Характеристика способностей. 1 глава
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Глава 1. Исследование проблемы развития психомоторных способностей. Характеристика способностей.
Âûñîêèé óðîâåíü ñîâðåìåííîãî ñïîðòà òðåáóåò âûñîêî ðàçâèòûõ ñïîñîáíîñòåé ê ýôôåêòèâíîé ñïîðòèâíîé äåÿòåëüíîñòè. Áåç ïðåóâåëè÷åíèÿ ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ñåé÷àñ âûäàþùèõñÿ ðåçóëüòàòîâ ìîæåò äîñòèãíóòü òîëüêî îäàðåííûé ñïîðòñìåí ñ âûñîêî ðàçâèòûìè èìåííî òåìè ïñèõîëîãè÷åñêèìè êà÷åñòâàìè è ñâîéñòâàìè, îò êîòîðûõ áîëüøå âñåãî çàâèñèò óñïåõ â äàííîì âèäå ñïîðòà. Это обусловило внимание научных работников к вопросам психологии спорта, связанным с диагностикой и изучением спортивных способностей; в то же время другой стороной проблемы становится изучение положительного влияния, которое оказывают занятия спортом на формирование личности спортсмена.
Данные обследования ведущих спортсменов, полученные в процессе динамических наблюдений (начиная с юного возраста), показывают, как правило, что один из них сразу выделяется среди своих сверстников какими-то особыми психологическими качествами, а другие имеют определенные достоинства, которые проявляются позже, но полностью компенсируют недостатки. Однако вскрыть механизмы такой компенсации и прогнозировать пути развития способностей в каждом конкретном случае пока трудно. Слишком сложные переплетения различных качеств и свойств личности определяют спортивные способности, слишком тонки взаимоотношения между этими качествами и свойствами, которые нельзя уловить с помощью даже самых современных экспериментальных методик.[1] В самом общем виде способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую. - природные (или естественные способности) в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. - специфические человеческие способности, имеющие исторически-общественное происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности подразделяются на: ü общие; ü теоретические;
ü учебные; ü коммуникативные способности. Если говорить о природе человеческих способностей то, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это – высшие культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.[2] А.М. Прохоров пишет: «Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности»[3]. Ñïîñîáíîñòè – íå ñòàòè÷íûå, à äèíàìè÷åñêèå îáðàçîâàíèÿ, èõ ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ïðîèñõîäèò â ïðîöåññå îïðåäåëåííûì îáðàçîì îðãàíèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ. Ðàçâèòèå ñïîñîáíîñòåé ïðîèñõîäèò ïîýòàïíî. Âàæíûì ìîìåíòîì ó äåòåé â ðàçâèòèè ñïîñîáíîñòåé ÿâëÿåòñÿ êîìïëåêñíîñòü – îäíîâðåìåííîå ñîâåðøåíñòâîâàíèå íåñêîëüêèõ âçàèìîçàìåíÿþùèõ äðóã äðóãà ñïîñîáíîñòåé.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.[4] Также способности школьников зависят от типа темперамента. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматичный и меланхолический. Нет ни хороших ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика – в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, и недостаток в том, что не хватает выдержки при длительной работе. Сангвиник обладает быстротой реакции и повышенной работоспособностью в начальный период работы, к концу снижает работоспособность не только из-за быстрого утомления, но и из-за падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но не в способности быстро сконцентрироваться и собраться. Меланхолик обладает большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или конце работы, а не в ее начале. При обучении школьников необходимо учитывать эти типы личности и особенно при обучении физическим упражнениям.
1.2. Ñâîéñòâà íåðâíîé ñèñòåìû êàê ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà ñïîñîáíîñòåé
 íàñòîÿùåå âðåìÿ â ëèòåðàòóðå ïî äèôôåðåíöèàëüíîé ïñèõîëîãèè åùå íå ñëîæèëàñü äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâàÿ òî÷êà çðåíèÿ îòíîñèòåëüíî ôèçèîëîãè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê ðÿäà îñíîâíûõ ñâîéñòâ íåðâíîé ñèñòåìû. Â.Ä. Íåáûëèöûí (1966) ïðåäëàãàåò ñëåäóþùóþ ñòðóêòóðó îñíîâíûõ ñâîéñòâ íåðâíîé ñèñòåìû: - ïåðâè÷íûå ñâîéñòâà (ñèëà íåðâíîé ñèñòåìû ïî îòíîøåíèþ ê âîçáóæäåíèþ, ñèëà íåðâíîé ñèñòåìû ïî îòíîøåíèþ ê òîðìîæåíèþ, ïîäâèæíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû; - âòîðè÷íûå ñâîéñòâà (óðàâíîâåøåííîñòü íåðâíûõ ïðîöåññîâ, õàðàêòåðèçóåìàÿ ñîîòíîøåíèåì âîçáóäèòåëüíîãî è òîðìîçíîãî ïðîöåññîâ ïî îòíîøåíèþ ê êàêîìó-ëèáî èç ïåðâè÷íûõ ñâîéñòâ). Äðóãèå àâòîðû (Ç.È. Áèðþêîâà, 1961; Ë.Ã. Âîðîíèí, Å.È. Ñîêîëîâ, Ó Áàî-õóà, 1959; Â.Ñ. Ìåðëèí, 1958) ñ÷èòàþò, â ÷àñòíîñòè, ÷òî ñêîðîñòü îáðàçîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ èëè òîðìîçíûõ ðåàêöèé ÿâëÿåòñÿ èíäèêàòîðîì ñèëû íåðâíîé ñèñòåìû îòíîñèòåëüíî âîçáóæäåíèÿ èëè òîðìîæåíèÿ. Ïîíÿòèå «óðàâíîâåøåííîñòü» îíè ôàêòè÷åñêè ðàññìàòðèâàþò êàê óðàâíîâåøåííîñòü ïî ñèëå íåðâíûõ ïðîöåññîâ. Ë.Á. Åðìîëàåâà-Òîìèíà (1963), Â.È. Ðîæäåñòâåíñêàÿ (1963), Â.Ä. Íåáûëèöûí (1966) ïîíèìàþò áàëàíñ íå êàê ñîîòíîøåíèå ïî ñèëå íåðâíûõ ïðîöåññîâ, à êàê ñîîòíîøåíèå ïî õàðàêòåðó è äèíàìèêå ïîëîæèòåëüíûõ è òîðìîçíûõ óñëîâíûõ ðåàêöèé. Áîëüøèíñòâî ýêñïåðèìåíòàëüíûõ äàííûõ, ïîëó÷åííûõ â ïîñëåäíåå âðåìÿ, ãîâîðèò î òîì, ÷òî âûíîñëèâîñòü íåðâíîé ñèñòåìû ïî îòíîøåíèþ ê äàííîìó ïðîöåññó íå ñâÿçàíà ñ äèíàìèêîé ýòîãî ïðîöåññà (Â.Ä. Íåáûëèöûí, 1966).
Ñëåäóåò îñòàíîâèòüñÿ íà èíòåðïðåòàöèè ñòðóêòóð îòäåëüíûõ ñâîéñòâ íåðâíîé ñèñòåìû. Ñèëà íåðâíîé ñèñòåìû â Ïàâëîâñêîé ëàáîðàòîðèè õàðàêòåðèçîâàëàñü ïðåäåëîì ðàáîòîñïîñîáíîñòè íåðâíûõ êëåòîê, ò.å. èõ ñïîñîáíîñòüþ âûäåðæèâàòü äëèòåëüíîå èëè î÷åíü ñèëüíîå âîçáóæäåíèå, íå ïåðåõîäÿ â ñîñòîÿíèå çàïðåäåëüíîãî òîðìîæåíèÿ. È ñåé÷àñ â äèôôåðåíöèàëüíîé ïñèõîëîãèè ñóùåñòâóåò òî æå îïðåäåëåíèå ñâîéñòâà ñèëû. Îäíàêî îíî ãîâîðèò î ñèëå íåðâíîé ñèñòåìû òîëüêî îòíîñèòåëüíî ïðîöåññà âîçáóæäåíèÿ, íå çàòðàãèâàÿ õàðàêòåðèñòèê òîðìîçíîãî ïðîöåññà. ×òî êàñàåòñÿ ñèëû íåðâíîé ñèñòåìû îòíîñèòåëüíî ïðîöåññà òîðìîæåíèÿ, òî îíà èçó÷åíà ñîâåðøåííî íåäîñòàòî÷íî. Îñíîâíàÿ òðóäíîñòü çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîêà ñîâåðøåííî íå ðàñêðûòû èíòèìíûå ìåõàíèçìû òîðìîçíîãî ïðîöåññà. Ýòî íå ïîçâîëÿåò îáúÿñíèòü äîñòàòî÷íî íàäåæíî ðåàêöèþ íåðâíîé ñèñòåìû íà ïåðåíàïðÿæåíèå òîðìîçíîãî ïðîöåññà. Ñèëà íåðâíîé ñèñòåìû îòíîñèòåëüíî ïðîöåññà âîçáóæäåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ íå òîëüêî åå ôóíêöèîíàëüíîé âûíîñëèâîñòüþ, íî è ðàáîòîñïîñîáíîñòüþ, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ íåêîòîðûìè îñîáåííîñòÿìè êîíöåíòðàöèè ïðîöåññà âîçáóæäåíèÿ: à) ðàçäðàæèòåëü ñëàáîé è ñðåäíåé èíòåíñèâíîñòè âûçûâàåò â ñèëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå áîëåå êîíöåíòðèðîâàííûå î÷àãè âîçáóæäåíèÿ, ÷åì â ñëàáîé; á) êîíöåíòðàöèÿ ïðîöåññà âîçáóæäåíèÿ ñîõðàíÿåòñÿ ïðè î÷åíü ñèëüíûõ ðàçäðàæèòåëÿõ; â) âûÿâëÿåòñÿ ñîïðîòèâëÿåìîñòü ê òîðìîçíîìó (ïî çàêîíó îòðèöàòåëüíîé èíäóêöèè) äåéñòâèþ ðàçäðàæèòåëåé ïîñòîðîííèõ äëÿ îñíîâíîé â íàñòîÿùèé ìîìåíò äåÿòåëüíîñòè (Á.Ì. Òåïëîâ, 1959). Ïîäâèæíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû ïåðâîíà÷àëüíî ïîíèìàëàñü êàê êîìïëåêñ âñåõ âðåìåííûõ õàðàêòåðèñòèê ôóíêöèîíèðîâàíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, ê êîòîðûì ïðèìåíèìà êàòåãîðèÿ ñêîðîñòè (ñêîðîñòü âîçíèêíîâåíèÿ, ïðîòåêàíèÿ, ñìåíû è ïðåêðàùåíèÿ íåðâíûõ ïðîöåññîâ; ñêîðîñòü îáðàçîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ è òîðìîçíûõ ñâÿçåé). (18)Êà÷åñòâåííîå âûïîëíåíèå äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ íåâîçìîæíî áåç îïðåäåëåííîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òî÷íîñòè. Äàæå íåçíà÷èòåëüíûå îòêëîíåíèÿ îò ñòðóêòóðû äâèæåíèé ïðèâîäÿò ê èñêàæåíèþ åãî òåõíèêè. Ìíîãèå àâòîðû âêëþ÷àþò òî÷íîñòü â ÷èñëî âåäóùèõ äâèãàòåëüíî-êîîðäèíàöèîííûõ êà÷åñòâ (1-7, 9-10). Íàðóøåíèå òî÷íîñòè äâèæåíèé, à òàêæå íåñîðàçìåðíîñòü ìûøå÷íûõ óñèëèé âûçâàíû äâóìÿ ôàêòîðàìè: èððàäèàöèåé íåðâíûõ ïðîöåññîâ â êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé è ñëàáîñòüþ äèôôåðåíöèðîâî÷íîãî òîðìîæåíèÿ. Èððàäèàöèÿ íåðâíûõ ïðîöåññîâ â äâèãàòåëüíîì àíàëèçàòîðå ñïîñîáñòâóåò âîâëå÷åíèþ â ðàáîòó èçëèøíåãî ÷èñëà äâèãàòåëüíûõ åäèíèö, äåëàþùèõ ðàáîòó íåýêîíîìè÷íîé, à äâèæåíèå íåòî÷íûì. Èìåííî ïîýòîìó äâèæåíèÿ íîâè÷êà îòëè÷àþòñÿ ïî àìïëèòóäå, óñèëèþ è íàïðàâëåíèþ, ÷òî ñêàçûâàåòñÿ íà ñíèæåíèè ðàáîòîñïîñîáíîñòè.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|