Глава 2. Внеклассная работа по информатике
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Виды внеклассных работ по информатике
В школе используются такие виды внеклассной работы, как кружок, конкурсы, факультативные занятия, ведение классного уголка, час занимательной информатики, олимпиады, экскурсии, ведение предметного классного уголка, выпуск газеты и т.п. Рассмотрим отдельные виды из них: . Кружок. Начиная со 2 класса для детей, проявляющих большой интерес к информатике, создаются кружки, которые проводиться регулярно с постоянным составом школьников параллельных классов. Кружки проходят не чаще двух раз в учебную неделю и имеют общую продолжительность не более 60 минут. Занятия творческой деятельностью на кружках с применением информационных технологий должны организовываются не раньше, чем через час после учебных занятий. Какие кружки информатики могут быть? • «Компьютерный дизайнер»; • «Игромания»; • «Юный программист»; • «Компьютер - художник» и т.п. 2. Факультативы. Организуются для всего класса. Такие занятия ориентированы на более углубленное приобретение знаний и навыков материала по информатике. Проводятся один раз в учебную неделю в компьютерном классе. . «Занимательная информатика». Проводится для всего класса. Продолжительность данного вида внеклассной деятельности 30 - 45 минут. Продолжительность зависит от возраста школьников. Данное занятие может быть проведенено 1-2 раза в учебный месяц. Работу можно спланировать в виде игры, но при этом желательно использовать рисунки, красочные плакаты, чтобы сформировать эмоциональное настроение у школьников. . Конкурсы, олимпиады. Для того чтобы выявить лучшего знатока информатики в классе проводятся тематические конкурсы. Тема такого конкурса, время его проведения обсуждаются заранее. Преподаватель проводит работу по объяснению и разъяснению задач и целей, для того, чтобы у школьников проявились интерес и желание к участию.
Олимпиады имеют такие же цели, как и конкурсы. Олимпиады позволяют из параллельных классов выбрать более способных школьников, которые проявляют интерес к нешкольной информатике. Олимпиады обычно проводятся в 3 этапа: школьный, районный, городской. . Уголок современной информатики. Ведению внеклассной деятельности по информатике способствует и наличие классного уголка. В нем могут быть размещены выпуски школьной газеты, вырезки из журналов газет о новинках в компьютерной технике и играх. Для организации контроля над подобными заданиями в классном уголке может быть помещена таблица результатов, в которой размещен список учащихся класса и коробка или конверт для их ответов. По истечении определенного срока преподаватель проверяет конверты с ответами, оценивает работу в баллах, а результаты заносит в таблицу. Ошибки анализируются или после уроков или на внеклассном занятии. . Выпуск тематических газет. Если учащиеся уже в достаточной мере овладели навыками работы на ПК, то выпуск газет следует набирать в текстовом редакторе и после распечатать. Иначе газета может быть стенной. Темами для выпусков могут служить следующие высказывания: «Компьютер в жизни человека», «Как появился и из чего состоит компьютер?», «Информация в жизни человека», «Интернет - запретов нет», «Вирусы и антивирусы» и т.п. Но, выпуски газет могут быть, и посвящены не только темам по информатике, но и жизни школы, класса. Номера могут выходить периодически. И поэтому целесообразнее выпускать номера газеты после изучения какой-либо темы или раздела по информатике; по итогам проведенного мероприятия или к празднику. Но, не смотря на такое многообразие форм внеклассной деятельности по информатике, основная цель внеурочной деятельности заключается в повышении интереса к изучению данного предмета, и углублении знаний школьников.
Метод проектов
В процессе «обучения - учения» постоянное происходит взаимодействие педагога и учеников. Процесс обучения каждым из школьников осуществляется по-разному: одни не могут показать в полной мере усвоенные знания, другие на основе уже полученного опыта показывают свои способности, а третие установили определенную манеру своего отношения к информатике и упорно «не хотят» учиться. Невозможно отрицать личностное восприятие или, наоборот, не восприятие учителя школьником и, наоборот, что в свою очередь также, оказывает большое влияние на процесс обучения. Внедрение в педагогические технологии элементов проектной деятельности школьников позволяет преподавателю не столько учить, а сколько направлять их познавательную деятельность в нужное «русло». Одним из более распространенных видов исследовательской деятельности в процессе воспитания и обучения в современном образовании есть метод проектов. Школьный предмет информатика не является исключением и на уроках и во внеурочной деятельности широко используется данный вид исследовательской работы. По своему определению проект - это комплекс определенных действий, направленных на реализацию творческой деятельности учащихся. Метод проектов в современном образовании учитывается как альтернатива учебной системы. Современный проект школьника - это средство, позволяющее дать толчок познавательной деятельности, развивать креативность и формировать определенные личностные качества. Метод проектов по информатике - это педагогическая технология, которая ориентирована не на объединение полученных знаний, а на применение полученных знаний и приобретение новых, с использованием информационно -телекоммуникационных технологий. Главной задачей метода проектов является исследование учащимися совместно с преподавателем окружающего мира. При создании проекта учащиеся должны делать все самостоятельно: составить план своей деятельности, выполнить необходимые задания, произвести анализ соей работы, оценить работы других учащихся и, конечно же, они должны понимать, зачем и для чего выполняли данную работу.
В основе данной деятельности лежит развитие творческих, познавательных навыков школьников, умений осваиваться в информационном обществе, умений к самостоятельной модернизации своих знаний, развитие мышления. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную работу школьников: групповую, парную, индивидуальную, которую они выполняют в течение указанного учителем отрезка времени. Такой подход сочетается с групповым подходом к учению. Метод проектов предполагает решение определенной проблемы, которая предусматривает использование различных методов и объединение знаний и умений из многообразных областей техники, творческих областей, технологии, науки. Проектная деятельность предполагает как наличие и осознание определенной проблемы, так и процесс ее решения. Исследовательский предмет может быть: · монопредметным: выполняется на основе материала одного предмета; · межпредметным: выполняется на основе материала по нескольким предметам; · надпредметным: этот проект выполняется в ходе изучения интегрированных курсов, факультативов. Межпредметный проект «История письменности» в 5 классе С самого детства ребенок привык к русскому алфавиту и буквам. Ребенок не задумываемся о том, как ему удаётся передавать любые слова и звуки, используя сочетание кружков и палочек. А что вообще человек знаем о возникновении письменности? Как появились буквы нашего алфавита? Почему они именно таким образом отображаются при написании? Найти ответы на такие вопросы это очень трудно, но интересно! При изучении базового курса информатики в 5 классе работая по УМК Информатика и ИКТ/ Л.Л.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 можно уделить немало времени внеклассному мероприятию - проекту «История письменность» (Приложение 1). Согласно методическим рекомендациям данное мероприятие уместно проводить в конце учебного года, после изучения курса «Древняя история». Но само задание выдается согласно тематическому планированию (в начале учебного года).
Цели мероприятия: систематизировать, обобщить, расширить знания по теме «История письменности», научить учащихся представлять собственные проекты на обсуждение и оценивать проекты других учащихся. Мероприятие уместно проводить в конце учебного года, когда школьники уже могут создавать проекты-презентации на ПК, а так же владеют необходимыми навыками отбора информации и систематизации данных. По мере работы над проектом школьниками проводятся промежуточные обсуждения полученных итогов в группах. В процессе всей работы школьники обучают друг друга. В результате работы прослеживается чёткая связь между предметами: информатика и история. Школьники вольно высказывают свою точку зрения по данной проблеме и обсуждают ее в группах, перед одноклассниками. Все это позволяет им выработать собственную гражданскую позицию, быть общительными, что в свою очередь пригодится им в жизни. Образовательная: · обобщать, систематизировать, расширять знания по теме «История письменности», · научить учащихся представлять свои проекты на обсуждение и оценивать проекты других учащихся; Развивающая: · формирование интереса к информатике и истории, · формирование потребности в самообучении и саморазвитии, · раскрытие творческого потенциала у учащихся; Воспитательная: · воспитание культуры интеллектуального труда. · воспитание самостоятельности, Тип урока: интегрированный урок-мероприятие «информатика и история». Формы работы: мини-исследование, беседа, групповая работа. Подготовительная работа. Основные этапы работы над проектом: 1. Тема проекта: «История письменности». Существует много информации о том, как развивалась письменность у разных народов. При работе над проектом учащимся необходимо систематизировать те знания, которые они получили на уроках информатики и истории. Для этого учащиеся используют различные источники информации, и отвечают на вопросы в рабочей тетради по информатике (задание 5 стр. 6 9 (Приложение 2)). 2. За две недели до данного урока школьники разбиваются на 5 подгрупп (метод жеребьёвки). Каждой группе выдаётся задание по одному из раздела проекта (Древнее Двуречье, Древний Египет, Индия и Китай, Финикия, Древняя Греция). Учащиеся должны собрать необходимый материал и вписать ответы на вопросы, представленные в печатной тетради. Учащиеся они могут поделить вопросы в группе между собой. . При подготовке к защите проекта возможно обращение за помощью к учителям информатике и истории.
. Весь собранный и систематизированный материал предоставляется в виде презентации. Данную презентацию учащиеся подготавливают или дома, или после уроков, непосредственно в кабинете ВТ. . Защита проектов осуществляется на завершающем уроке по курсу 5 класса. Каждая из 5 подгрупп представляет свой проект-презентацию. Остальные школьники оценивают проект. Выводы
Проектное обучение-воспитание обладает множеством вариантов: по формам организации мероприятия, по продолжительности работы над поставленной задачей, по формам представления итогов работы. Работа над проектом включает следующие этапы: подготовка к проекту, планирование проекта, исследование необходимого материала, получение итогов и выводов, представление отчета по проекту, оценка итогов и процесса. Проектная методика, которая используется во внеклассной деятельности, дает много преимуществ в плане развития познавательной деятельности учащихся. Это поясняется тем, что учитель ставит только задачу проекта, а вся деятельность по сбору и отбору необходимой информации, подбор методов исследования и анализ полученных результатов проводят учащиеся. Метод проектов все чаще включается во внеклассную деятельность по предмету на уровне не только начальной школы, но и среднего и старшего звена. Как правило, проекты организуются среди подгрупп класса и носят творческий характер, требующий от школьников не только необходимого уровня знаний, умений, навыков по предмету, но так же и интереса узнать что-то новое, активности в поиске и анализе необходимой информации для проекта, заинтересованности в достижении поставленных задач и целей. Виды внеурочной деятельности, перечисленные выше, на практике преподавания информатики в школе могут быть использованы в разных формах. Анализ методической литературы, статей учителей-практиков, которые работают в системе информационной подготовки школьников, показывает, что использование данных видов деятельности позволяет организовать интересные, познавательные и оригинальные формы проведения внеклассных занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеклассная работа по информатике является частью учебного процесса в школе. Ее существенное отличие это принцип построения на добровольной основе. В данном направлении учащимся не выставляют оценок, и предусматривается способ поощрения. Для внеклассной деятельности преподаватель подбирает и материал, который дополняет изучение базового курса информатики, и материал с повышенной трудностью, но с учетом преемственности с учебной работой. В отличие от школьного урока внеклассная деятельность носит развлекательный характер. Базовые задачи внеурочной работы: • расширение и углубление знаний, практических навыков работы на ПК; • развитие внимания, логического мышления, смекалки, памяти; • выявление более способных одаренных детей; • вовлечение детей в занимательные занятия, тем самым укрепляя дисциплину, воспитывая настойчивость, организованность любовь к труду, и коллективизм. Принципы построения внеучебной работы: 1. Внеурочная деятельность - добровольное дело. Нельзя принуждать школьников к участию в данной деятельности. Однако необходимо планировать мероприятия так, чтобы учащимся было интересно. . Содержание внеклассной работы должна быть тесно связана с учебной программой, что создаст благоприятные условия для овладения программой. . Чтобы вызвать и поддержать энтузиазм к занятиям по информатике, учителю необходимо применять разнообразные методы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Босова Л.Л. Учебник для 5 класса. Информатика и ИКТ- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 2. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь для 5 класса. Информатика и ИКТ- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 . Босова Л.Л. Методическое пособие информатики в 5 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 . Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. . Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. . Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 7. Глинка Н.В. Школьные олимпиады. Информатика. 8-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007. - С. 240 . Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике./ Информатика №23/2004, стр.11, 19, 27 9. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение,1980. - 87 с. 10. Лапчик М.П., И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с. 11. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - С. 271 12. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета: в 2-х ч. - Воронеж: ВГПУ, 2002. - С.187 13. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 14. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 223с. . Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А.Смирнова. - М.:Академия,1998.-512 с. . Программы общеобразовательных учреждений. Информатика - М.: Просвещение, 2002. . Перспективные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы: Международная заочная научно-практическая конференция. 07 апреля 2014 г. / гл. ред. Романова И.В. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. - 264 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Проект: «История письменности» Цели мероприятия: образовательная: · обобщать, систематизировать, расширять знания по теме «История письменности», · научить учащихся представлять свои проекты на обсуждение и оценивать проекты других учащихся; развивающая: · формирование интереса к информатике и истории, · формирование потребности в самообучении и саморазвитии, · раскрытие творческого потенциала у учащихся; воспитательная: · воспитание культуры интеллектуального труда. · воспитание самостоятельности, Тип мероприятия: интегрированный урок-мероприятие «информатика и история». Формы работы: мини-исследование, беседа, групповая работа. Приборы и оборудования: . Компьютерный класс, проектор, экран. 2. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса», . Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 5 класса», Защита проектов учащихся проходит в течение 3-х уроков информатики, каждый урок имеет общую структуру. Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя. План урока . Организационный момент 2. Вступительное слово учителей . Выступление подгрупп . Заключительное слово учителей. Итог мероприятия. . Домашнее задание. Ход мероприятия .Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока и его целей. . Вступительное слово учителей. Сообщение критериев оценки работ одноклассников. . Выступления подгрупп. Школьники защищают свои проекты группами. Остальные школьники кратко записывают ответы на недостающие у них вопросы в рабочей тетради и оценивают представленные работы. На уроках ощущается творческий потенциал. . Заключительное слово учителей. Итог урока. Учащиеся говорят, что нового они узнали при работе над проектом и в ходе заключительного урока. . Домашнее задание. Подготовить презентацию «Что мы узнали нового в 5 классе».
Приложение 2
Фрагмент рабочей тетради по информатике для 5 класса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|