Цели, задачи и функции внеклассной работы
Целью внеклассной работы и внеклассных мероприятий является предоставление гармонического и всестороннего развития школьников. Данное требование отвечает базовой идеи воспитания - воспитание человека, который способен в себе совмещать как моральную чистоту и духовное богатство, так и физическое совершенство. Так как составная часть воспитательной деятельности в школе это и есть внеурочная работа, то она ориентирована на достижение единой цели обучения и воспитания - усвоение ребенком требуемого для жизни в современном социуме общественного опыта и формирование концепции ценностей, принимаемой обществом. Работа во внеклассное время направлена на разрешение данных задач: . Создание положительной Я - концепции у школьника, которая характеризуется следующими условиями:) уверенность в благосклонном отношении к нему окружающих его людей;) убежденность в удачном овладении любым видом деятельности;) чувство своей важности. Данная концепция так же определяется позитивным отношением учащегося к самому себе, а так же объективностью самооценки, которая и есть основа дальнейшего индивидуального развития учащегося. Многообразная внеучебная деятельность позволяет: § выявить индивидуальные возможности ребенка, не всегда демонстрирующиеся на уроке, § самореализаваться школьнику, повысить уверенность в себе и его самооценку, § обогатить личный опыт учащихся, § формировать практические умения и навыки. . Создание подходящих условий для накапливания навыков сотрудничества, опыта жизни в коллективе. Учебная деятельность в школе в силу своей специфичности не может обеспечить в полной мере благоприятную основу сплочения коллектива. Однако во внеклассной деятельности учащиеся вступают в многосторонние отношения между собой. В разных типах внеклассной деятельности учащиеся не только раскрывают свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе. Эта задача внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного сотрудничества учеников, что в комплексе и предоставляет огромный учебно-воспитательный эффект.
. Создание необходимости в результативной, общественно-одобряемой работы посредством ознакомление с разными типами работы. Данная задача осуществляется посредствам прямого ознакомления с разнообразными видами деятельности, а так же посредством создания в согласовании с индивидуальной заинтересованности учащихся к ним. Во внеаудиторной работе формируются условия для развития умений включаться в результативную и одобряемую обществом деятельность. Этот аспект особенно важен в связи с увеличением числа школьников подросткового периода, которые ведут антиобщественный стиль жизни (алкоголизм, наркомания, преступность и т.п.). . Создание нравственного, волевого, эмоционального компонентов миропонимание. Развитие познавательного интереса. При проведении внеклассных занятий посредствам овладения нравственными суждениями создаются и усваиваются нравственные нормы поведения. Посредством эстетического представления в созидательной работе создается и эмоциональная область. Воспитание и развитие интересов у школьников в процессе внеклассной и внеурочной работы связано непосредственно с решением необходимой задачи: выбором учащимися профессии и подготовкой к трудовой деятельности. Установлено, что многообразные типы внеклассных занятий являются одним из базовых источников появленения профориентационных интересов, а так же профессиональной информированности школьников. Различные виды внеучебных занятий способствуют реализации своих сил в выбранной области деятельности, приобретению профессиональных умений, знаний и навыков.
. Организация свободного времени учащихся. В данное время необходимо и очень важно удлинить время организованного педагогического влияния на школьников, чтобы предупредить негативные последствия детской безнадзорности. Перечисленные выше задачи характеризуют базовые способности и направления внеучебной работы на достижение ее главной цели. В действительной внеклассной работе они рассматриваются в соответствии с особенностями самого педагога, класса, с общешкольной внеучебной деятельностью и т.д. Цели и задачи внеклассной деятельности определяют ее функции - воспитательную, обучающую и развивающую. Обучающая функция внеучебной деятельности не имеет такого преимущества, как в учебной деятельности. Во внеклассной деятельности она является вспомогательной с целью наиболее успешного достижения воспитательной и развивающей функций. Данная функция направлена не на формирование концепции научных знаний. Она направлена на обучение определенных норм поведения, жизни в коллективе, навыкам общения и пр. Однако верное сочетание внеучебной и учебной деятельности обеспечивает наибольшую гибкость целой системы учебно - воспитательной работы. Внеклассная деятельность может быть результативным методом дифференциации обучения и воспитания, сохраняя единый, обязательный минимум учебного процесса. Внеклассная работа так же способна компенсировать его минусы, которые трудно устранить в рамках учебной деятельности, которая насыщенна неотъемлемыми занятиями. Большое значение во внеклассной деятельности имеет развивающая функция. Данная функция состоит в выявлении и в последующем развитии индивидуальных возможностей, склонностей, интересов у школьников посредством включения их в соответствующую работу. Например, школьника со способностями в артистической направленности, возможно, можно вовлечь в участие в школьных мероприятиях, со способностями, направленными в области информатики можно вовлечь в разработку полезных программ, участие в олимпиаде и составление наглядных дидактических материалов т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|