Информационные системы продаж.
Ценность информации как экономического ресурса состоит в том, что она обеспечивает принятие управленческих решений, влияющих на характер и эффективность функционирования компании. Кроме того, информация и полученные с ее помощью знания реализуются в новых средствах труда, технологиях, профессиональном опыте работника, уровни организации рыночных субъектов и т.д. По сути, современная информация является одним из главных видов стратегического сырья, содержащего в своем составе комбинацию знаний, идей и программ. Специалисты выделяют три основных причины, которые обусловили необходимость получения более широкой и доброкачественной информации: · переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенациональном (глобальном) масштабе; · переход от покупательских нужд к покупательским потребностям; · переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции. Для решения маркетинговых задач в организациях создается маркетинговая информационная система (МИС). Основные преимущества использования МИС: организованный сбор информации, широкий охват информации; предупреждение кризисов в деятельности фирмы; координация планов маркетинга; представление результатов в количественном виде. Основой МИС являются: · подсистема внутренней отчетности (в документах ее отражаются сведения о законах, продажах, ценах, записках, дебиторской и кредиторской задолжностях и т.д.; · подсистема маркетингового наблюдения (предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент); · маркетинговые исследования (в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче).
· Система обеспечения маркетинговых решений (СОМР) Принципы работы СОРМ: имеющиеся данные и информация обрабатывается с помощью компьютерной модели, а полученные результаты используются для определения оптимального для данного случая порядка действий, осуществлении которых порождает новые изменения макро- и микросреды. К информации связанной с торговой и торгово-посреднической деятельностью предприятия относят информацию о состоянии и тенденциях развития: микросреды; внешней деловой среды; внутренней среды компании. Внедрение информационных технологий в современной организации проходит в несколько этапов: телефонизация, организация общего телефонного пространства, компьютеризация, объединение компьютеров в локальную сеть с общими папками и принтерами, корпоративная электронная почта и централизованный выход в интернет. Интернет – это самое распространенное применение бизнес – технологий со времен зарождения Web. Web – представительство в публичных сетях – самый удобный и доступный способ для информирования о деятельности компании, укрепления имиджа организации, продвижения товаров и услуг и обеспечения обратной связи с клиентурой. В последние годы интернет стал также площадкой для электронной коммерции. В настоящее время онлайновая торговля – вполне сформировавшийся рынок, развивающийся по общим экономическим законам. Интранет – виртуальное информационное пространство, созданное внутри отдельно взятой компании. Интранет - порталы предназначаются для управления и работы с информацией, организации доступа к документам и приложениям внутри компании. Экстранет – это распределяемая информационная среда, объединяющая все филиалы компании, ее партнеров и клиентов. Экстранет можно рассматривать как расширение интранет, содержащее выделенные области, к которым разрешен доступ внешним пользователям.
Экономическая деятельность, осуществляемая через интернет, в основном классифицируется по четырем направлениям: “Предприятие - Предприятие”(В2В), “Предприятие - потребитель” (В2С), “Потребитель - Потребитель” (С2С) и “Потребитель - Предприятие” (С2В). Такая систематизация позволяет точно оценить преимущества и сложности электронной торговли. В2В имеет место, когда два предприятия осуществляют сделки через интернет. Данное направление является возможно самой перспективной сферой электронной торговли в России. Системы электронной коммерции В2В призваны поддерживать бизнес - отношения между предприятиями, решать задачи сбыта и материально – технического снабжения, поиска и согласования отношений с подрядчиками (логистики и поставки). Эти системы можно разделить на следующие типы: · корпоративный сайт компании; · онлайновый магазин; · служба закупок. Как и онлайновый магазин, она может быть встроена в общекорпоративный сайт или вынесена в отдельный сайт; · информационные сайты и вертикальные порталы; · брокерские сайты; · электронные торговые площадки; · электронные биржи; · интегрированные комплексы. В настоящее время, когда снижение затрат и повышение качества продукции за счет автоматизации достигли своих естественных пределов, новый источник поступления прибыли лежит в области качества услуг, сохранения и расширения клиентской базы. Здесь используют новые технологии: • системы управления отношениями с потребителями (CRM — Customer Relationship Management); • системы планирования ресурсов предприятия (ERP — Enterprise Recourse Planning); • системы управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management) — это процессно-ориентированная стратегия, в соответствии с которой партнеры совместно планируют, выполняют и контролируют работу по организации внутренних и внешних потоков информации, сырья, материалов и элементов незавершенного производства, а также поставок готовой продукции, сведений и услуг конечному пользователю; • системы PLM (Product Life Cycle Management) — управление жизненным циклом изделия, предусматривающее сопровождение нового изделия, начиная с момента формирования его концепции и заканчивая этапом его списания после отработки ресурса спустя много лет.
Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management System). CRM — молодой, но весьма перспективный рынок. Современные CRM-системы обеспечивают комплексный подход к автоматизации работы с клиентами и направлены на предоставление максимально удобного для потребителя сервиса. Одной из важнейших задач систем этого уровня является организация взаимодействия между маркетингом, продажами и сервисным обслуживанием. Внедрение системы в отделе продаж компании, в свою очередь, позволит в полной мере управлять продажами от распределения потенциальных клиентов до подготовки контрактов. Внедрение CRM-системы позволяет не только расширить клиентскую базу, но и сделать сбыт прогнозируемым, а информацию о клиенте без потерь передать сервисному подразделению. CRM-система помогает наладить бесперебойную и качественную работу обслуживающего подразделения. К CRM-системам относятся также решения для банковского сектора, позволяющие предоставлять клиентам возможность онлайнового управления счетами и т.д. Системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Recourse Planning) при ведении электронной торговли позволяют компаниям добиться лидерства. Это обусловлено тем, что при обычной схеме работы задача часто осуществляется следующим образом: создается каталог продукции с описанием и такой формой заказа, когда посетитель может оплатить товар кредитной картой или при доставке. Однако зачастую, осуществляя заказ, покупатель, да и сами менеджеры не имеют понятия, есть ли товар на складе, и, в случае отсутствия, сколько времени понадобится, чтобы доставить товар на склад, а затем переправить его клиенту. Более того, если единожды, компания осуществляла специальный заказ для клиента, данные об этом не сохраняются, и при вторичном заказе компания вновь вынуждена это делать. Это приводит к простоям, затягивает сроки доставки заказов что, в конечном счете, влечет за собой полное разочарование клиентов. ERP-системы, в свою очередь, позволяют контролироват склад закупки и поставки и организовывать систему работы оптимальным образом. Помимо оптимизации рабочих процессов, сочетание ERP-решений с Интернет-системами позволяет создать клиентскую базу, хранить и анализировать данные по предпочтениям. Компании получают возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более nepcoнализированный сервис.
Концепция SCM предлагает совместно работающим компаниям, с одной стороны, сфокусироваться на потребностях конечных покупателей, а с другой - снизить издержки в каждом звене цепочки. Одна из главных целей модели SCM - снижение затрат в ходе внутренних и особенно внешних (на них приходится более половины стоимости продукта) процессов формирования стоимости конечного продукта. Задача электронного бизнеса – это использование современных информационных технологий для реорганизации старых бизнес – моделей с целью повышения качества работы организации. Сравнительная оценка коммуникаций “традиционного” и Интернет – бизнеса представлена в табл.10.1. Таблица 10.1. Сравнительная оценка системы коммуникаций
Число и разнообразие торговых интернет – площадок в России невероятно велико. Купить и продать через сеть можно все. Однако следует отменить, что еще есть достаточно проблем в области электронной коммерции в России, основные из них представлены на рис 10.1.
Развитие сегмента электронной коммерции в России во многом повторяет опыт США: этап возникновения характеризуется преобладающим В2С – сделок, но со временем лидерство переходит к межкорпоративной торговле – сектору В2В.
Рис. 10.1. Основные проблемы нулевого цикла Развитие сегмента электронной коммерции в России во многом повторяет опыт США: этап возникновения характеризуется преобладанием В2С-сделок, но со временем лидерство переходит к межкорпоративной торговле — сектору В2В. По мнению экспертов, в России говорить о формировании рынка В2В преждевременно, прогнозируемая дата окончания этого процесса — 2015 г. На сегодняшний день сегмент электронной коммерции состоит в основном из интернет-магазинов, а В2В-электронные площадки начали появляться сравнительно недавно. Основной фактор, сдерживающий развитие электронной межкорпоративной коммерции в России, — отсутствие нормальной законодательной базы. Однако, несмотря на все трудности, российские компании не стоят на месте — в настоящее время около 90% предприятий имеют доступ в Интернет, а количество В2В-площадок уже перевалило за сотню. В России можно выделить три типа В2В-площадок. Первая группа — это корпоративные площадки, т.е. площадки, создаваемые продавцами для контактов со своими покупателями и/или для контакта предприятий со своими поставщиками. Это достаточно эффективное средство организации дилерско-дистрибьюторской сети, потому что в рамках такой сети не так остро стоит вопрос о необходимости знания контрагента. Вторая группа - это отраслевые и продуктовые площадки. Как правило, они создаются третьими лицами, на которых работают предприятия одной отрасли, или предприятия, продающие/покупающие смежные или связанные группы товаров. Третья разновидность - это универсальные порталы. Их задача - обеспечить торговлю широким спектром товаров и услуг. К универсальным российским порталам можно отнести, например, UNIVERSAL PARTNER.
Материал 11. Финансово- экономические аспекты продаж. Планирование и прогнозирование продаж Компании постоянно вступают в маркетинговые коммуникации со своими оптовыми и розничными покупателями. Это происходит не только в момент продажи, но и во время планирования оптовых и розничных продаж. План продаж, как и план маркетинга, — это составные и неразделимые части интегрированных маркетинговых коммуникаций компании. План продаж — это не просто продажа произведенной продукции, но и управление поведением покупателей и конкурентов через комплекс мероприятий, включающихся в общую программу продвижения товаров и услуг компании через работу с покупателями (старыми, новыми) и конкурентами, ассортиментную политику, ценообразование и пр. Планирование оптовых и розничных продаж требует: · изучения покупателей (спроса, динамики развития, поведения); · определения стратегических и тактических задач компании, результатов (в том числе в денежном выражении); · выработки программы действий по отношению к покупателям (имеющимся и новым), конкурентам, поставщикам и т.п.; · планирования работы всех подразделений компании — для обеспечения реализации плана продаж; · организации выполнения плана (включая распределение работ между подразделениями и исполнителями, инструктаж и т.п.); · регулярного мониторинга внешней среды (с целью уточнения прогноза развития, изменений и т.п.); · подведения итогов выполненного плана продаж (в том числе План продаж может и должен включать прогнозы, но в первую. очередь он должен отвечать всем предъявляемым к нему требованиям (табл. 11.1). Таблица 11.1. Основные свойства плана и прогноза продаж
В виде прогнозов можно получить следующую информацию о рынке: ситуацию на рынке по конкретным, необходимым для планирования разрезам; поведению покупателя; оценку платежеспособного и потенциального спроса; ситуацию на финансовом рынке; прогнозирование поведения покупателей. В настоящее время при планировании продаж используется два основных метода[34]: планирование продаж от потребностей и планирование продаж от рынка. Наиболее распространенным в российских компаниях является метод планирования оптовых продаж — «планирование от бюджета» или «планирование от потребностей». Этот метод часто встречается в виде планирования «от достигнутого», т.е. итоги продаж предыдущего года автоматически переносятся на текущий год с учетом небольшого увеличения, которое закладывает руководство. Этот способ имеет право на существование, но только при наличии корректировок плана, исходя из реальных возможностей предприятия в продажах конкретным покупателям (рис. 11.1). Менеджер по продажам имеет конкретную картину в виде цифр на месяц, т.е. объем товара, который он должен продать. Затем он оценивает, кому из оптовых покупателей он может продать товар, есть ли у него такие покупатели. Если нет, то пытается понять, каким образом можно привлечь новых покупателей, нужна ли «массированная» или «точечная» реклама.
Рис. 11.1. Планирования продаж «от потребностей» Результатом этой работы должно стать задание отделам маркетинга и продаж, отражающее, какие действия отделы должны предпринять, в какие сроки и какие результаты получить. Это и дает основания считать данный метод планирования конструктивным. Тем не менее, у него есть недостатки: • имеется опасность «разогреть» рынок сильнее имеющихся возможностей сбытовой сети или производства; • планирование продаж и маркетинга в этом случае идет по инерции: план продаж прошлого года переносится на следующий год, в лучшем случае, могут учитываться новые возможности производства и сбытовой сети; • сдерживается развитие компании на рынке, так как она продолжает идти вчерашним путем. Вторым методом планирования продаж является «планирование от покупателей», или иначе «планирование от рынка» (рис. 11.2). Таким образом, процесс планирования продаж по методу «планирование от рынка» включает следующие этапы. 1. Разработка перечня оптовых покупателей, сбор информации о покупателях и анализ их работы. Особое внимание уделяется получению такой информации, как общая потребность в товаре; объем покупок, совершаемый в компании; доля компании как поставщика в общем объеме потребления покупателя.
Рис. 11.2. Планирование продаж методом «планирование от рынка» Политика в отношении покупателей.— важная составляющая часть плана маркетинга и плана продаж. Необходимо иметь стратегически приоритетные направления и донести информацию об этих направлениях до менеджеров. Тогда менеджеры будут продавать не просто товар, а создавать своих завтрашних покупателей. 2. Анализ возможностей изменения объема закупок клиентом и возможность роста доли компании в покупках клиента (табл. 11.2). Таблица 11.2. Определение возможного объема закупок
При проведении подобного анализа выясняют политику, покупателя в отношении работы с поставщиками и почему клиент недостающий объем не берет в нашей компании. Например, покупателя не устраивает ассортимент, цены, уровень сервиса, надежность сроков и качества поставок и т.д. Потребности покупателей и их удовлетворение часто сталкиваются со стратегическими целями компании. Постоянно должен решаться вопрос: «Входит ли то, что хочет покупатель, в зону стратегических интересов нашей компании?» 3.Подготовка плана продаж {по конкретным покупателям) - задание для менеджеров отдела продаж. Если потребитель покупал определенный объем товара в прошлом году, это вовсе не означает, что он купит его и в следующем. За этот объем продаж еще предстоит бороться менеджерам отдела сбыта. После определения, кто из покупателей, какой объем продукции возьмет в планируемом периоде, менеджер должен найти методы и способы выполнения поставленных задач, т.е. подготовить план работы с имеющимися покупателями. Также необходимо иметь план работы с новыми покупателями. Коррекция плана с учетом политики поведения конкретных покупателей и практики работы происходит на каждом этапе планирования. 4. Разработка сводного плана продаж и его согласование (другими подразделениями компании, например, с отделом снабжения, производством, финансами и т.п. Здесь же определяется кредитная политика с дилерами, покупателями и поставщиками. 5. Утверждение и реализация плана продаж. На данном этапе осуществляется также планирование маркетинга, финансов, производства, снабжения и т.д. Способ планирования «от рынка» или «от покупателей» — более гибкая схема, так как учитывает динамику развития рынка, поведение покупателей, основывается на стратегических целях и задачах компании. Планирование продаж в розничной торговле имеет ряд особенностей. Здесь нужно правильно работать со статистикой, так как для каждой конкретной розничной точки существует так называемое «магнитное поле», тенденции поведения розничных покупателей. При этом интересно, что если нельзя спрогнозировать поведение каждого отдельного покупателя, то можно спрогнозировать поведение всех покупателей целиком. И этот прогноз тем ближе к истине, чем точнее анализировались статистические данные. Наряду со статистикой продаж большое значение имеет место расположения розничной торговой точки и качество организации работы с клиентами. Следует обратить внимание на то, ведется ли в розничной торговой точке статистика и что конкретно фиксируется работниками магазина. Фиксации должно подлежать: появление покупателя (по времени); учет спроса на товарные позиции; количество покупателей в зале одновременно; посещаемость торговой точки; интенсивность пешеходного потока около дверей розничной точки и т.д. В рознице более остро стоит вопрос «планирования склада», чем План продаж розничной торговой точки строится на основе известных по статистике сбыта скорости, тенденциях продажи конкретного товара. По всему ассортименту расписывается суммарная потребность в конкретных товарах и оцениваются закупки, затем планируется сбыт товаров по неделям. Важная позиция для планирования продаж розничной точки — широта ассортимента, так как, с одной стороны, это затоваривание склада, с другой — привлечение покупателя, который идет в магазин именно потому, что уверен, что найдет там то, что ищет, и будет иметь возможность выбора. Поэтому важно определить, какую роль играют те или иные позиции ассортимента в магазине, и от этого планировать продажи. В зоне розницы нет такого плана, как в работе с оптовиками. Покупатель приходит в торговую точку с уже сформированным запросом, он знает, что хочет. Но в то же время необходимо: • продвигать конкретную продукцию, отдельные товарные позиции, ибо планирование продвижения — важная часть продаж; • оптимизировать ассортимент — вместе с продавцами оценивать наличие или отсутствие спроса на отдельные позиции ассортимента; • особое внимание уделять витрине, так планирование продаж в рознице — это на треть планирование витрины (как подать товар на витрине, в каком окружении и т.д.); • планировать обороты по определенному виду продукции и четко отслеживать выполнение плана. Таким образом, план продаж в рознице — это статистика, организация работы продавца, работа менеджера, который должен постоянно контролировать работу продавцов в торговом зале, обучать менеджеров, и планирование деятельности самой розничной точки. Планирование продаж в рознице — это управление продажами, а значит, управление поведением розничных покупателей любыми доступными компании средствами, т.е. это комплексная программа интегрированных маркетинговых коммуникаций. Разработка плана продаж основывается на текущей информации о продажах, стратегических целей предприятия и вероятностных объемах продаж в разрезе разных групп продуктов, регионов и т.п. Прогнозирование продаж может осуществляться на основе экспертных данных, данных о результатах процессов, данных о показателях процессов. Прогнозирование на основе экспертных данных. Важно помнить, что при использовании экспертных данных имеет смысл оценивать только продажи на ближайший период, т.е., например, прогнозировать объем продаж на следующий месяц. Экспертные оценки объема продаж «через месяц — два», как правило, будут менее точны, чем полученные на основе анализа объективных данных. Прогнозирование на основе данных о результатах процессов. Этот метод прогнозирования основывается на данных об объемах продаж в прошлых Периодах. Прогнозирование на основе данных о показателях процессов. Его цель — управлять объемом продаж для достижения запланированных показателей, а не прогнозировать его, т.е. не оценить возможный объем продаж, а получить информацию о том, какие управленческие воздействия надо произвести, чтобы реальный объем продаж с большей вероятностью совпал с запланированным объемом. Метод прогнозирования на основе вероятностей является смешанным — он использует и объективные данные о процессах, и экспертные оценки вероятностей их успеха. Специалисты1 отмечают, что самым простым методом прогнозирования продаж является экстраполяция, т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Сложившиеся объективные тенденции изменения экономических показателей в известной степени предопределяют их величину в будущем. Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы: методы экспертных оценок; методы анализа и прогнозирования временных рядов; казуальные (причинно-следственные) методы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|