Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Основные идеи и принципы классиков геополитики




"Органическая школа" Фридриха Ратцеля
•·Рудольф Челлен - автор категории "геополитика"
• Географическая ось истории Хэлфорда Маккиндера
• Теория морского могущества Альфреда Т. Мэхена
• Концепция "поссибилизма" Видаля дe ла Блаша
• Концепция Rimland Николаса Спайкмена
• Карл Хаусхофер - автор теории "континентального блока"

Экономические, религиозные, нравственные, династические, идеологические и иные социальные детерминанты политики менялись во времени: одни уходили, другие приходили им на смену, но контуры равнин и горных хребтов, морей и рек, на которых и вокруг которых селились люди и образовывались государства, оставались в основе своей неизменными.

Качественно переосмыслены эти факторы были на рубеже XIX-XX вв. Был совершен скачок, который аккумулировал идеи философской, географической, исторической, политической, военной мысли. Геополитика могла родиться именно в это время, а не в X или XVI в. во многом потому, что к концу XIX в. мир стал "тесен", был накоплен значительный научный потенциал, а сама геополитика как наука была востребована временем.

2.1. "Органическая школа" Фридриха Ратцеля

Немецкий ученый-геополитик Отто Мауль подлинным отцом геополитики считал своего соотечественника Фридриха Ратцеля. "Без Ратцеля, - писал он, - развитие геополитики было бы немыслимо, поэтому Челлен, например, или кто-либо другой не может быть назван, как это иногда случается по невежеству, отцом геополитики. Им является Ратцель"1.

Фридрих Ратцель (1844-1904) окончил политехнический университет в Карлсруэ, затем университет в Гейдельберге, где прослушал курс лекций профессора Эрнста Геккеля (автора термина "экология"). Мировоззрением и методологией Ф. Ратцеля были /c. 43/ идеи эволюционизма и дарвинизма. В системе взглядов немецкого ученого - "отца" геополитики видны многие идеи родоначальника социологии француза Огюста Конта: эволюционизм, признание влияния географической среды на развитие народа, государства, роли демографических и космических факторов в функционировании политических систем, жизни этносов и государства.

Это влияние О. Конта просматривается в работах Ратцеля "Земля и жизнь. Сравнительное землеведение", "Народоведение" и в фундаментальной книге "Политическая география". Уже в работе "Земля и жизнь"2 он рассматривает землю как единое целое: твердая, жидкая и газообразная части земли, равно как жизнь, развивающаяся в них,- одно целое, элементы которого связаны между собой исторически и находятся в непрерывном взаимодействии. Все это, как пишет Ф. Ратцель, "мы и называем органическим пониманием земли". Водные и воздушные бассейны он считал двумя морями, где твердая часть земли являлась дном этих двух морей. Первый шаг людей к морю ученый определяет как "начало всемирной истории человечества". Народоведение несовершенно, если оно знает только земледельцев и скотоводов, кочевников и охотников. Морские народы, по мнению Ратцеля, образуют оригинальную группу: их распространение, жилища, деятельность совершенно своеобразны. Морские народы распространяются скачками с острова на остров, с одной береговой полосы на другую.

Такая морская кочевая жизнь, полагает Ратцель, обусловлена избытком населения, повторяющимся через несколько поколений, что-то сходное с природой моря лежит в истории этих народов. Он утверждает, что история Египта или Китая, где отсутствует морская кочевая жизнь, однообразна, ее ходу не хватает живого обмена противоречий, и она рано приходит в застой. Отсюда он делает вывод: в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пастушеские народы живут вне границ культуры, враждебны ей.

Настоящей мировой державой, по его мнению, была та держава, которая владела морем: Рим, Испания, Англия.

Ратцель также обстоятельно анализирует значение климата в жизни народов, особо останавливаясь на факторах воздействия климата на человека: влияние теплоты, давления и влажности воздуха на тело и психику человека, влияние света, климата на внешний образ жизни человека. Он также исследует образ жизни человека в течение одних суток и годового цикла времени и при этом отмечает троякого рода влияние климата 3. /c. 44/

1. Происходят непосредственные изменения в физической и душевной жизни человека под влиянием света, тепла, холода, сырости, сухости, давления воздуха и ветров, влажный воздух тропиков действует усыпляющим образом, тогда как сухость австралийского воздуха возбуждает нервную систему. Отсюда различия характеров провансальца, живущего в климате Средиземного моря, и бретонца или нормандца, страна которого обладает климатом южной Англии. Те же отличии видны в характере жителей Северной Америки или Техаса, новой Англии и Канады или Калифорнии.

2. Климат воздействует на переселение народов. Континентальный климат степей приводит к кочевому образу жизни: кочевники переходят границы своих земель, наводняют другие страны, где под влиянием сырого климата обращаются в земледельцев.

3. От климата зависят произрастание растительности и распределение животных, а следовательно, образ жизни человека. В Исландии невозможно развитие земледелия, и население занимается овцеводством и рыболовством. В тех же южных штатах Северной Америки, где произрастают табак и хлопок, появились рабы-негры и образовался своеобразный социальный слой.

Однако автор делает исключение из этого правила, отмечая, что народы не на всякой ступени развития одинаково подчиняются влиянию климата. Но при работе ипереселении на новые места, особенно в тропиках, климатические воздействия сказываются всего сильнее. По мере развития культуры противодействие этому влиянию увеличивается, так что для недоразвившегося народа климат является главнейшим условием его дальнейшего существования.

Температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют здоровью и культуре, обмену веществ, развитию ума, а тропический климат действует так удручающе и усыпляюще исключительно благодаря малым колебаниям температуры. Давление воздуха также оказывает влияние на тело и психику человека:

"На высотах более разреженный воздух отнимает меньше тепла у организма, а последний получает от солнца и небесного свода гораздо больше лучей, чем в низинах, так как поглощение лучей влагой здесь меньше, благодаря сухости воздуха на высотах умеренных поясов нет многих заразных болезней, а на тропических высотах нет ни малярий, ни других болезней, свойственных влажным и сырым низменностям"4.

Главной задачей своего труда "Народоведение" Ратцель считает географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и тропическое разъяснение (рассмотрение развития). В своей фундаментальной работе он формулирует и продвигает тезис о том, что /c. 45/ распространение человеческих рас, форм брака, развитие общественного труда связаны во многом с природно-климатическими условиями. Однако он подчеркивает родовой признак людей, единство человеческого рода. Это, по его мнению, "есть теллурический, или планетный, признак"5.

Человек - гражданин земли в самом широком смысле слова. Из всех существ, связанных с почвой, он - одно из самых подвижных. Отдельные движения сплетаются между собою и из них выходит великое движение, субстратом которого является все человечество. Таким образом, мы получаем право говорить о единстве человеческого рода, если под единством мы будем подразумевать общность естественной почвы, создаваемую природой.

В качестве доказательства влияния почвы, географической среды на виды деятельности человека Ратцель приводит данные статистики о плотности населения развитых регионов планеты: Африки, Северной Америки, Азии, Океании и т. д. Численность людей, по его мнению, тесно связана с почвой, оказывающей значительное влияние на их внутреннее развитие, распространение и взаимные отношения:

"Развитие нынешних состояний человечества зависит в гораздо высшей мере, чем обыкновенно полагают, от увеличившейся численности населения. Организация народов внеевропейского культурного круга не допускает плотного народонаселения. Небольшие общины, обрабатывающие клочки земли, отделены друг от друга обширными пустыми пространствами... Они значительно ограничивают сношения между людьми и делают невозможными большие скопления людей"6.

Другим фактором, влияющим на образ жизни населения, по мнению Ратцеля, является культура, в частности культура землевладения, садоводства. Где выше уровень культуры земледелия, там гуще население. Он пишет:

"...чем ближе люди соприкасаются между собою, тем ближе они принимают участие друг в друге, тем менее погибает культурных приобретений, тем выше поднимается соревнование в проявлении силы. Умножение и укрепление численности народа находится в самой тесной связи с развитием культуры:... в старых и новых культурных центрах мы видим плотно скученные народные массы"7.

Этот тезис подтверждается ссылкой на плотность населения Китая и Индии (кочевых народов Монголии и Тибета, восточных тюркских народов), где проживает менее 1/60 ч от общего числа китайцев и индийцев. /c. 46/

Ратцель делает вывод о том, что редкое население уже само в себе заключает повод к упадку: его небольшая численность легче подвергается ослаблению и исчезновению. Быстрый расход жизненных сил является признаком всех народов более низких ступеней культуры. Основа, на которой держится их хозяйство, узка и неполна: воздержанность часто граничит с бедностью, нужда является частым гостем и отсутствуют все меры предосторожности, которыми врачебное искусство окружает нашу жизнь. В борьбе с торжествующими силами природы арктических стран и степных областей Южного полушария упадок, замечаемый на границе эйкумены, может доходить до полного истощения, даже до уничтожения целого народа.

По мнению Ратцеля, вымирание диких народов происходит в случае самоуничтожения и под влиянием высшей культуры. Обе эти причины действуют вместе.

Таким образом, распространение культуры представляется ему самоускоряющимся разрастанием культурных народов на земном шаре, которое ведет к более полному осуществлению единства человеческого рода.

Ратцель рассматривает различия между народами по степени давления на них культуры, по характеру связи с природой. Он пишет:

"Культура делает нас свободными не в смысле полного отрешения от природы, а в смысле более разнообразной и широкой связи с нею. Крестьянин, собирающий свой хлеб в житницу, столько же зависит от почвы своего поля, сколько индиец, собирающий в болоте водяной рис, который он не сеял, но для первого эта зависимость менее тяжела, так как запас, который он предварительно собрал, освобождает его от забот, тогда как последнего близко затрагивает каждая буря, сбивающая колосья в воду. Мы не освобождаемся от влияния природы... мы освобождаемся только от влияния отдельных случайностей... вследствие того, что связь наша с нею становится разнообразнее"8.

Ратцель как антропограф ставит своей задачей узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время. Однако предпочтение он отдавал географическому положению, климату и почве. Вокруг них вращаются интересы народов. Государство у него - "живой организм, укорененный в почве". В государстве отражается объективное осмысление народом этой данности. Все это выражается в политике, вбирающей в себя географические, демографические и этнокультурные признаки нации. Но наиболее важным политико-географическим фактором в становлении государства является пространство. В "Политической /c. 47/ географии" он утверждает, что государства - это пространственные явления, управляемые и оживляемые этим пространством, и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Понимание государства как живого, пространственного, укорененного в почве организма - главная мысль теории Ратцеля. Отсюда видно, что пространственная экспансия государства выступает как естественный процесс, подобный росту живого организма, о чем в свое время писал основатель органической школы в социологии Г. Спенсер.

Пространство, по Ратцелю, есть жизненное пространство, геобиосреда, которая дает народу жизненную энергию. Иначе говоря, это жизненное непрерывное тело проживающего на нем этноса: характеристики государства развиваются из характеристик народа и почвы. Наиболее важные характеристики государства - размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь с прилегающими морями и незаселенными землями. Но когда говорят о "нашей стране", к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так географическое понятие превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории.

Ратцель утверждает:

"Государство является организмом... потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих... Обитаемое пространство... способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него"9.

Пространство в концепции Ратцеля представляет собой природные рамки, в которых происходит экспансия народов, развитие государств. Упадок государства, по его мнению, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства народа. Взгляд человека на мир предопределен пространством, в котором тот живет. В работах "Карты североамериканских городов и цивилизаций" (1874) и "Соединенные Штаты Северной Америки" (1880) ученый особо отмечает, что чувство пространства у американцев развито чрезвычайно высоко, они осмысленно реализовали то, к чему Старый Свет приходит постепенно, в большей степени опираясь не на разум, а на интуицию. /c. 48/

У Ратцеля мы видим истоки важной (особенно в наше время) концепции "мировой державы". Он первым высказал идею, что большие страны стремятся к максимальной географической экспансии, рамки которой выходят на планетарный уровень. Отсюда, по его мнению, Германия должна стремиться к объединению континентальных пространств и стать континентальной державой. Ратцель пытается обосновать в своей "Политической географии" мысль о том, что основные экономические и политические трудности Германии вызваны несправедливыми, тесными границами, не дающими простора для ее динамического развития. По этому поводу он пишет: "Как показывают этнография и история, государство развивается на пространственной базе, все более и более сопрягаясь с ней, извлекая из нее все больше и больше энергии. Таким образом, государства оказываются пространственными явлениями, управляемыми и оживляемыми этим пространством"10.

Связь между почвой, пространством, народом взаимоукрепляется, становится чем-то единым, немыслимым одно без другого. По мнению ученого, государства имеют тенденцию врастать в естественные замкнутые пространства. Тенденция эта может быть реализована, удовлетворена лишь в границах континентов. Сущность государства такова, что оно развивается, соревнуясь с соседними государствами, причем наградой в борьбе в большинстве случаев являются части пространства. Государство, если оно желает быть подлинно великой державой, должно иметь в качестве своей пространственной основы площадь приблизительно в пять миллионов квадратных километров11.

В книге "О законах пространственного роста государств" (1901) Ратцель сформулировал семь соответствующих законов.

1. Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.

2. Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т.е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.

3. Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.

4. Граница - это периферийный орган государства, она является признаком его роста, силы или слабости и изменений в его организме.

5. Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.

6. Первотолчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций. /c. 49/

7. Тенденция к слиянию - характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно набирая силу.

Рост государств Ратцель считает "всеобщей, универсальной тенденцией. Развитие контактов людей, обмен, торговля - это прелюдия к установлению политического контроля государства над новыми колонизируемыми территориями"12. Торговля и война у него - две формы, две стадии в процессе территориального государства.

Ратцель одним из первых высказал мысль о возрастании значения моря для развития цивилизации. В книге "Море - источник могущества народов" (1900) содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется наука геополитика. Каждая мощная держава, справедливо полагает ученый, должна развивать свои военно-морские силы, так как этого требует планетарный масштаб полноценной экспансии.

Исследования Ратцеля - исходная теоретическая база для многих его последователей, и в первую очередь для Р. Челлена и К. Хаусхофера.

2.2. Рудольф Челлен - автор категории "геополитика"

Рудольф Челлен (1864-1922) - автор термина "геополитика", швед по национальности, но германофил душой, считал себя учеником Ф. Ратцеля. Он рассматривал новую науку геополитику как часть политологии, отпочковавшейся в конце XIX-начале XX в. от социологии. Понятие "геополитика" Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве.

Основной тезис Челлена: государство - живой организм. Этот тезис он развивает в своей главной работе "Государство как форма жизни" (1916). В частности, он пишет, что государство - не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойственен /c. 50/ органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование, или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста, ибо "сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания"13.

Челлен разделял точку зрения Ратцеля о том, что почва и государство - единое целое. Но пангерманист Челлен идет дальше своего учителя. В работе "Государство как форма жизни" ученый анализирует анатомию силы и ее географические основы. Он полагает. что необходимо сочетать пять взаимосвязанных между собой элементов политики. Как система государство состоит из следующих важнейших жизненных сфер:

• государство как географическое пространство;

• государство как народ;

• государство как хозяйство;

• государство как общество;

• государство как управление.

До основателей геополитики о трех важнейших факторах в истории любого народа и государства уже говорили Монтескьё и особенно Конт. Но немецко-шведские геополитики значительно дополнили и систематизировали их.

Кроме физико-географических признаков, государство, по мнению Челлена, проявляет свою суть в четырех других формах:

• в хозяйственной форме (со своей специфической активностью) - экополитика;

• как народ со своими национальными и этническими характеристиками - демополитика;

• как социальное сообщество различных классов и профессий - социополитика;

• в форме государственного управления со своей конституционной и административной структурой - кратополитика.

Эти характеристики государства совместно с физико-географической, по Челлену, "образуют пять элементов одной и той же силы подобно пяти пальцам на одной руке, которая трудится в мирное время и сражается в военное"14.

Челлен развил идеи Ратцеля о биологической или органицистской сущности государства. На его взгляды большое влияние оказали переход капиталистического способа производства от свободной /c. 51/ конкуренции к государственно-монополистическому капитализму, а также Первая мировая война, в ходе которой шел передел поделенного мира. Челлен был в числе тех ученых, которые теоретически предвосхитили не только итоги передела мира, но и установление фашистских диктатур. В частности, Челлен писал, что "политическая демократия также не будет последним словом в истории". Ученый выступал как сторонник устранения парламентаризма, установления императорской власти, или цезаристской ее концентрации. Власть у него "не должна напрасно носить меч".

Если в биологической системе Ратцеля государство выступает как организм низшего типа, находящийся на одном уровне с водорослями и губками, то, по Челлену, государства, как их наблюдают в истории, являются, подобно людям, чувствующими и мыслящими существами. Отсюда он делает вывод о том, что назначение (сущность) всякого организма состоит "в борьбе за существование", а государства как "наиболее импозантные формы жизни" также должны развиваться в соответствии с правилами "борьбы за существование". Ученый писал:

"Они также существуют на поверхности земли благодаря собственной жизненной силе и благодаря благоприятному стечению обстоятельств, находясь в состоянии постоянной конкуренции друг с другом, то есть борьбы за существование, и благодаря естественному отбору. Мы видим, как они рождаются и вырастают, мы видим также, как они, подобно другим организмам, увядают и умирают. Итак, они являются формами жизни, самыми импозантными среди всех жизненных форм на земле"15.

Если Ратцель считает, что государство связано с определенным участком земли, из которого оно "высасывает пищу", то Челлен идет уже к "борьбе за существование", вводит теорию естественного отбора, т.е. стоит на позициях социального дарвинизма. Но "борьба за существование" у него является борьбой за пространство. И большие государства расширяют свое пространство за счет малых стран. Жизнеспособность государства, где пространство ограничено, подчинена категорическому политическому императиву: расширить свою территорию путем колонизации, объединения или различного рода завоеваний. По мнению Челлена, в таком положении была Англия, а в настоящее время находятся Япония и Германия (т.е. после Первой мировой войны. - Авт.). Здесь имеет место не стихийный инстинкт завоевания, а естественный и необходимый рост в целях самосохранения.

Войны ведутся для того, чтобы давать "излишним" народным массам работу и хлеб. А правительства сильных государств не имеют /c. 52/ свободного выбора. Они подчинены суровому закону необходимости, который повелевает им заботиться о благополучии своих ближних за пределами границ. Другими словами, войны сопровождают рост государственного организма, и люди бессильны перед этими фактами. Борьба за пространство для развития государственного организма подчиняется вечным законам природы.

И при "неизбежном росте государства" плохи дела у малых стран и народов, так как чем больше возникает великих государств, тем больше падает курс малых. Поэтому, как считает Челлен, "малые государства... или вытесняются на периферию, или сохраняются в пограничных районах, или исчезают. И понятия справедливости или несправедливости здесь не должны применяться"16.

Политик, государственный деятель, по мысли Челлена, обладает лишь свободой пролагать путь этой естественной необходимости, и никто не имеет право осудить его.

Челлен формулирует закон автаркии, т.е. закон равновесия между крайностями. Суть его сводится к тому, что производство в государстве не должно быть ни чисто аграрным, ни чисто индустриальным, в случае крайности оно нуждалось бы в мирных отношениях с другими государствами. Но если государство нуждается в мире, оно не в состоянии вести войны за новые территории, источники сырья, тогда автаркия заменяет систему "открытых дверей" системой "закрытых сфер интересов".

Итак, геополитика у Челлена выступает как наука, исследующая фундаментальные качества пространства, связанные с землей и почвой, изучающая способы создания империи, происхождения стран и государственных территорий.

Автор термина "геополитика" считал, что на основе глубокого изучения отдельного государства могут быть сформулированы самые общие принципы и законы, соответствующие всем государствам во все времена. Ведущим принципом является сила государства. И делает вывод, что сила - более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, так как тот поддерживается только силой. В силе он находил еще одно доказательство своего тезиса, что государство - живой организм. И если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государстве, то сила дает ему естественный органический импульс.

Челлен утверждал, что есть цель сама в себе, организация же преследует цель улучшения жизни своих граждан, их материального и духовного прогресса. Это, безусловно, открытое противопоставление своих взглядов либеральным идеям, широко распространенным /c. 53/ в Европе в конце XIX - начале XX в. Суть взглядов либералов сводилась к тому, что роль государства они видели в качестве "пассивного полицейского", а у Челлена оно активно преследует поставленную цель.

Ученый отказался от разделения предметов на "неодушевленные объекты", выступающие как фон, и "человеческие субъекты", выступающие в качестве деятелей. Автор дефиниции "геополитика" довел до логического конца тезис Ратцеля о "континентальном государстве", образцом которого для него была Германия. Она у Челлена - пространство, обладающее осевым динамизмом, и призвана объединить вокруг себя другие европейские державы. Отсюда и его утверждение вслед за Ратцелем, что интересы Германии равны интересам близлежащих государств Европы, но противоположны интересам Франции и Англии.

Одной из причин противопоставления Германии (с одной стороны) и Франции и Англии (с другой) была концепция Челлена о "юных" и "старых" народах. Вслед за Ф. Достоевским ученый считал "юными народами" русских и немцев, а "старыми" - французов и англичан. "Юные" немцы, по его мнению, должны овладеть среднеевропейским пространством и создать континентальное государство планетарного уровня, потеснив "старые" народы, иначе Германии не выжить в борьбе с такими геополитическими структурами, как Россия, Англия с колониями и США. Для этого народы Центральной Европы должны объединиться в качественно новое политико-экономическое пространство, осью которого будут немцы, так как географическое положение Германии будет ее вынуждать защищать главные интересы всей Европы.

После Первой мировой войны, Версальского соглашения Челлен обосновывает тезис о трех географических факторах, играющих главную роль в глобальной геополитике. Таковыми он называет расширение, территориальную монолитность и свободу передвижения. Он утверждает, что Великобритания в большой степени обладает свободой передвижения благодаря мощному морскому флоту и, следовательно, господству на морских путях. Ей также присущ и другой фактор - расширение (большие колониальные владения). Но она не обладает территориальной монолитностью: эта империя, занимавшая в ту пору 24% поверхности земного шара, была разбросана по всем частям света. Это и есть слабая сторона в английской политике. Россия, по его мнению, обладает протяженной территорией, монолитностью, но у нее нет свободы передвижения, так как доступ России к теплым морям ограничен.

Таким образом, Челлен вошел в науку и политику не только как автор новой дефиниции, но и как разработчик, детализатор многих /c. 54/ концепций, положенных в основу политики Третьего рейха. Крупнейший немецкий ученый Карл Хаусхофер назвал книгу Р. Челлена "Государство как форма жизни" произведением, в котором "теория геополитики развита наиболее ясно"17.

2.3. Географическая ось истории Хэлфорда Маккиндера

Англичанин Хэлфорд Джон Маккиндер (1861-1947) - одна из самых крупных фигур среди ученых-геополитиков. Географ по образованию, Маккиндер преподавал в Оксфордском университете, был директором Экономической школы в Лондоне, занимался политической деятельностью, побывал в качестве посланника на Юге России во время гражданской войны (1919-1920). Ему принадлежит самая оригинальная и революционная мысль о политической истории мира. Истоки ее мы находим в его докладе "Географическая ось истории"18, опубликованном в 1904 г. в "Географическом журнале". В нем обобщены все высказанные ранее идеи "политической географии" и сформулирован основной закон геополитики.

Главный тезис Маккиндера сводится к тому, что для государства самым выгодным географическим положением является срединное, центральное. Понятие "центральное" - относительно. Поэтому английский ученый говорит о центральном с планетарной точки зрения. Нельзя не согласиться с логикой рассуждений Маккиндера, что в центре мира находится Евразийский континент, а в центре последнего - "сердце мира", или "Хартленд" (Heartland), - континентальные массы Евразии, наиболее удачная территория для контроля над всем миром.

Маккиндер делит всю геополитическую историю мира на три эпохи.

1. Доколумбова эпоха. В ней народы, принадлежащие периферии "Мирового острова", или "Мир-острова" (термин Маккиндера), например римляне, живут под постоянной угрозой завоевания со /c. 55/ стороны сил "сердцевинной земли". Эти силы - германцы, гунны, аланы, парфяне и т. д., а для средневековой эйкумены - Золотая Орда.

2. Колумбова эпоха. В этот период представители "внутреннего полумесяца" (береговых зон) отправляются на завоевание неизвестных территорий. Как правило, они не встречают нигде серьезного сопротивления.

3. Постколумбова эпоха. Незавоеванных земель больше не существует. Динамические пульсации цивилизаций обречены на столкновение, увлекая народы земли во вселенскую гражданскую войну.

Минувшие два тысячелетия выделили сперва Центральную Азию - она явилась осевой областью истории, т. е. "Хартлендом". Отсюда гунны, аланы, а в XIII в. монголы распространили свое влияние на азиатскую и европейскую части суши, на культуру народов, их населяющих. Сделали они это благодаря преимуществу в мобильности своих войск. Маккиндер делает очень интересный вывод, что именно благодаря давлению внешних варваров Европа сумела создать свою цивилизацию, что Европа и европейская история - явления, подчиненные Азии и ее истории.

Во времена Великих географических открытий и после них баланс сил изменился. На историческую арену стали выходить приморские, приокеанические страны: Португалия, Испания, Голландия, Франция и в большей степени к концу XIX в. Великобритания - "мастерская мира".

Но в начале XX в. новая транспортная технология, по мнению Маккиндера, вновь меняет баланс геополитических сил в пользу сухопутных государств. Регионы, страны, зоны, недоступные морской державе, определили новые границы "Хартленда" - срединной земли от Европы до Тихого океана. Она входила в границы "внутреннего полумесяца" на материковой Европе и в Азии. "Хартленд"-граничил с "внешним полумесяцем", состоящим из островов и континентов за пределами Евразии.

Причины непобедимости "Хартленда" в том, что морской флот не может вторгнуться в эту зону, а попытки войск морских стран покорить огромные пространства Евразии всегда кончались крахом (Карл XII, Наполеон).

Итак, Маккиндер дает понятие "Хартленда", который находится в границах Мирового острова. Сюда он включает Азию, Африку и Европу. Планетарное пространство структурируется системой концентрических кругов. В центре системы находится "географическая ось истории", или "осевой ареал". Они тождественны понятию "Россия", или "сердцевинная земля". Затем идет "внутренний, или окраинный, полумесяц", совпадающий с береговыми пространствами континента Евразия. "Внутренний полумесяц", по мнению ученого,- зона наиболее интенсивного развития цивилизации (рис. 2.1). /c. 56/

Рис. 2.1. Две версии геополитического деления "Хартленда":
А - базовая, которая впервые использована Маккиндером в 1905 г.
("Географическая ось истории"); Б - пересмотренная,
которая была предложена Маккиндером в 1943 г.

Источник: Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.

Разница версий геополитического деления "Хартленда" заключается в вопросе о сибирских территориях, лежащих к востоку от Енисея (Lenaland). Эту мысль высказывали задолго до Маккиндера. /c. 57/ Действительно, сочетание сухопутных и водных пространств было ключевым моментом в истории народов и государств (Древний Китай, Египет, Индия, Древние Греция и Рим, Карфаген и т. д.). Но логически развил, глубоко аргументировал эту идею Маккиндер.

Затем у Маккиндера следует внешний круг, который он назвал "внешний, или островной, полумесяц". Эта зона является внешней относительно материков Мирового острова не только географически, но и культурно.

Зона "внутреннего полумесяца", как справедливо полагает Маккиндер, испытывает на себе постоянное давление "разбойников суши" - "Хартленда" и "разбойников моря" - островных жителей. А потому эта зона, испытывая противоположные культурные влияния, становится территорией более динамичного развития цивилизаций. История вращается вокруг географической, континентальной оси.

Маккиндер полагал, что до начала XX в. страны "осевой зоны" и "внешнего полумесяца" были в состоянии равновесия. Морские государства - Англия, США, Япония - не имели достаточно сил, чтобы осуществить вторжение в Евразию - "осевую зону", или фактически в Россию, которая была таковой. Тем более они не могли бы удержать завоеванные стратегически важные районы Евразии. Но и сами морские государства и их колонии были гарантированы от завоевательных устремлений России и особенно США.

Такое положение, как утверждает английский геополитик, существовало до начала XX в. Бурное капиталистическое развитие России в конце XIX в., интенсивное строительство железных дорог, а в первой четверти XX в. воздушного транспорта и военной авиации изменили соотношение сил. В хозяйственный оборот динамично вводились природные ресурсы Сибири, Дальнего Востока, строились гигантские комбинаты по добыче и переработке сырья, выплавке металлов, возводились новые города, создавались мощные морские базы и современные флоты, значительно увеличилась пропускная способность железных и шоссейных дорог, что делало возможным, облегчало и ускоряло массовые перевозки войск с одного стратегического направления на другое.

Ученого очень беспокоило географическое положение (он называл это "континентальностью") двух государств: России и Германии. Он считал, что по логике геополитических устремлений в перспективе может быть создан российско-германский союз, в котором Россия будет ведущей страной, а Германия - ведомой. Не исключал он и другого варианта: Россия добьется полного господства сначала в Евразии, потом в более обширном регионе Мир

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...