Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудновоспитуемость как социально-педагогическая проблема.




 

Трудновоспитуемость - обозначает отклонения в поведении и психике ребенка, учащегося, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления. Примером таких отклонений могут быть: пониженные адаптивные способности, неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие для данного возраста мотивационно-волевой сферы и познавательных процессов. Причинами и результатом трудновоспитуемости чаще всего является отрицательное влияние окружения, ошибки в семейном воспитании, дефекты нервной системы, особенности характера, затрудненная социальная адаптация и др. Для предупреждения и профилактики трудновоспитуемости необходимо установление оптимального психологического режима жизни, учения и воспитания, обеспечение здорового морально-психологического микроклимата, корректное использование методов воспитания и перевоспитания.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. В педагогике нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Само понятие «трудный подросток» приняло форму широко распространенного социального стереотипа. Прежде всего, необходимо отделить понятие «трудный» от понятия «трудновоспитуемый».

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию к той или иной социальной роли, особенности характера, другие личностным особенностям. И проявляется в отклонениях социального характера.

Как известно, сопротивление воспитательному воздействию не всегда связано с социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявляться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Так, скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления, неприятием привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам, возражениям. Конфликты, возникающие в учебной деятельности, переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости, который отнюдь не создает предпосылок противоправного поведения.

Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат – "трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.

В отечественных психолого-педагогических науках в 20- 30-х гг. XX в. данным термином обозначали практически всех детей, чьё обучение и воспитание представляли трудности. К трудным детям фактически относились все аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К трудным относили также беспризорников, малолетних преступников и др. детей, которых также характеризовали как "морально дефективных".

Моральная дефективность не является некоторой, изначально присущей отдельным особенностью, а выступает следствием неблагоприятных социальных условий их развития. В итоге было признано неправомерным подразделение детей на нормальных и морально дефективных.

В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", т. к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому встречающееся иногда понятие "трудный возраст" достаточно условно; учёт возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных несколько для определённого возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития. Трудновоспитуемости зачастую приводит к несостоятельности педагогических рекомендаций.

В соответствии с основными причинами, вызывающими негативные проявления в поведении, можно выделить четыре группы детей.

Первую группу представляют подростки, причиной трудновоспитуемости которых являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально-типологические особенности, вплоть до акцентуации характера, психопатий. Для выявления таких детей существуют хорошо разработанные методы психодиагностики. Педагогу достаточно знать об особенностях поведения учеников этого типа трудновоспитуемости, чтобы своевременно направить их к психологу или психоневрологу и затем организовать для них комплекс медико-педагогических воздействий.

Вторую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Аналогично следует оценивать и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками и т.д.).

Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации.

Третью группу составляют подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли.

Задача педагога в данном случае должна состоять в том, чтобы усилить уже имеющийся внутренний мотив ученика внешними стимулами. Иными словами, необходима постоянная кропотливая работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее.

Систематический контроль со стороны педагога, постоянная поддержка подростка в его стремлении овладеть своим поведением приносят положительные результаты.

Четвертую группу подростков, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажением представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать «собственно трудновоспитуемыми».

В отличие от педагогически запущенных, которых надо довоспитывать, т.е. дополнить их морально-этические знания и сформировать у них личностные качества, которых им недостает, «собственно трудновоспитуемые» подростки требуют иного подхода, предполагающего переделку их нравственных представлений и качеств личности, т.е. перевоспитания.

Подростки этой группы не принимают замечаний и требования педагогов, как бы справедливы они ни были. Несмотря на то, что поведение таких учеников явно противоречит существующим нормам, они не желают менять его, отказываются от помощи в учебе и вообще отрицают необходимость какого-либо вмешательства в их жизнь. На критические отзывы одноклассников и взрослых трудный ученик отвечает либо равнодушием, либо вызывающим поведением, всем своим видом показывая несогласие с негативной оценкой окружающими его поведения и личности в целом.

Самое сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. Он действительно не видит своих отрицательных качеств и всегда может оправдать свои даже самые неприглядные поступки. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям.

Несоответствие реально сложившейся ситуации и представления подростка о ней проявляется даже в учебной деятельности, хотя критерии оценки знаний достаточно однозначны. Формально признавая факт неуспеваемости, ученик не признает это как свой неуспех, как свой недостаток.

Причину неудач в учебе подросток ищет во внешних обстоятельствах: чрезмерной сложности программного материала, несправедливости учителей и т.п. Неадекватное отношение ученика к результатам своей учебной деятельности становится причиной нарастающего сопротивления подростка педагогическим воздействиям, направленным на повышение его успеваемости, что расценивается педагогом как проявление недисциплинированности.

Взаимоотношения трудного ученика со своими одноклассниками также определяются неадекватным представлением школьника о них. Обычно такие подростки переоценивают свою роль в коллективе, считая себя популярными и авторитетными среди ребят. Занимая крайне неблагополучное место в системе межличностных отношений, они как бы не замечают отрицательного отношения к себе со стороны одноклассников, неосознанно отталкивая эту информацию, поскольку мысль о своей несостоятельности в сфере общения нередко переживается очень болезненно.

Такое расхождение между реальной ситуацией и представлением подростка о ней приводит к тому, что он не воспринимает критику товарищей, обычно рассматривая ее как «нападки завистников» (при этом он быстро забывает неприятные эпизоды) либо обесценивая для себя общение с одноклассниками, что толкает его на поиск иной группы сверстников.

Неправильная оценка себя в сфере учебной деятельности, в сфере общения с одноклассниками тесно связана с неправильной оценкой своих личностных качеств. Значительное большинство трудновоспитуемых подростков переоценивают свои положительные личностные качества, причем такая переоценка не влияет на точность оценки этих же качеств у одноклассников.

Следовательно, трудные подростки оценивают себя неадекватно не потому, что недостаточно понимают смысл оцениваемых качеств или не умеют анализировать поступки людей. Эта неадекватность обусловлена притязаниями ученика на высокую оценку своих личностных качеств. Трудновоспитуемые подростки не признают своей принадлежности к категории «плохих», внутренне приравнивая себя по своим личностным качествам к хорошим ученикам. То, что подросток не замечает подтверждения такому представлению о себе со стороны окружающих, вызывает у него чувство обиды. Считая себя незаслуженно низко оцененным, ученик начинает проявлять агрессивность по отношению к тем, кто дает ему такие оценки. В этом случае причиной негативного поведения ученика является неудовлетворенность его стремления утвердить себя в желаемой позиции.

Упрямство, противопоставление своего поведения общепринятым нравственным нормам есть следствие невозможности добиться положения хорошего ученика, к которому стремится каждый школьник. Таким образом, существует защитный механизм личности, состоящий в искажении представлений подростка о реально существующих отношениях.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в непредсказуемом переплетении в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

По типу запущенности:

- педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);

а) с пассивной жизненной позицией (Я - безволие, равнодушие, недоверие);

б) с неадекватной реакцией (Я эго - эгоисты, упрямцы);

в) с антиобщественным поведением (Я агор - жестокие, антагонистичные, аморальные);

- социально запущенные (дезорганизаторы - пассивные и активные);

- правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

- отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

- с нарушениями в сфере общения;

- с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

- с односторонним умственным развитием;

- с неправильным развитием волевой сферы.

По позиции:

- неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

- неудовлетворенные своим положением в семье;

- с преобладанием связей с дезорганизаторами;

- с надломленной психикой;

- с избытком энергии, не нашедшей применения.

Задача школы заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого недопоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...