Глава 4. Слоган в избирательной кампании
Практически любая кампания по предвыборной агитации немыслима без слогана. Предвыборный слоган можно определить как короткий лозунг или девиз, являющийся составной частью избирательной кампании, отражающей ее суть, направление либо центральную составляющую имиджа определенного кандидата в прямой, иносказательной или абстрактной форме. Слоган, как и образ, может воздействовать на эмоциональную сферу. Самую большую опасность использования слогана представляет кажущаяся легкость его сочинения и представления, что лучше уж хоть какая-то короткая фраза, чем вообще ничего. Поэтому необходимо учесть, что удачный слоган — это результат весьма кропотливой работы, а не простой набор слов. Можно выделить следующие основные правила, которым должен отвечать хороший слоган: — быть понятным; — легко произноситься; — быть кратким. Вот несколько слоганов американских президентов, с которыми они выиграли избирательные кампании: «Новый курс» (Ф. Рузвельт); «Справедливый курс» (Г. Трумен); «Новые рубежи» (Дж. Кеннеди); «Вперед вместе», «Закон и порядок» (Р. Никсон); «Новое начало» (Р. Рейган).[16,c.198] По тематике слоганы могут эффектно концентрировать обещания кандидата в определенной сфере. Наиболее выигрышными являются следующие темы: Ø социальное обеспечение, особенно в части, касающейся пенсионеров, ветеранов, материнства и детства, бесплатные социальные гарантии в образовании, здравоохранении и т.д.; Ø наведение порядка во власти, соблюдение законности и борьба со злоупотреблениями, создание хороших законов; Ø экономическое возрождение и хозяйственные решения; Ø экология, чистота окружающей среды;
Ø обеспечение разного рода возможностей — в обучении, трудовой деятельности, предпринимательстве; Ø патриотизм, национальное или государственное возрождение. Очень важна форма слогана. Она должна экспрессией умножать его энергетику. Необходимо использовать не только средства выражения смысла, но и средства выразительности. Более того, именно за счет удачно подобранной грамматической формы удается компенсировать энергетический недостаток некоторых замечательных по смыслу идеологем. Например, идеологема справедливости при всей своей смысловой универсальности явно не обеспечивает лозунгу достаточно мобилизующей энергии. Можно постараться восполнить этот недостаток экспрессивно заряженными грамматическими формами, например, эллиптическими конструкциями: «Справедливость— в обществе, благополучие — в каждый дом!», «Закон— всем, справедливость — каждому!» и т.д. Для лозунгов часто используются грамматические формы номинативного предложения («Закон и порядок!»). Оригинальны, но редко используются формы генетивного предложения («Хлеба и зрелищ!»), которые хороши для выражения каких-либо требований. Если употребляются формы простого личного предложения со сказуемым-глаголом в первом лице, то лучше обходиться без местоимения «я». Например, «Хочу быть полезным людям!» предпочтительнее, чем «Я хочу быть полезным людям!». Слоганы типа: «Я дам вам то-то!» должны быть подкреплены очевидной и своеобразной харизмой. Но в целом «я» в слогане не приветствуется. То же самое можно сказать об использовании в слогане фамилии и имени самого кандидата. Несомненный плюс такого приема: если избиратель запоминает слоган, то запомнит и фамилию. Это очень важно, т.к. на практике часто получается, что избиратели вроде бы определили, что этот кандидат им симпатичен, а вот фамилию его не помнят. Либо вообще путают фамилии и к имиджевому мифу понравившегося кандидата относят фамилию конкурента за которого в результате и голосуют. Поэтому фамилия при слогане хорошо («Сергей Мавроди. Правда и порядок!»), а фамилия в слогане — еще лучше.
Однако, как и в случае с использованием «я», кандидату необходимо употребление фамилии в слогане «оправдывать» своей харизмой, т.к. наличие фамилии в слогане может быть воспринято как самолюбование либо нескромность. Поэтому фраза должна как бы доказывать, что кандидат своими личными качествами, своей харизмой заслуживает использования своей фамилии в слогане. С точки зрения ритмики и энергетики, удачными являются рифмованные лозунги с фамилиями («Наш округ— Биробиджан, наш депутат— Петров Иван!»). Тем не менее, здесь есть обратная сторона — частушечная легковесность. Кроме того, подобные слоганы очень часто провоцируют конкурентов на сочинение пародийных контрслоганов. Неплохим грамматическим средством, придающим экспрессивность слогану является восклицательный знак — «Достойное вознаграждение за честный труд!». Так же в слогане могут быть использованы: эллиптическое тире («Богатство города— на благо горожан!»), параллельные конструкции с тире («Во власти — порядочность, в городе — порядок!»), формы императива («Возродим наш город!», «Голосуй сердцем!»), формы двухчленного и трехчленного номинатива («Честь и Родина!», «Свобода, равенство, братство!»). Используют четырехчленные номинативные предложения, желая перечислить все привлекательные ценности, но это уже перебор.[26,c.49] Конечно, могут использоваться и простые грамматические конструкции, не оснащенные какими-либо средствами экспрессии. Однако в подобных случаях следует помнить, что мобилизующая энергия должна заключаться в содержании этих конструкций, раз уж отсутствует в форме. Дело в том, что существует очень немного ценностей, которые в конкретный момент времени в конкретном месте обладают достаточной мобилизующей энергией и способны увлечь или хотя бы привлечь избирателя. Определенный риск связан с тем, что, избрав в качестве лозунга воплощение каких-либо ценностей, особенно связанных с материальным благополучием, кандидат попадает в омонимическую ловушку. Пример: «Я знаю путь к процветанию!». Из слогана неясно, идет ли речь о процветании избирателей или же о процветании самого кандидата. Безусловно, умные люди лишь посмеются над двусмысленностью, тем не менее, могут найтись и такие, кого эта нелепость озлобит.
Это довольно распространенная ошибка. Поэтому обещая укоренить какие-то блага или ценности, кандидату желательно по возможности четко указывать адрес своих грядущих благодеяний. Например: «Процветание — городу, достойную жизнь — горожанам!». Кроме того, следует избегать обещаний с сомнительным адресом. Еще одна часто повторяющаяся ошибка связана с употреблением обличительных слоганов. Слоган должен быть универсален в употреблении, чтобы его можно было и озвучить и поместить под фотографией кандидата, например, в листовке. Однако если под фотографией кандидата будет стоять слоган «Воров к ответу!», это будет не совсем удачно. Поэтому если избран обличительный тип лозунга, если он критикует какое-то явление, например коррупцию или преступность, следует подумать о том, можно ли будет такой слоган сверстать рядом с фотографией честного лица кандидата. Как содержательную разновидность слоганов можно выделить проблемные слоганы, обращающие энергию избирателей против какой-то проблемы. Подобный лозунг может протестовать против какого-то глобального зла, но лучше — против общеизвестного актуального местного безобразия. Например: «Не допустим второго Чернобыля на Руси!». Следует учесть, что у проблемных слоганов есть своя проблема — они слишком узконаправленны. Хороши лозунги, емкой формой охватывающие целый набор смыслов и ценностей. Например, слоган: «Сильным — работу, слабым— заботу!». В нем простыми словами выражена целая социальная философия. Подтекстом здесь звучит отрицание безобразий, когда сильные не имеют работы, а слабые не получают заботы, но есть и мощная позитивная составляющая. Кроме того, присутствует не только адресный охват сразу многих социальных групп, но и очень хитрая политическая корректность.[27,c.287] В целом, можно выделить следующие основные условия, необходимые для успешного использования слогана: — четкое определение задач, возлагаемых на слоган; — определение носителей рекламы и СМИ, где его можно использовать; — определение возможной реакции, конкретных сегментов избирателей на слоган. Возможные варианты слоганов: · Депутат (президент), который нам нужен. · У (фамилия) есть лучшая идея! · Улучшения — без шока, политика — без кризисов (баррикад). · Эра национального обновления. · Вперед вместе. · Больше будущего, меньше капитализма (популизма)! · Закон и порядок. · Лучше с нами. · Время для перемен. · Правда, закон, порядок. · Есть такой человек, и ты его знаешь. · Сила спокойствия — президент (депутат).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|