Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолога – педагогический характер подросткового возраста




Введение

 

Подростковый возраст, с точки зрения педагогики и психологии - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительную важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением». В этом возрасте происходят важные физиологические изменения, которые влекут за собой определенные психологические изменения.

Появляются новые, ранее не знакомые ему чувства, влечения, переживания, возможны резкие перепады настроения, порой даже не понятные самому подростку, появляется влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую без причины, появляется склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Поэтому возникает множество проблем в этом возрасте, также у подростка в это время формируется характер, взгляды, определение будущего и перед ним возникают задачи, которые необходимо решить. Личность человека, и растущая личность тоже всегда особенна, индивидуальна. Отрываясь от мира детства, подростки постепенно, шаг за шагом, идут по пути, ведущему в мир взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещё не взрослый) порождает многие трудности в семье, в школе, в обществе.

Возраст подростка - переломный. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Каждый ребёнок неповторим, и неповторимость эта не просто порождена любящим родительским взглядом; личность человека, и растущая личность тоже всегда особенна, индивидуальна.

 

 

Теоретические аспекты социально – педагогической профилактики трудновоспитуемости подростков

Психолога – педагогический характер подросткового возраста

 

Подростковый возраст - переход между детством и взрослостью. Это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”.

Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Границы подросткового возраста совпадают с обучением детей в 5-8-х классах средней школы и охватывают возраст от 11-12 до 14-16 лет. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название “подросткового кризиса”, когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Психическая деятельность человека носит опосредованный характер. Поэтому индивидуально-возрастные особенности младших подростков опосредованы культурно-исторической средой, в которой они живут и развиваются, с вытекающими из нее условиями обучения и воспитания, носят временно пространственный характер. Показали, что при изменении условий обучения, меняются возрастные границы и формы психического развития детей. Таким образом, индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены: особенностями биологического развития организма; культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития; условиями обучения и воспитания; резервами индивидуального развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.

Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие, не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Важнейшей особенностью младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок взрослых к самооценки, приобретается в ходе особой деятельности самопознание. В младшем подростковом возрасте (11-12 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка.

Присущая подросткам этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у младших подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я».

Вот что сказал бы подросток, если бы он умел сказать о том, что его волнует, и если бы он захотел откровенно обо всем сказать.

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мною высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

В подростковом возрасте очень важно, чтобы мир, который человек охватывает своим мысленным взором, не был узким, домашним. Чем дальше и больше видит подросток, чем больше мыслей, чувств возбуждает в нем то далекое, с которым он непосредственно не сталкивается в повседневной жизни, тем тоньше, внимательнее и чувствительнее у него гражданское видение своего труда, своих товарищей, родных и близких и самого себя.

У многих учащихся в эти годы замечается привычка спорить во всех случаях, где только они видят возможность приложить силу своего ума. В этом нет ничего плохого; задача воспитания речи подростка в том и состоит, чтобы направлять своеобразную мыслительную работу подростка в правильное русло, развивать из незрелой, несовершенной речи подростка правильно построенную внешнюю речь.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению.

Существенные знания при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание или неуспехи в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у учащихся бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. Наоборот, благоприятной ситуацией учение для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. «Желание хорошо учиться, - утверждал В.А. Сухомлинский, - приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями».

«Активность младшего подростка не та, что у младших школьников. Его привлекает теперь не столько сам процесс деятельности, сколько цель и ее результат. Он уже не просто собирает макулатуру или приводит в порядок библиотечные книги, а стремится сделать это как можно лучше, не просто любит читать, а выбирает самые “героические” книги, те, в которых описаны подвиги, приключения. Он становится мечтателем, романтиком. Он углублен в свои переживания, интересы, он то энергичен, деятелен, весел, то вдруг вял, пассивен, мрачен.

Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика это когнитивное развитие. Эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В концепции подчёркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др. В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своем развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет – период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериоды дооперационных представлений (от2 до7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций. С точки зрения периодизации Э. Эриксона, психическое развитие индивида, формирование «идентичности» проходит через ряд психосоциальных кризисов.

На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношение в социуме.

Л.С. Выготский и его последователи доказали, что развитие человека на протяжении всей жизни происходит постоянно и дискретно. Интенсивность познания мира, вхождение в него различна на разных этапах жизни человека.

Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции - помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации. Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка. С.Л. Рубинштейн: «У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития».

Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единстве с ними. При этом, чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.

Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах возрастного развития. В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от: воспитания и обучения, активности самого ребенка, среды, наследственности. Роль и соотношение внутренних (наследственность) и внешних (среда, воспитание) факторов и становление личности человека, движущих сил его психического развития по-разному рассматривается представителями разных теорий. Жан Пиаже считает, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. А воспитание должно следовать за развитие. Как бы «идет в хвосте развития». (Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии.). Учитель должен считаться с тем уровнем развития ребенка, которого он достиг. И приспосабливать методику обучения к достигнутому уровню развития.

Интересующий нас возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый – собственно подростковый возраст (11-15 лет) и второй – юность (16-19лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но и когнитивного развития. Развитие познавательных процессов, и особенно интеллекта, в подростковом возрасте имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.

В духовной жизни юношей и девушек и раскрываются процессы развития нравственного самоутверждения, противоречия, самовоспитания, чуткости, восприимчивости к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему.

Стремление к идеалу и принципиальности в большом и беспринципность в малом, незначительном (например, покрывательство друга, совершившего неблаговидный поступок); разума, мастерства и склонность к постановке каверзных вопросов, имеющих своей целью опровергнуть давно доказанные истины, положения, закономерности; стремление анализировать каждый факт, явление, событие, боязнь прийти к поспешному выводу и характерная для молодежи безосновательность обобщения отдельных фактов, особенно из сферы общественных отношений и интимной жизни; романтический порыв, мечта, воодушевление возвышенными целями и сугубо практическое, можно сказать, буднично обыденное проникновение в детали; стремление быть взрослым, умышленное подчеркивание в своем поведении черт, свойственных зрелым людям, и первая грусть в эмоциональной окраске воспоминаний, связанных с детством, осознание того, что детство ушло, переживание в связи с этим чувства горечи.

Глубокая вера в доброе начало в человеке и тенденция к преувеличению отдельных незначительных отрицательных черт личности близких; пытливость, вдумчивость, способность к сосредоточенному умственному труду и, с другой стороны, рассеянность, неорганизованность, терпимость к неустроенности и беспорядку; стремление к нравственному идеалу, безоговорочное подражание идеальному герою абсолютно во всем, даже в мелочах, и боязнь казаться несамостоятельным, взгляд на подражание вообще как на показатель духовной слабости.

Пренебрежение к зубрежке и стремление дословно запомнить полные глубокого смысла выражения и изречения; подчеркнутая серьезность и безудержное веселье; чувство гордости за свои интеллектуальные силы, иногда даже переоценка, внушение самому себе мысли о том, что я ничего не знаю и т. п.; смелость, презрение к опасности и застенчивость, скованность, особенно в тех случаях, когда активная деятельность должна носить чисто духовный, интеллектуально-эмоциональный характер.

Излишняя возбудимость, доверчивость и настороженность; искренность, откровенность, глубоко интимное духовное общение с другом и замкнутость, неоткровенность во взаимоотношениях с самыми дорогими людьми отцом и матерью, напускная резкость, холодность, искусственная строгость слов.

Осознанный, избирательный интерес к определенной отрасли знаний и виду трудовой деятельности и стремление знать все, обвинение самого себя в невежестве, чуткость, отзывчивость, непримиримость к черствости и бездушности и боязнь слишком открыто проявлять свое сострадание и сочувствие (особенно у юношей), чтобы не прослыть «неженкой».

Оптимизм, жизнерадостность, нетерпимость к упадничеству и своеобразное чувство удовлетворения от легкой, лирической грусти (это нередко находит отражение в дневниках).

Стремление уже в школе принять решение о своем будущем и постоянное ожидание чего-то нового, неизведанного; осознание своих сил и возможностей и стремление к той деятельности, которая явно не по силам; стойкость и тенденция к преувеличению личного горя или неприятности.

Понимания этих противоречий является очень важным условием внимательного, чуткого подхода к юношам и девушкам. Задача педагога заключается в том, чтобы разъяснить юношам и девушкам противоречивый характер побуждений, желаний. Если учесть, что два противоречивых побуждения могут быть в одинаковой мере и благородными, и предосудительными (в зависимости от конкретных условий), станет ясно, какую важную роль в нравственном самоутверждении играет осознание юношами и девушками нравственной сущности побуждений. Последнее выступает и как мотив активной деятельности, и как сдерживающее начало.

Надо уметь быть снисходительным к попыткам подростков, иногда очень неумелым и даже смешным, с точки зрения взрослых, испытать свою волю.

Как бы предстоящая деятельность не увлекала их, они любят подумать над тем, стоит или не стоит выполнять то, к чему призывает педагог; с первого взгляда иногда даже кажется, что они проявляют нежелание работать (нередко это выражается в иронических замечаниях подростков по поводу своей роли в предстоящем деле). Некоторых педагогов такое поведение учащихся выводит из себя, они убеждены, что подростки испытывают их терпение. В действительности же никакого плохого умысла по отно­шению к педагогу и к предстоящему делу у подростков нет. Им просто доставляет удовольствие осознавать зависимость дела от своей воли, желания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...