Анализ практики организации социально – педагогической профилактики трудновоспитуемости подростка в условиях конкретной школы.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Работы социального педагога с неблагополучной семьей 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей); 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи; 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни; 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации; 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи; 7-й этап: составление карты семьи; 8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.), 9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей; 10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи; 11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
- Арсений: - 12 лет, - активен, импульсивен, много говорит, не усидчив, домашние задание не выполняет, грубит родителям и педагогам. На контакт с родителями не идет, портит школьное имущество, мешает проведению уроков, обманывает.
- активен, импульсивен, много говорит, не усидчив, домашние задание не выполняет, грубит родителям и педагогам. На контакт с родителями не идет, портит школьное имущество, мешает проведению уроков, обманывает. - семья полная, многодетная, проживают в частном доме, неблагополучная. - отец не имеет постоянной работы, злоупотребляет алкоголем, дебоширит, неоднократно по просьбе матери соседи вызывали милицию. - при обследование жилищно-бытовых условий у ребенка нет своего личного пространство. Изучали характер взаимоотношений в семье: – между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.); – между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность), – позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении «Золушки»). Изучали положение ребёнка в семье: – Я нужен и любим и люблю вас тоже; – Я нужен и любим, вы существуете ради меня; – Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам; – Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое. Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства. Отношение ребёнка к родителям: – дорожит семейными отношениями; – родители авторитетны; – относится пренебрежительно; – остро переживает драму;
– тяготеет к одному из членов семьи. Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.). Эти рекомендации носят достаточно общий характер, служат лишь канвой деятельности социального педагога. У каждой школы, семьи, окружающего ей социума - свои особенности, свои проблемы. А значит, у социальных педагогов есть поле для творчества, для обогащения этих рекомендаций.
Рекомендовано родителям: - Избавление от вредных привычек отца. - Родителям увидеть за своими проблемами ребенка. - Личный пример общения в семье (без ссор, скандалов). - Не допускать высказываний о своих друзьях, коллегах. - Объективно разбираться в возникновении конфликта, находить выход. - Давать поручения, самостоятельное выполнение определенных заданий дома. - Занятия спортом, в любом кружке. -. Посещать занятия у психолога. - Больше уделять времени на дополнительные занятия дома. - Интересоваться изучаемым материалом в школе. - Еженедельные консультации с учителем и психологом.
1. Индивидуальная консультация «Выяснение эмоционального компонента неуспеваемости ученика». Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы. Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями. Прямые методики: беседа-интервью, методики "Лесенка уроков", "Лесенка побуждений", сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я. Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда. Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки". Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: - как ребенок относится к плохим оценкам; - какую получает типичную обратную связь от взрослых; - какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении; - по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.
Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: - кто занимается с ним, как много, какие приемы использует; - анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).
4. Групповое развивающее занятие. Комплекс упражнений на умозаключения при сопоставлении предметов и событий. Социально-психологический тренинг "Человек в конфликте" Цели: Показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние в ходе конфликта, отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния. Понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах. Упражнение 1. Работа с ассоциативным рядом "конфликт". Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию психолога В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово "конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение? После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее: - если конфликт - это мебель, то какая?. - если конфликт - это посуда, то какая?. - если это одежда. Рефлексия. Для чего мы делали это упражнение?" Важно заметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом "конфликт". Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение. Упражнение 2. Эмоциональная тропинка. Подберите символические рисунки, с помощью которых можно отразить свое эмоциональное состояние в различные моменты развития конфликта. Нарисуйте в тетради самоанализа свою "тропинку" и свои символы для каждого из значимых этапов пути в конфликте. Можно дополнить их краткими фразами.
Пункт А - "все хорошо!" Пункт В - "все снова хорошо!" Упражнение 3. Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают "скульптора". Он строит скульптурную группу "конфликт" и занимает свое место в ней. Рефлексия. Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности. Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 - 3 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления. Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий. Для детей необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях. Необходимо ставить перед ребенком реалистичные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах. Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного. Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании "нормативов", либо сравнении слабых и сильных детей. Учащихся целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых они будут отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал. Ошибки детей не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка. Систематические занятия с детьми способствуют развитию у них познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Заключение
Итак, цель нашей курсовой была достигнута – мы изучили особенности личности трудных подростков. К основным результатам работы можно отнести следующее: - изучена трудновоспитуемость как психолого-педагогическая категория; - определены причины появления трудновоспитуемости и классификация по типам запущенности; - дана характеристика и рассмотрены особенности развития личности трудных детей; - проанализированы особенности преодоления трудновоспитуемости педагогически трудных, запущенных учащихся и выявить пути решения; - раскрыты приемы и методы воздействия на личность трудных детей и подростков. В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как «трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризисного периода развития ребенка, подростка либо может быть вызвана неумением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д. Выдержка и терпение особенно необходимы при работе с "трудными". Процесс воспитания, а процесс перевоспитания особенно, как и любой труд, встречает сопротивление материала, в данном случае — сопротивление трудновоспитуемого подростка воспитательному воздействию, У "трудных", как правило, хронически осложнены отношения с учителями в школе, дома с родителями, у многих вообще отсутствует элементарный опыт нормальных, спокойных, доброжелательных отношений со взрослыми. Данное обстоятельство обязывает социальных работников в отношениях с этими подростками строго придерживаться принципа А. С. Макаренко: "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменко, В. И. Психолого-физиологическая типология трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей / В. И. Абраменко, А. И. Селецкий // – М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности. – 1973. – С. 42. 2. Алимова, М. К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М. К. Алимова, В. Т. Козлова // - М.: Знание. - 1992. – С. 6. 3. Артюхова, И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - / М.: Издательство «Первое сентября», 2004. 4. Байбородова, Л. В. Воспитательный процесс в современной школе: учебное пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков // – 2–е изд., испр. и доп. – Ярославль: Изд–во ЯГПУ. - 1998. – С. 355 5. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В. В. Бойко // СПб.: Сударыня. 1998. – С. 128. 6. Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович // Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание", 1979. — С 37. 7. Болотов О. Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / А. К. Болотова // — М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2012. — С. 526. 8. Бочкарева, Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей. Изучение мотивации детей и подростков / Г. Г. Бочкарев // - М.: Педагогика, 1972. - С. 239-250. 9. Верцинская, Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися [Текст] / Н. Н. Верцинская // Народная асвета, 1983. – С. 143. 10. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский // Собр.соч. Т.З. М.: Педагогика. 1996. – С. 393. 11. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков // Уч. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 160. 12. Зайка, Е. В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии / Е. В. Зайка, Н. П. Крейдун, А. С. Ячина // – Вопросы психологии. – 1990. - № 4.
13. Кондратьев, М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей / М. Ю. Кондратьев // Автореф. канд. дисс. - 1983. – С. 24. 14. Кондратьев, М. Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М. Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|