и другими проявлениями.

Возникновение судорог и степень их проявления обусловлена двумя факторами: сложностью речевой деятельности и сложностью речевого поведения.

1. Сложность речевой деятельности.

Выделяют: степень самостоятельности (на сколько ребенок может говорить без посторонней помощи самостоятельно); наличие ритма в речи (стихотворная речь, ритмически организована в меньшей степени) структурная сложность речи (на гласных, щелевых согласных, на слогах с нетрудными звуками, простые слова и фразы запинок меньше, при усложнении проявляется заикание) громкость речи (чем громче речь, тем сильнее заикание – шепот меньше)

2. Сложность речевого поведения, ситуации. Различают: окружающую обстановку, окружающие люди, форма деятельности (если фиксируется на речь, то ребенок начинает заикаться; если влечен делом, то запинок меньше)

Рассматривая симптоматику в целом, можно говорить об ее течении во времени, т.е. в проявлениях, в различных конкретных случаях.

Отсюда выделяют следующие типы течения заикания:

1. Постоянный. Возникшее заикание проявляется относительно постоянно, при любых ситуациях, при различных видах и формах речи;

2. Волнообразный. Заикание то усиливается, то ослабевает, но не в каком случае не исчезает.

3. Рецидирующий. Однажды устраненное заикание через некоторое время снова возникает, т.е. наступает рецидив, возврат, который обычно сильнее прежнего.

На основе симптоматики классифицируются формы заикания: тоническая, клиническая, смешанная.

 

Комплексный подход к преодолению заикания, его сущность, направления, задачи, содержание и формы работы.

Многоплановость лечебного воздействия по И.М. Сикорскому впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Опираясь на материалистическое учение отечественных физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их последователей, советские учёные, отобрав из разработанных ранее приёмов всё лучшее, рациональное, создали современный комплексный метод преодоления заикания.

Под современным комплексным методом преодоления заикания понимают лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами.

Опыт работы с заикающимися многими авторами позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно - оздоровительную и коррекционно-воспитательную.

1. В первом случае - это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические),

2. во втором - меры педагогические (дидактические)

3. в третьем - различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Весь лечебно-педагогический комплекс похарактеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно - оздоровительную и коррекционно-педагогическую.

Дальнейшем развитием комплексного подхода занимались многие десятки ученых и практиков, разрабатывая каждое из направлений комплексного подхода.

На сегодняшний день под комплексным методом преодоления заикания понимается воздействие на разные стороны речи, личности и организма заикания разными средствами и специалистами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...