Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и базовые приемы 8 глава




Кроме того, тот же метод служит прекрасным сред­ством для освобождения от посторонней системы цен­ностей. Примеров, когда с применением этого способа удавалось гармонизировать обстановку дома и на рабо­те, можно привести множество. Давайте разберем одну очень распространенную ситуацию — когда работника фирмы заставляют дополнительно напрягаться по ве­черам, напирая на его якобы существующие мораль­ные обязательства перед этой фирмой и, соответствен­но, ни копейки ему за этот труд не доплачивая. Воз­можность все время рассчитывать на порядочность и исполнительность особенно трудолюбивых и отзывчи­вых сотрудников — следствие успешной манипуляции ими. К примеру, начальник обращается к подчиненно­му со следующими словами: «Только вам, зная вашу редкостную исполнительность и любовь к нашему об­щему делу, я могу доверить...» Доверить, как правило, он может то, за что не хочется дополнительно платить и что невозможно взвалить на плечи какому-нибудь другому сотруднику, менее зависимому от чужого мне­ния. Этому же человеку неудобно отказаться, и в ре­зультате он в свои свободные часы за «спасибо» будет выполнять работу, от которой другим людям, грубо го­воря, хватило ума сбежать. Он может прекрасно пони­мать, что его просто эксплуатируют самым бессовест­ным образом, но ничего при этом не сможет с собою поделать.

 

 

Здесь возникает вопрос: если он все осознаёт, то по­чему не может отказаться от этой работы или попросить дополнительную оплату? В этом и состоит суть манипу­лирования: человек не может отказаться, потому что бо­ится «не оправдать доверия», оказаться хуже, чем о нем думают, то есть отказаться от посторонней системы цен­ностей, навязанной ему сверху.

Но элементарный анализ ситуации при помощи «партийной философии» беспощадно продемонстриру­ет — какие такие могут быть бесплатные моральные обя­зательства перед фирмой, если ее начальник имеет с этой бесплатно выполняемой за-ради моральных ценно­стей работы реальные деньги и кладет их себе в карман?

Такой номер может пройти только с человеком, мо­ральные установки которого диктуются его окружением. Способ, о котором мы говорили, — партийная филосо­фия — позволит ему тут же без каких-либо угрызений совести отказаться от рабского труда и вернуться к сво­им интересам.

На этом примере наглядно показано, что, несмотря на исключительную действенность энергоинформацион­ных методов, простые приемы оказываются иногда весь­ма полезными. Поэтому я хотел бы посвятить заключи­тельную главу книги простым методам поведенческого и вербального управления окружающими. Они, собст­венно говоря, не входят в систему ДЭИР, являются со­всем несложными и при этом достаточно эффективны­ми, чем и будут заметно контрастировать со всем пре­дыдущим содержанием книги. Знать их полезно — к чему палить из пушки по воробьям? Для простых целей сгодятся простые приемы.

А о возможностях применения программ, пожалуй, большего и сказать нельзя. Роль, которую они играют в нашей жизни, переоценить трудно. Собственно, имен­но программы и широчайшие возможности их приме­нения составляли ядро наших исследований. Они неиз­меримо более разнообразны — однако мы стремились только показать вам хотя бы некоторые для того, чтобы

вы постепенно привыкли их применять. Вскоре вы вы­работаете самостоятельные варианты программ, наилуч­шим образом подходящие для осуществления ваших соб­ственных целей. Более подробно вы можете овладеть предметом на курсах ДЭИР, проводимых в Санкт-Петер­бурге под руководством моего ученика Титова К. В., на­писав по адресу: СПб., 198103, 44/46, а/я 123, позвонив по телефону (812) 219-12-45 или связавшись с издатель­ством. На очных курсах школы ДЭИР вы овладеете ма­териалом на уровне, которого книга никогда не даст, и, кроме того, получите неоценимую поддержку едино­мышленников.

В этой главе мы сознательно не говорили о методах, позволяющих зомбировать значительные массы людей, а также о тех, которые берут постороннего под жесткий контроль. Ваша цель и задача в жизни, право же, состо­ит не в том, чтобы становиться диктатором или главой государства: их в истории нашей многострадальной Ро­дины и без вас достаточно. К тому же осуществление этих задач не имеет для человека с вашим сегодняшним мировоззрением особого смысла: вы как никто другой должны понимать, что не мировое господство приносит счастье и гармонию в душу. Вам нужно только одно — чтобы окружающая среда перестала вас стеснять и дала возможность жить в полную силу.

Итак, какие же существуют методы управления чис­то социальные, неэнергетические?

 

 

Воздействие поведением и вербальными конструкциями

Вы наверняка замечали, что поведение челове­ка, его манера держаться и даже характер в значитель­ной степени зависят от его социального положения. Хо­тим мы этого или нет, но наш образ жизни накладывает на нас неизгладимый отпечаток. Возможно, вам прихо­дилось ловить себя на странном ощущении, когда ви­дишь человека впервые, а кажется, что знаешь его дав­но: слишком многое с первого раза можешь о нем ска­зать.

У кого-то эта способность в мельчайших деталях оп­ределять и место жительства, и род занятий, и основные склонности натуры развиты в большей степени, у кого-то—в меньшей. Но в той или иной мере эта черта свой­ственна всем людям, нужно только уметь развить ее в се­бе. Такие гении анализа, как Шерлок Холмс, существу­ют в реальности. Их, разумеется, не много, но они есть, и у них всегда имеется широчайший простор для дея­тельности.

Интересен тот факт, что русских за границей узна­ют еще до того, как они успели сказать хоть фразу на своем языке. Горожане легко узнают людей, приехав-

ших из деревни. Известны также случаи, когда, будучи среди людей одного и того же социального положения, один человек, понаблюдав за другим пару минут, мог рассказать о нем практически все. Рассказывают, что такой эпизод произошел однажды в жизни русского пи­сателя Леонида Андреева. В течение некоторого време­ни он наблюдал за человеком, прохаживающимся по холлу гостиницы, в которой остановился писатель. Ан­дреев поспорил с друзьями относительно того, кем бы этот человек мог быть, — и выиграл спор. Этот мужчи­на, облаченный в самую что ни на есть элегантную оде­жду, оказался карточным шулером.

Разумеется, не все обладают такой редкостной про­ницательностью. Но дело сейчас не в этом, а в том, что наш образ жизни, основной род занятий и даже харак­тер накладывают неизгладимый отпечаток на наше под­сознание, а уж оно руководит всем: определяет наш жиз­ненный сценарий, просвечивает сквозь все наши по­ступки, слова и даже жесты.

Вам когда-нибудь приходилось иметь дело с чело­веком, который ранее занимал довольно высокий пост, а потом в силу некоторых обстоятельств был понижен в должности? Если вам случалось общаться с такими людьми, то вы не могли не обратить внимание на то, как они держатся. Первое, что всегда бросается в гла­за, — это их манера держаться, которая, прямо скажем, не совсем соответствует их настоящему служебному по­ложению.

Многим из нас часто приходится мириться с непри­ятной манерой, присущей некоторым начальникам, раз­говаривать с подчиненными свысока, в директивном то­не. (Как сказал мне один новый русский, с которым как-то свела судьба, «директор — он и в бане директор».) Негативная реакция окружающих на такое поведение начальства вполне нормальна и объяснима, так как при таком отношении ущемляется чувство собственного дос­тоинства тех, кто стоит ниже на ступеньках служебной лестницы. Но если человек занимает определенный пост, его можно если не простить, то хотя бы понять. А вот

 

если он никто и ничто, а манеры при этом остались те же, то тут просто не знаешь, что и думать — хам он или просто дурак. Казалось бы, уже можно было бы и пере­строиться, если не сразу, то пусть через некоторое вре­мя. Но нет. Подобное ожидание почти безнадежно.

Но вот вопрос: почему так происходит? Чем объясня­ется такое поведение людей, привыкших к лидерству?

Известно, что человек прошел длительный путь эво­люции. Когда-то он передвигался на четырех ногах, срывал палкой плоды с деревьев, выискивал вшей в мохнатой шерсти подруги. С тех времен у него оста­лось большое количество рефлексов, которые хоть и преобразились в достаточной степени благодаря развив­шемуся сознанию, но по сути своей остались прежними.

Один из наиболее сильных таких рефлексов — это рефлекс стаи. Человек, перед тем как стал таковым, ты­сячелетиями жил в стае. В любой же популяции жи­вотных — и живущих тогда, и населяющих нашу пла­нету сегодня — существовала строгая иерархия, обеспе­чивающая своего рода порядок и жизнеспособность всего сообщества. Любой стае непременно нужен во­жак, действия которого будут служить примером для остальных. Это непреложный закон, действующий да­же в среде насекомых: ведь и у пчел есть своя царица.

Давайте пофантазируем и представим себе, что бы­ло бы, если бы в стае вдруг несколько особей стали счи­тать себя вожаками. Для примера разберем следующую ситуацию. К стае обезьян приближается опасный хищ­ник. В обычной ситуации вожак дает сигнал, и стая ли­бо встает на свою защиту, либо спасается бегством. Но в любом случае действия ее членов согласованны. Если же в стае несколько вожаков, то они разбегутся в раз­ные стороны, а за ними и все остальные. Значит, стая распалась. А чем меньше в ней особей, тем легче ее уничтожить. Во всех отношениях всем членам стаи бы­ло всегда выгодно держаться вместе, подчиняясь одно­му вожаку.

Поэтому звери и группируются. Единственный во­жак, самый умный и жизнеспособный, сплачивает во-

круг себя всю стаю. Подобное объединение приносит выгоды всем особям без исключения: слабые получают возможность выжить, сильные — размножаться, обеспе­чивая стаю жизнеспособным потомством; потомство бе­режно защищается всей стаей.

При этом обратите внимание на один факт: лидер особенно необходим стае именно в минуты опасности. В это время возможности для выяснения отношений между членами стаи, естественно, нет. Так что лидер, вынужденный в повседневной жизни отстаивать свое положение ежесекундно, при любой опасности превра­щается в абсолютного лидера, которому подчиняются рефлекторно. Для этого в стае животных, к царству ко­торых некогда принадлежал и человек, заложено мно­жество инстинктов, обеспечивающих мгновенное под­чинение в ответ на действие лидера.

Сами же действия лидера также имеют некоторые от­личительные признаки. Так, зоологи, изучающие пове­дение животных в непосредственной близости от них, без труда могут вычислить в стае лидера по его поведе­нию и отношению к нему остальных членов стаи. Мо­жет быть, не всем понравится такое сравнение, но по­веденческие особенности у обезьяны-лидера в общем и целом те же, что и у человека-лидера. Главное, конеч­но, осознание внутренней силы и уверенность в ней. Этой уверенностью в собственной силе проникнуты все действия лидера, на ней строятся все взаимоотношения между лидером и другими членами стаи.

С тех времен инстинкты человека, разумеется, пре­терпели серьезные изменения; сохранившиеся инстинк­ты стаи преобразовались в социальные инстинкты. Так же, как и тогда, человек рефлекторно реагирует на ма­лейшее ощущение опасности; как и тогда, ему непри­ятно посягательство на все то, что он считает своим. Но помимо рефлексов защищать себя и свою территорию в человеке живы и другие стайные рефлексы — на подчи­нение. И те и другие интересуют нас с вами с точки зре­ния возможности управления окружающими — ведь это та проблема, которой мы сейчас занимаемся.

В средние века существовало своего рода искусство, которому специально обучали королей и приближенных к ним. Заключалось оно в том, чтобы при любых обстоя­тельствах, даже в партикулярном платье, уметь вызвать на себя реакцию безусловного подчинения даже у незна­комых людей.

Вы на данном этапе вполне можете добиться того же самого. Вернее, даже большего, так как королей сред­невековья учили этому просто в рамках воспитания, и за овладением этим искусством в первую очередь стоя­ла цель уметь себя подать соответствующим королю об­разом. Вы же, если учесть тот факт, что для вас воздей­ствие на людей уже давно из цели превратилось в сред­ство, могли бы добиться вполне ощутимых результатов в решении каких угодно проблем, связанных с воздей­ствием на окружающих.

Что касается инстинктов, о которых мы говорили, то они действительно находятся в приглушенном состоя­нии. Но не более того. Убедиться в этом совсем не труд­но. Понаблюдайте за животными на природе — за иг­рающими или, наоборот, конфликтующими собаками или кошками; еще лучше — за дикими животными (ра­зумеется, предварительно позаботившись о своей безо­пасности). Обратите также внимание и на свое собствен­ное поведение. Сравните свое поведение и поведение животных.

Что вы делаете, когда на вас кто-то повышает го­лос? Если вы сознательно не заставляете себя сдержать­ся, то, скорее всего, тоже повышаете тон: ведь вы вы­нуждены как-то защищаться. Ваша ответная реакция — это то же самое, что и рычание зверя в аналогичной ситуации: он увидел, что противник готовится к напа­дению, и сам принял позицию, свидетельствующую о намерении дать отпор.

Даже если вас мало интересует жизнь животных, вы наверняка знаете и о другом их инстинкте: стремлении большей части из них пометить свою территорию, от­городив ее тем самым от чужаков. Такой инстинкт про­является абсолютно у всех животных, точнее сказать, у

 

всех самцов. Наблюдать за жизнью диких животных, разумеется, доступно далеко не всем. Ну что ж, обра­тите внимание хотя бы на собак: в них говорит то же самое стремление отгородить свою территорию; кобель всегда выберет кустик или столб позаметнее. Любой владелец собаки также подтвердит вам и тот факт, что, выгуливая своего любимца, ему приходится останав­ливаться по несколько раз, потому что его песику не­обходимо задрать лапу не в одном месте, а в самых разных.

С животными, кажется, все понятно. Но что удиви­тельно, этот пикантный инстинкт сохранился и у чело­века, хотя, казалось бы, в современных условиях жизни он совсем не нужен — мог бы и отмереть. Но не тут-то было. Давайте, отбросив условности, разберемся подроб­нее, как произошла трансформация этого инстинкта и в чем он выражается сегодня. Если мужчинам случается на природе (к примеру, в лесу, в поле) отправлять ма­лую нужду, то делают они это совсем по-другому, нежели женщина. Мужчина практически всегда пристроится к чему-нибудь заметному — к дереву, камню или чему-то еще, что так или иначе выделяется среди окружающего ландшафта. Женщина же — в самом укромном, удобном для нее местечке, и не более того. Почему так происхо­дит? Все потому же. Предки человека когда-то эдаким образом помечали свою территорию, и не где попало, а в первую очередь те предметы, которые мало-мальски выделялись среди всего остального. Подумайте, такой древний инстинкт, а так хорошо сохранился у человека, несмотря на то что от прежнего обоняния у него не ос­талось и следа!

И что интересно: если где-то в зоне слышимости есть другие люди, это стремление пристроиться к де­реву или камню срабатывает значительно чаще. На это вы мне можете возразить, что для человека в такую минуту вполне естественно попытаться укрыться от чужих глаз, ведь каждый из нас стремится соблюдать какие-никакие правила приличия. И будете отчасти правы. Но и такое поведение имеет свое объяснение.

 

Когда рядом с человеком оказываются другие люди, уровень тревожности повышается и у него возникает потребность еще активнее помечать территорию. Этот рефлекс трансформировался при адаптации. Суть его осталась та же, что и раньше, а объяснение теперь со­всем другое: сказалось развитие головного мозга и из­менение условий существования (помните, мы не раз уже говорили, что стремления подсознания всегда объ­ясняются сознанием по-своему, логично и приемлемо для него).

Какой из всего этого можно сделать вывод? В чело­веке сохраняется готовый набор рефлексов, оставший­ся ему в наследство от бессловесных предков. Это озна­чает, что, если для вас по какой-то причине нежелатель­но использование энергетических форм управления, вы можете программировать человека на нужную вам реак­цию, используя его врожденные рефлексы, обеспечивая тем самым восприятие себя как лидера.

Давайте для начала выясним, что же имеет значение для активации подсознательных рефлексов и, главное, как это можно применять для осуществления воздейст­вия на окружающих. В настоящей главе мы не будем ка­саться слишком сложных случаев — они не подходят для беглого рассмотрения. Ситуации, которые мы с вами бу­дем разбирать, будут ограничены определенными рам­ками: вы с собеседником либо незнакомы вообще, либо знаете его плохо; при этом он не пьян, не раздражен, не выражает каких-то бурных эмоций — то есть находится в совершенно обычном своем состоянии. Именно с та­кими людьми, согласитесь, у вас и возникают, как пра­вило, сложности во взаимоотношениях. Случаи, когда проблемы встают между близкими или давно знакомы­ми людьми, требуют совсем другого подхода и не впи­сываются в тему, которую мы сейчас изучаем, поэтому их касаться мы сейчас не будем.

Итак, что же имеет значение для активации подсоз­нательных рефлексов человека? На что нужно обращать внимание в первую очередь, когда вы только начинаете овладевать приемами управления?

 

РОЛЬ ДИСТАНЦИИ В ОБЩЕНИИ

Одним из наиболее значительных факторов яв­ляется дистанция, на которую один человек подпускает к себе других. Мы уже говорили о том, что в животных заложен инстинкт отграничивать свою территорию от чужой. В случаях, когда граница, установленная ими, на­рушается, у них возникают причины для беспокойства — ведь каждому животному органически необходима своя личная территория, свой простор для жизни. Чем мень­ше животных обитает на той или иной территории, тем этот индивидуальный простор шире. В каких-то преде­лах он может уменьшаться или увеличиваться, и эти из­менения до определенного момента не сказываются на их выживаемости. Сложности возникают только в слу­чаях явного перенаселения. Если в популяции возника­ет эта проблема, то животные начинают существовать в состоянии постоянного стресса, что вызывает повыше­ние в крови адреналина. Адреналин, вырабатываемый эндокринной системой организма, играет очень важную роль в регуляции роста, воспроизведения и степени за­щиты животного от негативных воздействий. Таким об­разом, перенаселение ведет к откровенному ухудшению условий жизни, а это в свою очередь сказывается на вы­живаемости животных. Они начинают вымирать, и про­должается это до тех пор, пока численность их не будет соответствовать необходимым для жизни нормам.

Человек, как существо социальное, также не обой­ден стремлением сохранять вокруг себя определенное пространство. Давно замечено, что в местах большого скопления народа всегда возникает опасность столкно­вений. Вызвано это тем, что по мере того, как каждый отдельный человек получает все меньше и меньше лич­ного пространства, его раздражительность увеличивает­ся, возникает вероятность драк и потасовок. И у нас, и в западных странах этот факт учитывается органами ох­раны порядка. Толпу либо пытаются рассеять, либо ее сопровождают, на случай если вдруг придется осущест­вить вмешательство.

По этой причине для человека, как и для животно­го, вполне естественно стремление держать окружающих его людей на определенной дистанции.

Существует такое понятие, как дистанция критиче­ская. Пока человек находится за ней, он воспринимает­ся другим как предмет посторонний. В этих случаях об­щения либо нет вообще, либо оно идет без особой реф­лекторной поддержки. За пределами этой дистанции человек воспринимается как посторонний предмет (под­сознание животного в таких случаях не ждет от чужаков ни атаки, ни каких других действий, требующих немед­ленного реагирования). В пределах же этой дистанции человек считается установившим контакт; на него обра­щается некоторое внимание, но не особенное (прямой опасности от него все же нет). И только в том случае, если дистанция откровенно сокращена, внимание чело­века целиком переключается на приблизившегося.

Мозг животного в таких ситуациях начинает чутко следить за вторгнувшимся на чужую территорию и мо­ментально реагирует на то, что последует затем. А затем следует, как правило, либо прямая агрессия, от которой надо суметь защититься, либо, если особь принадлежит к противоположному полу, сексуальное заигрывание.

У человека, несмотря на то что его инстинкты адап­тированы к его современными условиями жизни, под­сознательные реакции происходят аналогичным обра­зом. По крайней мере его внимание сразу переключает­ся на человека, преодолевшего эту дистанцию, с целью определить, что именно от него хотят.

Какова же дистанция, о которой мы говорим, у че­ловека? От чего она зависит и какую роль играет в его взаимоотношениях с окружающими?

Это так называемая комфортная дистанция общения, своя в каждом человеческом обществе. В первой нашей книге мы подробно говорили о том, что эта дистанция напрямую связана с рефлекторно поддерживаемыми раз­мерами нашего эфирного тела. То есть чем больше эфир­ное тело, тем больше должна быть для человека его ком­фортная дистанция. Данная глава посвящена неэнерге-

тическим формам управления, поэтому скажу только, что по размерам эфирного тела, которые вам не состав­ляет никакого труда определить, можно вычислить ком­фортную дистанцию для человека, обеспечив тем самым себе и ему гармоничные взаимоотношения.

Городские жители, впервые приезжающие в деревню, всегда с некоторым удивлением обращали внимание на тот факт, как деревенские жители между собою обща­ются. Если горожанин, приветствуя своего знакомого, подойдет вплотную и подаст ему руку, то для жителей деревни совершенно естественно с расстояния в 15 мет­ров прокричать приветствие и помахать рукой. Помню, как в детстве я в первый раз был свидетелем общения деревенских. Меня как горожанина это в некотором смысле позабавило, но для аборигенов она была совер­шенно естественной.

Одна колхозница, возвращаясь домой после трудо­вого дня, проезжала на телеге мимо дома, в котором жила ее приятельница. Увидев, что та сидит на крыльце и перебирает крыжовник, она не только поприветст­вовала ее, не сходя с телеги, но стала громко с нею об­суждать свои житейские проблемы. Затем она поинте­ресовалась делами своей подруги, после чего они при­нялись беспощадно «мыть кости» своим знакомым — и все это — приостановив лошадь, но не сходя с телеги. Естественно, говорили они громко, их слышали ближай­шие соседи, но смущало это только меня, горожанина.

Уже из этого примера можно сделать вывод о том, что житель деревни предпочитает общаться с собесед­ником на расстоянии нескольких метров, горожанин — на расстоянии метра. Такая разница объясняется при­вычным расстоянием между людьми. Города, даже не­большие, всегда гуще заселены, люди в них всегда ис­пытывают некоторую тесноту. Поэтому их жители реф-лекторно сокращают размеры собственного эфирного тела, чтобы оно не соприкасалось с полем соседа.

Замечено, что человек, отсидевший срок в отечест­венной тюрьме и оказавшийся после долгих лет на сво­боде, при общении буквально прилипает к собеседни­-

ку. Вызвано это нечеловеческими условиями, в которых содержатся заключенные в наших тюрьмах. В камеру, рассчитанную на шесть человек, набивается тридцать;

спят там по трое на койке в три смены. Размеры эфир­ного тела человека за время пребывания в тюрьме со­кращаются настолько, что, выйдя из нее, он еще дли­тельное время не может адаптироваться и вызывает у лю­дей вполне объяснимое отторжение.

Очень показательна разница в комфортных дистан­циях между москвичами и петербуржцами. Москвичи воспринимаются питерцами как назойливые и вызыва­ют подчас раздражение, а питерцы москвичами — как холодные и отстраненные. Вызвано же это главным об­разом тем, что граница комфортной дистанции у питер­ца проходит в 75—80сантиметрах от конкретного чело­века, а у москвича — в 40—50.

Как я уже сказал, эти реакции у человека непроиз­вольны и их можно использовать в управлении. В этой главе мы научимся, как именно это делать. Мы разбе­рем несколько ситуаций, демонстрирующих поведение человека во время его пребывания в пределах комфорт­ной дистанции, за ее пределами и внутри нее. Зная на­верняка, какая последует реакция на ваше приближение или отдаление, вы сможете заранее продумать свое по­ведение таким образом, чтобы приблизиться к цели как можно скорее и наиболее простыми средствами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...