Диагностика трудновоспитуемости подростков
Диагностика трудновоспитуемости подростков состоит из ряда этапов. Для выявления трудных подростков в учебном заведении должна вестись грамотная работа специалиста-психолога под началом администрации и с помощью классных руководителей, мастеров производственного обучения (в учреждениях начального профессионального образования), медицинского работника и педагогов. Необходимо, чтобы данное направление работы отвечало следующим принципам: · принцип предупреждения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий); · принцип системности (предполагает последовательную планомерную работу по сбору информации, составление индивидуальных и групповых программ, коррекционные, психотерапевтические, развивающие мероприятия); · принцип взаимодействия (работа осуществляется коллективно: в ней участвуют администрация, мастера производственного обучения, педагоги, медицинский и социальный работники). Важное место в работе психолога отводится взаимодействию с администрацией, которая обеспечивает сопровождение деятельности психолога «сверху», то есть оказывает помощь в организации методических совещаний, педагогических советов, доносит до педагогического коллектива необходимость той или иной деятельности с целью взаимодействия с психологической службой. Психолог, в свою очередь, разрабатывает систему работы с подростками «группы риска». Освещает ее на коллегиальном совещании, поясняет степень включенности в нее каждого участника учебного процесса. Такого рода мероприятия целесообразно проводить в начале учебного года. Алгоритм работы здесь может быть следующим: - медицинский работник первым может начать работу по оформлению карт медико-психолого-социального (МПС) сопровождения.
- классные руководители осуществляют наблюдение за учащимися, проводят анализ семейной ситуации (данные личного дела, анкетирование, родительские собрания). Вся информация фиксируется и вводится в карты МПС. - психологу отведены просветительская и диагностическая функции (перед диагностированием проводится обязательное объяснение подросткам целей и задач проводимой с ними работы, особое внимание стоит уделить этическим и моральным принципам работы психолога). Для успешности проводимых мероприятий необходимо соблюдать следующие организационные моменты: - четко и конкретно сформулировать цели и задачи каждого этапа работы; - обратить внимание на методическое обеспечение, дать определенные рекомендации по использованию тех или иных способов получения информации; - обозначить основные библиографические источники, которые смогли бы быть полезны в данном направлении; - дозированно распределять информацию: общие положения профилактической программы, направленной на выявление учащихся «группы риска», освещать ее на педагогическом совете (как уже отмечалось выше), а затем организовывать отдельные методические совещания с различными членами педагогического коллектива (мастерами производственного обучения, педагогами, медработниками, педагогами дополнительного образования), на которых в форме консультации детально обсудить цели, задачи, методы и формы работы; - после каждого этапа работы необходим обмен информацией по типу «снизу — вверх» (начиная с совещаний с мастерами производственного обучения, педагогами и т. д. и заканчивая обсуждением проделанной работы на педагогическом совете). Роль психолога здесь должна быть заглавной: обобщение данных, подведение итогов проделанной работы, составление справки-доклада и определение вектора дальнейшей работы.
Основными способами получения сведений о благополучии учащихся являются: наблюдение, опрос, анализ документов, собственно психологическое обследование. Наблюдение занимает ведущее место в арсенале методов, которые могут использоваться не только психологами, но и социальными педагогами, мастерами производственного обучения, а также преподавателями. В педагогическом процессе наиболее удачным является стандартизированное наблюдение. Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. У каждого вида опроса есть свои преимущества и недостатки. Устный опрос позволяет видеть реакцию и поведение испытуемого, позволяет более глубоко проникнуть в психологию человека. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения и требует специальной подготовки исследователя, поскольку степень объективности ответов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время, может использоваться и мастерами производственного обучения и преподавателями в большей степени, чем устный. Но недостатком является невозможность скорректировать вопросы и пронаблюдать реакцию испытуемого. Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. Такой вид опроса позволяет гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном учащемся может быть сопоставлена с информацией о другом подростке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется. Беседа — вариант опроса, от опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
Анализ документов позволяет получить дополнительную информацию. В условиях учреждений начального профессионального образования речь идет о медицинской карте учащегося, личном деле, классном журнале, психологической карте, которая составляется и хранится в течение всего периода обучения в училище. Одним из эффективных подходов к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков следует выделить и обосновать деятельностный подход характеризуется тем, что позволяет подростку: а) осознать ценности здоровья и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; б) выработать динамический стереотип поведения на основе потребностей, способствующих ведению здорового образа жизни; в) определить систему жизненных ценностей, включая пути и методы их формирования. Он стремится противостоять негативным факторам социальной среды, ведет здоровый образ жизни;
Организация и практическая реализация модели диагностики, профилактики и коррекции поведения подростков предполагает соблюдения основных принципов, к числу которых следует отнести: Для эффективной реализации модели диагностики, профилактики и коррекции поведения подростков проводились систематические психолого-педагогические тренинги для повышения социально-правовой грамотности подростков, обучение их навыкам оздоровления, саморегуляции, развитие коммуникативных способностей в целях повышения их культурного уровня. Среди современных подходов к профилактике поведения подростков наиболее распространен информационный подход. Он повышает уровень знаний подростков о наркотиках, об их опасности и негативных последствиях употребления; правовом воздействии за нарушения в социуме и другое. Подход, основанный на социально полезной деятельности, признан наиболее эффективным для групп высокого риска и форм девиантного поведения; он опирается на призыв «Сделай здоровый выбор!».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|