Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика организации внеклассной деятельности по информатике




 

Имеется конкретная последовательность организации и проведения внеклассной деятельности для того чтобы указанные выше требования реализовались на практике. Внеклассная работа может использоваться при проведении индивидуальной и массовой работы. В данном виде деятельности много простора для творческой деятельности учителя в выборе формы, содержания и методов занятий. Но в методике их реализации должны быть некоторые общие методы. Прежде всего, для того чтобы прослеживались ключевые этапы в осуществлении воспитательного события. Это исследование и установление воспитательных задач, организация и имитация будущей внеклассной деятельности, практическое осуществление модели и рассмотрение проведенного события.

.   Исследование и установление воспитательных задач.

Данный пункт разработки мероприятия направлен на исследование особенностей каждого школьника и класса в целом. Так же на определение более важных задач для осуществления успешного воспитательного влияния. Целью это этапа является справедливая оценка педагогической деятельности, которая состоит в установлении ее позитивных аспектов (наилучшее в ребенке, в коллективе), и того, что имеет необходимость в исправлении, развитии и подборе более значимых задач.

Исследование воспитательных задач осуществляется с помощью способов педагогического изучения, главным среди которых в данном пункте считается наблюдение. Благодаря методу наблюдения учитель накапливает информацию о школьниках и коллективах. Самым информативным методом исследования считается беседа, при этом не только со школьниками, но и с их родителями и учителями-предметниками.

При индивидуальной деятельности огромное значение обладает анализ продуктов работы школьника (рисунки, поделки, стихотворения, рассказы и т.д.). При изучении школьного коллектива информативным считается метод социометрии. С её помощью учитель узнает о популярности школьников, о взаимоотношении между учащимися, о наличии малых коллективах в классе.

.   Подготовка и имитация внеурочной воспитательной деятельности

Данный пункт заключается в построении педагогом модели некоторой формы работы. Даже у самого профессионального учителя успех внеурочных мероприятий во многом зависит от предыдущей подготовки к мероприятиям. Поэтому любое занятие следует методически подготовить и создать модель проведения занятия.

Учитель привлекает учащихся при планировании мероприятия. В старшем звене данную работу учащиеся могут проделать как самостоятельно, так и под руководством преподавателя. Умение составить план к внеклассному мероприятию является элементом научной организации деятельности преподавателя и учащихся в области внеклассной деятельности.

Итоги моделирования мероприятия отображаются в плане внеурочного мероприятия, который обладает следующей структурой:

. Тема - название занятия.

. Цели и задачи мероприятия.

. Материалы и техническое обеспечение.

. Формы проведения.

. Места проведения.

. План - конспект проведения мероприятия.

В заглавии мероприятия отображается тема внеурочного мероприятия, которое обязано точно показывать содержание мероприятия, и быть кратким, привлекательным.

Подготовку мероприятия целенаправленно начинать не только с определения целей и задач, но и подбора отвечающих им методов и форм проведения, а также назначения и место в воспитательной системе в данном коллективе. В этом проявляется единый подход в воспитании учащихся. Следовательно, важно заблаговременно и в полной мере выяснить воспитательные возможности обозначенного мероприятия и установить взаимосвязь между запланированным занятием и другими, которые составляют в совокупности учебно-воспитательной систему данного коллектива. При подготовке мероприятия важно следует учесть и предыдущую воспитательную работу в данном коллективе, и ее результативность.

Цель внеурочного занятия обязана отображать развивающую, формирующую, воспитательную, корректирующую функции. Но функция обучения может быть реализована в качестве одной из задач мероприятия. Очевидно, что только объяснение нового материала не может являться целью внеурочного мероприятия. Задачи внеклассного мероприятия обязаны быть конкретными и отображать содержание мероприятия. Чем точнее учитель сформулировал задачи и цели внеурочного мероприятия, тем определеннее будут представления учителя о желаемых результатах. В согласовании с целями, задачами, актуальными функциями внеурочной деятельности и результатами изучения устанавливается содержание, выбираются конкретные средства, методы и формы. К техническому обеспечению внеурочного мероприятия относятся следующие средства: программные средства, пособия, видеофильмы, диапозитивы, информационные ресурсы, игрушки, музыкальное оформление литература, и пр. Важно вовремя подготовить рабочую область для проведения мероприятия (ручки и карандаши, бумагу, ватман; места для представителей жюри, зрителей и команд и т.д.). Главное место в подготовке внеклассного мероприятия занимает отбор и подбор материала. От характера внеклассного мероприятия зависит время для подготовки материала. Например, чтобы подготовить материал для вечера, диспута или смотра требуется много времени: это время используется учителем или учащимися для сбора фактов, чтения необходимой литературы, подготовки докладов, выступлений, выполнения учениками различных проектов и заданий и т.п.

Данная подготовительная работа с учениками иногда оказывается более значимой не только в воспитательном, но и в образовательном процессе. Если для подготовки материала много времени не занимает (например, экскурсия или поход в кино), учителю необходимо заблаговременно ознакомиться с местом посещения. Формой проведения внеурочного занятия может быть викторина, экскурсия, олимпиада, конкурс и т.д. В этом случае форму проведения мероприятия объединяют вместе с названием в плане, например: «Турнир юных информатиков», «Викторина по информатике». Место проведения определяется требованиями к форме мероприятия, к материальной базе, количеством участников и т.п.

План мероприятия заключает в себе описание методов воспитания, содержания и представляет собой последовательное, подробное изложение содержания или тезисный план. При построении хода мероприятия необходимо учитывать его и структуру, и продолжительность. Внеклассное мероприятие продолжительностью от 15-20 мин должно быть для младших школьников и до 1-2 ч для учеников основного и старшего звена.

Следует так же отметить и такой важный момент подготовки занятия, как организационная работа. Учитель руководит ею и привлекает учащихся. Учитель следит, как распределяются поручения, контролирует их и помогает выполнить. Задания, требующие ответственности могут быть даны группам учащихся, классам. Для организации масштабных мероприятий целесообразно создавать организационные комитеты или проводить соревнования на лучшую подготовку. Учитель способствует развитию у школьников самостоятельности и ответственности, формирует у учащихся организаторских умений, опираясь на инициативу учащихся.

Перед проведением мероприятия должны быть подготовлены и заблаговременно вывешены объявления о предстоящем мероприятии, а за день до проведения мероприятия - плакаты с надписями в виде напоминаний: «КВН в …часов», «Все на КВН», «А ты придешь на КВН?».

. Практическое осуществление модели

Практическое осуществление модели мероприятия направлена на достижение задуманной внеклассной работы в педагогическом процессе.

Для того, чтобы сохранить внимание и интерес у школьников, занятие должно проходить организованно. Очень многое зависит от подготовленности ведущего, его способности быть отличным организатором, эрудиции. Ведущий мероприятия обязан не только проявлять гибкость и находчивость в неожиданных ситуациях, но и уметь установить контакт со слушателями, расположить их к себе. В сложных (не сложившихся) коллективах, независимо от возраста учащихся, учителя обычно сами проводят внеклассных занятия.

В школе следует больше времени уделять предметным неделям, которые должны быть связанны единой целью и идеей. Для эффективной реализации в практической деятельности, многообразных по своему содержанию и своим методам, внеклассных мероприятий следует соблюдать четыре основных этапа мероприятия.

.   Организационный момент (продолжительность 0,5-3 мин).

Педагогическая цель: настроить школьников на внеклассную работу, тем самым вызвать положительные эмоции, интерес к ней.

Типичные ошибки: затянутость, дублирование начала урока.

Рекомендации: более эффективному настрою школьников на внеклассную деятельность способствует занимательный материал на данном этапе: использование проблемного вопроса, загадки, игрового момента, переход школьников в другое помещение, звукозаписи и т.д.

.   Вступительная часть мероприятия (1/5 - 1/3 времени от всего мероприятия).

Педагогическая цель: расположить учащихся к внеклассному мероприятию. Учитель на данном этапе определяет, насколько совпадает его педагогический мониторинг с реальностью сравнительно возможностей школьников, их личностных качеств, уровня активности, осведомленности по теме мероприятия, интереса и т.д.

На данном этапе учителю требуется не только заинтересовать учащихся, но и определить, насколько мероприятие нуждается в коррективах.

Типичная ошибка - пренебрежение данного этапа из-за боязни учителя спонтанной реакции школьникам. Учитель переживает, что учащиеся скажут или сделают не то, что ожидается учителем. Вводную часть учитель основывает не на детской активности, а на собственной. Он исключает обратную связь, отводя школьникам роль инертных слушателей, и не придает значения чувственному настрою школьников.

Рекомендации: данный этап мероприятия может представлять собой, в зависимости от содержания, вводную беседу или разминку. В первом случае используются наводящие вопросы, во втором задания. Задания, которые даются должны быть и интересными, и построены так, чтобы давать информацию для учителя о том, насколько учащиеся готовы к восприятию материала. На данном этапе мероприятия должны быть сформированы основные представления школьников о предстоящем мероприятии. Так же должны быть разъяснены правила, критерии оценки.

.   Основной этап мероприятия должен быть самым продолжительным по времени (1/3 от всего занятия).

Педагогическая цель: осуществление основной цели мероприятия.

Типичные ошибки: создание учебной атмосферы занятия, отсутствие наглядности, активность учителя при частичной или полной пассивности школьников.

Рекомендации: воспитательный результат в реализации функций внеклассной деятельности будет выше, если школьники максимально задействованы. В активизации школьников на внеклассном занятии первое место занимает создание эмоциональной атмосферы, особенной для данного мероприятия, которая отличается от учебного занятия.

Эффективность этого этапа возрастает, если учитель использует по возможности различные методы формирования поведения: игру, упражнение, поручение; если учитель включает различные виды работы: творческую, трудовую, игровую и др.

.   Заключительный этап (1/4 - 1/5от времени мероприятия).

Педагогическая цель: подготовить школьников на практическое использование приобретенных навыков в их внешкольной жизни. Из этого следует, что заключительная этап дает учителю вероятность реализации воспитательного воздействия на школьника в иной среде.

Типичные ошибки: данный этап вообще игнорируется или сводится к типичным вопросам школьного урока: «Что узнали нового?», «Понравилось?».

Рекомендации: определенные задания в виде теста и в удобной, привлекательной для школьников форме (мини-викторина, кроссворд и др.) для определения основных результатов. Заключительный этап может использоваться учителем для развития инициативы школьников в проведении следующих занятий.

. Анализ проведенного мероприятия

Анализ проведенного мероприятия направлен на обнаружение проблемных и удачных моментов, выявление их причин, последствий. Данный этап важен для коррекции воспитательных форм, задач, содержания и дальнейшего планирования внеклассной деятельности.

Подведение итогов воспитательного занятия - значительный момент, который часто недооценивается учителями. Здесь ответственна роль учителя, который должен сделать заключение, оценить недостатки и достоинства проведенной работы.

Правильный анализ занятия позволяет создавать условия для качественного планирования и улучшения всей внеурочной деятельности в дальнейшем. Педагогический анализ внеклассного мероприятия, проведенного в школе, может проводиться в соответствии со следующими аспектами:

) присутствие цели;

) современность и актуальность темы;

) направленность мероприятия;

) научность и глубина содержания, соотношение возрастным особенностям школьников;

) подготовленность учащихся и учителя к работе, четкость и организованность проведения мероприятия.

Состояние и результаты внеклассной и внеучебной деятельности необходимо регулярно обсуждать на методических объединениях и педагогических советах. К полноценной оценке проведенных внеклассных занятий следует привлекать учащихся, используя школьное радио, стенгазеты и выставки.

Выводы

 

В современном обществе одной из главных задач образования является создание полных условий для личностного развития учащихся. А так же формирование активной точки зрения каждого школьника в учебном процессе. Все это способствует применению активных способов обучения и является базой развития познавательной компетентности учащегося. Активные познавательные способности развиваются и формируются в процессе познавательной деятельности. Школьник является не просто слушателем, а активным участником в познавательном процессе, школьник своим трудом добывает необходимые ему знания. Именно метод активного обучения - это самая первая искорка, которая разжигает огонь любознательности у школьников. Учитель-предметник, а так же классный руководитель использует поисково-творческий характер при проведении внеклассного мероприятия, в отличие от авторитарного характера обучения. В качестве основных достоинств выступают: развитие социальных навыков, высокая степень самостоятельности, сформированность умений добывать знания, инициативности.

Одним из деятельных методов учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность по информатике. Правильно организованная внеклассная деятельность в школе носит огромный воспитательный характер. Внеклассная деятельность расширяет и углубляет знания учащихся, которые они получают на школьном занятии. Это позволяет приобрести множество полезных навыков, необходимых в жизни. Внеурочная работа упрощает индивидуальный подход к учащимся и способствует глубокому усвоению знаний.

познавательный информатика школьник внеклассный


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...