Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика способностей. 2 глава




Íà ýòàïå óãëóáëåííîãî ðàçó÷èâàíèÿ äâèãàòåëüíîãî íàâûêà ïðîèñõîäèò òîíêàÿ ñïåöèàëèçàöèÿ óñëîâíî-ðåôëåêòîðíûõ ñâÿçåé. Óòî÷íåíèå õàðàêòåðèñòèê äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ óñèëèâàåò êîíöåíòðàöèþ íåðâíûõ ïðîöåññîâ è èíäóêöèþ, ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ âíóòðåííåãî òîðìîæåíèÿ. Ýòî - äëèòåëüíûé ïðîöåññ, ïîñêîëüêó ôèçèîëîãè÷åñêèå ïåðåñòðîéêè ïðîèñõîäÿò ïîñòåïåííî è îâëàäåíèå òî÷íîñòíûìè ïàðàìåòðàìè äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ çàíèìàåò äîâîëüíî ïðîäîëæèòåëüíûé îòðåçîê âðåìåíè. ×åì ñëîæíåå ôèçè÷åñêîå óïðàæíåíèå, òåì ðàçíîîáðàçíåå òî÷íîñòíûå õàðàêòåðèñòèêè, ñîñòàâëÿþùèå åãî îñíîâó (Ë.Ä. Íàçàðåíêî, 2001).

 

1.3. Ïñèõîìîòîðíûå ñïîñîáíîñòè

 

Психомоторика - сложное слово от греческого психо - душа, моторика латинское - двигающий, двигательный, приводящий в движение. 

Психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах (К.К. Платонов, 1972). Психомоторные акты человека - это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом, очевидно, что точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования таких психических процессов, как ощущение и восприятие.

Ïñèõîìîòîðíûå ïðîöåññû, èëè ïñèõîìîòîðèêà, ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé îáúåêòèâíîå âîñïðèÿòèå ÷åëîâåêîì âñåõ ôîðì ïñèõè÷åñêîãî îòðàæåíèÿ, íà÷èíàÿ ñ îùóùåíèÿ è çàêàí÷èâàÿ ñëîæíûìè ôîðìàìè èíòåëëåêòóàëüíîé àêòèâíîñòè. Ïîíÿòèå «ïñèõîìîòîðèêà» ââåë âûäàþùèéñÿ ðóññêèé ôèçèîëîã È.Ì. Ñå÷åíîâ.

Êàê îòìå÷àåò Ê.Ê. Ïëàòîíîâ (1972), â ñôåðå ïñèõîìîòîðèêè ÷åëîâåêà â êà÷åñòâå âàæíåéøåé åå ïîäñòðóêòóðû âûäåëÿþò íå òîëüêî ñëîæíîêîîðäèíèðîâàííûå è ìíîãîïëàíîìåòðè÷åñêèå äâèæåíèÿ, â ñòðóêòóðå êîòîðûõ â åäèíñòâå ïðåäñòàâëåíû èõ ïðîñòðàíñòâåííûå, âðåìåííûå è ñèëîâûå êîìïîíåíòû, íî è ìíîãîîáðàçíûå âèäû ñåíñîìîòîðíûõ ðåàêöèé ÷åëîâåêà.  ñâîþ î÷åðåäü, â êëàññ ñåíñîìîòîðíûõ ðåàêöèé âõîäÿò èõ ìíîãî÷èñëåííûå ðàçíîâèäíîñòè: ïðîñòàÿ ñåíñîìîòîðíàÿ ðåàêöèÿ; ñëîæíàÿ ñåíñîìîòîðíàÿ ðåàêöèÿ; ñåíñîìîòîðíàÿ êîîðäèíàöèÿ.  êàæäîé èç òðåõ íàçâàííûõ ðåàêöèé íåîáõîäèìî ðàçëè÷àòü òðè òèïè÷íûõ ïñèõè÷åñêèõ ìîìåíòà:

1) ñåíñîðíûé ìîìåíò ðåàêöèè – ïðîöåññû îáíàðóæåíèÿ è âîñïðèÿòèÿ ñòèìóëà;

2) öåíòðàëüíûé ìîìåíò ðåàêöèè – áîëåå èëè ìåíåå ñëîæíûå ïðîöåññû, ñâÿçàííûå ñ ïåðåðàáîòêîé âîñïðèíÿòîãî, èíîãäà ñ ðàçëè÷åíèåì, óçíàâàíèåì, îöåíêîé è âûáîðîì òåõ èëè èíûõ ñòèìóëîâ;

3) ìîòîðíûé ìîìåíò ðåàêöèè – ïðîöåññû, îïðåäåëÿþùèå íà÷àëî äâèæåíèÿ.[5]

Ïñèõîìîòîðíûå ñïîñîáíîñòè îáåñïå÷èâàþò äâèãàòåëüíûå íàâûêè, ñïîñîáíîñòü â ðàáîòå «ñîåäèíÿòü ãîëîâó ñ ðóêàìè». Çíàíèÿ, îïûò, ðàññóæäåíèÿ çäåñü íåîáõîäèìû. Èìåííî ïîýòîìó ìû ãîâîðèì î ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòÿõ, à íå ïðîñòî î ìîòîðíûõ. Ðàññìàòðèâàåìûå ñïîñîáíîñòè ïðåäóñìàòðèâàþò óìåíèå ïðåïîäàâàòåëÿ ïîäáèðàòü èíäèâèäóàëüíóþ òåõíèêó äâèæåíèé äëÿ ó÷àùèõñÿ âî âðåìÿ ôèçè÷åñêîé ðàáîòû, ãèìíàñòè÷åñêèõ çàíÿòèé, ñáîðêè è ðàçáîðêè ïðèáîðà, ïðîâåäåíèÿ ýêñïåðèìåíòà, ó÷èòûâàÿ ïðè ýòîì èõ âåñ, ðîñò, äëèíó êîíå÷íîñòåé, áûñòðîòó ðåàêöèè è äð.

Ïñèõîìîòîðíûå ñïîñîáíîñòè ïåäàãîãà – ýòî è óìåíèå, ãîâîðÿ ñëîâàìè À.Ñ. Ìàêàðåíêî, «ñèäåòü, õîäèòü, ñòîÿòü, ðàçãîâàðèâàòü ñ ó÷åíèêàìè».

Íåñìîòðÿ íà âåêîâóþ èñòîðèþ èññëåäîâàíèÿ, äî ñèõ ïîð íåò åäèíîãî ïîíèìàíèÿ ïðîáëåìû ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé. Îòñóòñòâóåò åäèíîå ìíåíèå îá îñíîâàõ äèàãíîñòèêè è ñïåöèôèêå ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõîìîòîðèêè. À âåäü åùå È.Ì. Ñå÷åíîâ óêàçûâàë íà âàæíîñòü íàó÷íîé ðàçðàáîòêè è ðàçâèòèÿ ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà, ñîñòàâëÿþùèõ åäèíñòâî åãî ïñèõè÷åñêîé è ôèçè÷åñêîé ñôåðû. Íåñêîëüêî ëó÷øå îáñòîèò äåëî ñî ñòðóêòóðîé ãðóïïû ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé. Óæå âûÿâëåíî, ÷òî îíà âêëþ÷àåò ñòàòè÷åñêóþ êîîðäèíàöèþ, äèíàìè÷åñêóþ êîîðäèíàöèþ, ìîòîðíóþ àêòèâíîñòü (ñêîðîñòü ðåàêöèè è äâèæåíèé), ñîðàçìåðíîñòü äâèæåíèé, ïîìîãàþùóþ îðèåíòèðîâàòüñÿ â ïðîñòðàíñòâå, ðèòì, òåìï è íàïðàâëåíèå äâèæåíèÿ; îäíîâðåìåííûå äâèæåíèÿ êîíå÷íîñòÿìè è òóëîâèùåì, ãîëîâîé; ìûøå÷íûé òîíóñ, ñèëó, ýíåðãèþ äâèæåíèé.

Îäíàêî èçó÷åíèå ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé îñëîæíåíî âûñîêîé òðåíèðóåìîñòüþ ìîòîðèêè, ÷òî îñëîæíÿåò èõ èññëåäîâàíèå, çàòðóäíÿåò ïîäáîð âûñîêîíàäåæíûõ òåñòîâ. Òåì íå ìåíåå, ïñèõîìîòîðíûå ñïîñîáíîñòè àêòèâíî èññëåäîâàëèñü ïñèõîòåõíèêàìè â 20 – 30-å ãã. Íà êîíòðîëüíûõ èñïûòàíèÿõ èñïûòóåìûì ïðåäëàãàëîñü çàâÿçûâàòü óçëû, îáâîäèòü îäíîé è îáåèìè ðóêàìè ñëîæíûå ôèãóðû, íàíèçûâàòü áóñû, ïðîñòàâëÿòü ÷åðòî÷êè â ñïåöèàëüíûõ áëàíêàõ è ò.ï. Îò íèõ òðåáîâàëîñü ïðàâèëüíî âîñïðèíèìàòü ïðîñòðàíñòâåííûå ìîäåëè, óìåòü èõ ñðàâíèâàòü è ðàçëè÷àòü, ñîáèðàòü òåõíè÷åñêèå ïðèñïîñîáëåíèÿ èç äåòàëåé êîíñòðóêòîðîâ.  õîäå ýòèõ èññëåäîâàíèé áûëî âûÿâëåíî, ÷òî âûñîêîíàäåæíûõ òåñòîâ íå ñóùåñòâóåò. Ýêñïåðèìåíòû âûÿâèëè áûñòðóþ òðåíèðóåìîñòü èñïûòóåìûõ. Ïîýòîìó, òîò, êòî â æèçíè áûë ñâÿçàí, äîïóñòèì, ñ çàâÿçûâàíèåì óçëîì, âûïîëíÿë òåñò ìíîãî áûñòðåå, îáíàðóæèâàÿ õîðîøóþ ïîäãîòîâëåííîñòü, íî íå âûÿâëÿÿ ñâîè ñïîñîáíîñòè.

Îäíàêî è ñåé÷àñ òåñòû â ðàçíûõ âàðèàíòàõ ïûòàþòñÿ èñïîëüçîâàòü äëÿ îòáîðà â ðàçëè÷íûå ïðîôåññèè. È åñëè òåñòèðîâàíèå ïðîâîäèòü íå îäíîðàçîâî, à íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè, â íåñêîëüêî ýòàïîâ, îíî ìîæåò äàòü òðåáóåìûå ðåçóëüòàòû.

 íàøå âðåìÿ íàèáîëåå ïîïóëÿðíûìè äëÿ èçó÷åíèÿ ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé ÿâëÿþòñÿ òåñòû äëÿ èññëåäîâàíèÿ êîîðäèíàöèè äâèæåíèé, òðåìîðà è ñïîñîáíîñòè ïîääåðæèâàòü ðàâíîâåñèå òåëà. Äëÿ èçó÷åíèÿ òî÷íîñòè óñèëèé èñïîëüçóåòñÿ äèíàìîìåòð Â.À. Àáàëàêîâà. Äëÿ èçó÷åíèÿ äâèãàòåëüíûõ êà÷åñòâ – òåñòû, ïðåäëàãàåìûå ãðóïïîé îòå÷åñòâåííûõ ñïåöèàëèñòîâ. Èçó÷åíèå ïñèõîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé â ïîñëåäíåå äåñÿòèëåòèå ïîçâîëèëî óñòàíîâèòü äèíàìèêó èõ ðàçâèòèÿ.[6] Íàèáîëåå âûñîêèå òåìïû ðàçâèòèÿ ïñèõîìîòîðèêè èìåþò ìåñòî â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå.  ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå íàáëþäàåòñÿ äèñïðîïîðöèÿ â ðàçâèòèè îòäåëüíûõ ñåíñîìîòîðíûõ ôóíêöèé, à â þíîøåñêîì – ðàçâèòèå ïñèõîìîòîðèêè ïðèîñòàíàâëèâàåòñÿ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...