Статистика налогов и налоговой системы
Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджета разных уровней. Налоги ¾ это обязательные и безвозмездные сборы, взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоговая система Российской Федерации ¾ это совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны. Основные принципы налогообложения следующие: ■ справедливость, утверждающая всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами государства соразмерно их доходам, в соответствии с политической и социально-экономической необходимостью; ■ определенность, требующая, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщикам; ■ удобство, которое предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам; ■ экономия, заключающаяся в сокращении издержек процесса взимания налога, рационализации и модернизации системы налогообложения. В экономико-статистическом анализе используются следующие основные понятия: база налогообложения, объект налогообложения, налоговая ставка, налогообразующее (налоговое) событие. Налоги классифицируются по нескольким аспектам: ■ с социальной и технической точки зрения: ¾ персональные, ¾ реальные, ¾ прогрессивные, ¾ пропорциональные, ¾ фиксированные; ■ с экономической точки зрения: ¾ прямые, ¾ косвенные; ■ с точки зрения государственных (федеральных) властей:
¾ общегосударственные (федеральные), ¾ региональные, ¾ местные (локальные). При определении налоговой базы, размера налогов, а также объектов налогообложения статистика формирует основные блоки статистической информации в соответствии с принципами системы национальных счетов, а также широко использует метод группировок и классификаций: ■ блок 1 «Сектор органов государственного управления», в который включены подсектора центрального правительства и региональных местных органов власти. Ресурсы этих институциональных единиц формируются за счет налогов и отчислений, а также уплачиваемых единиц прочих секторов; ■ блок 2 «Сектор нефинансовых предприятий (разных форм собственности)». Их ресурсы формируются главным образом за счет средств, получаемых от продаж товаров и услуг, или за счет субсидий из государственного бюджета; ■ блок 3 «Частные хозяйства, в том числе домохозяйства». Основной функцией домашних хозяйств является потребление товаров и услуг. Часть из них осуществляет деятельность по производству некоторых видов товаров и услуг как для собственного потребления, так и на продажу; ■ блок 4 «Финансовые учреждения», ресурсы которых формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов от различных видов банковских и консалтинговых услуг, а также страховых премий и комиссионных. Для характеристики налогообложения используется система показателей: ■ налоговые доходы, в которые входят все обязательные платежи, поступающие в определенных размерах и сроки, установленные законодательством; ■ налоговые поступления, включающие в себя все виды прямых и косвенных налогов; ■ общая сумма налоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней; ■ сумма авансовых налоговых платежей; ■ суммы отдельных видов налогов в соответствии с бюджетными классификациями;
■ суммы налоговых поступлений по отдельным секторам экономики и отраслям промышленности; ■ объем общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом ¾ всего, в том числе: ¾ по федеральным налогам, из них: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, ¾ по региональным налогам, ¾ по местным налогам; ■ чистая налоговая задолженность перед консолидированным бюджетом, которая определяется как разница между общей налоговой задолженностью и авансовыми налоговыми платежами; ■ дополнительно начисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок налоговых органов; ■ сумма поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленная по результатам проверок; ■ суммы, возвращенные плательщикам по излишне уплаченным налогам; ■ суммы начисленных административных штрафов; ■ суммы отсрочки и рассрочки по налоговым платежам; ■ налогооблагаемая база по следующим налогам: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, платежи за пользование природными ресурсами, налог на доходы физических лиц; ■ суммы возврата по поданным декларациям физических лиц; ■ суммы доплаты налогов по поданным декларациям физических лиц. Все абсолютные показатели исследуются в динамике и по ним рассчитываются показатели ряда динамики. В статистике налогов и налогообложения большое значение имеют следующие относительные показатели: ■ доля налогов консолидированного бюджета в ВВП; ■ доля налогов консолидированного бюджета субъектов Федерации в валовом региональном продукте; ■ удельный вес налогов в доходах консолидированного бюджета; ■ доля всех налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней; ■ удельный вес прямых и косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений; ■ удельные веса налога на доходы физических лиц и налогов с юридических лиц в консолидированном бюджете; ■ удельные веса налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, НДС, акцизов, импортных и экспортных пошлин в налоговых поступлениях федерального и консолидированного бюджетов;
■ удельные веса НДС и налога на прибыль в федеральном бюджете. Статистика изучает динамику удельного веса налоговых поступлений в доходах бюджета. Кроме того, рассчитываются показатели структуры региональных и местных налогов в динамике. К числу факторов, существенно влияющих на изменение объема налоговых доходов государственного бюджета, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы. Таким образом, может быть проведен факторный анализ и исчислено абсолютное и относительное изменение объема налоговых отчислений по каждому виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов: изменения объема налоговой базы и изменения налоговой ставки. Рассмотрим методику исчисления и анализа налоговых показателей на следующем примере. Рекомендация: Обратитесь к примерам по указанным ссылкам: пример 27.1.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|