Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нехорошо быть человеку одному




Помощник, соответственный человеку – кто это? И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника; соответственного ему (Быт.2:18). В чем суть помощи? Конь – тоже помощник человеку, и овца, и собака, и пчела – это же все помощники, но они не соответствуют ему: они ниже его. То есть собака «подарила» человеку зубы, овца – шерсть, конь – силу и так далее, и тому подобное: все что-то «подарили» человеку. Но этого ему мало. И человек загрустил, очевидно, не видя никого подобного ему. Потому что Бог выше его, звери ниже его, а равного – никого! Подобного себе он не увидел никого. Ему, наверное, стало очень печально, что у него нет никого рядом. И Господь Бог, видя это, совершил милость по отношению к человеку – Он дал ему помощника, соответственного ему.

Адам без жены неполон. Он ощутил свою неполноту – при том, что весь мир служил ему. Повторяю: пчела давала ему мед, корова – молоко. Все человеку что-то дали. Но ему этого было мало, он ощущал свою неполноту. А жена восполнила его, как помощница, соответственная ему. Она должна была ему совершать некую особую помощь.

Почему, например, Христос не был женат? Потому что Он не нуждается в помощниках! Потому что Он является Самим Совершенством. Он не нуждается ни в каких помощниках Себе. Ему не нужно помогать – Он все может! А человек, который не Христос, который не Богочеловек, нуждается в помощнице. Жена исполняет самые разные функции в жизни мужчины. Она помогает ему.

Например, есть такое мнение, что жена исполняет функцию совести в отношении своего мужа. То есть там, где муж не чувствует своих грехов или не видит своих ошибок, жена может направить его, если это настоящая помощница. Но она может как подсказать ему правильное, так и соблазнить. Когда Иов страдал на гноище, то жена подсказывала злые вещи, она говорила: «Похули Бога и умри (Иов. 2:9), что толку из твоей праведности». Это был злой совет, это был совет не Божий. А с другой стороны, Писание напоминает, когда женщины исправляли пути мужские. То есть жена может исполнить функцию совести.

Есть такое мнение, что жена исполняет функцию совести в отношении своего мужа. То есть там, где муж не чувствует своих грехов или не видит своих ошибок, жена может направить его, если это настоящая помощница.

Потом, она исполняет некую интуитивную роль: когда мужчина должен действовать умом, женщина действует сердцем. В этом смысле они дополняют друг друга: то есть у него – голова, у нее – сердце. Так каждый из них восполняет недостаток другого. В социальных ролях, в житейских делах и в разных духовных вещах мужчины и женщины очень разные. Они вместе, но – разные. И в этом смысле они очень сильно дополняют друг друга и действительно помогают друг другу.

Например, даже если брать сторону физических отношений мужчины и женщины… Есть такая восточная мысль (сразу говорю – не христианская, не мусульманская и даже не иудейская, а какая-то просто восточная мысль), что женщина, любящая мужа, освобождает его от тягостного томления плоти и дает ему возможность, освободившись от этого, так сказать, «пожара плоти», заниматься наукой, философией, искусством, войной, политикой – чем угодно. Она берет на себя то, что мешает ему действовать и оставляет его свободным для всякого рода творчества. На мой взгляд, очень хорошая мысль! То есть жена дарит человеку то, чего у него нет. Допустим, люди одинокие: они нуждаются хотя бы в кошке, которая бы свернулась в ногах, помурлыкала – и им уже вроде хорошо. Вот когда плохо, заболел человек – домашнее животное может «снять с него злую энергию»[44]. Так вот, чтобы не заводить себе кучу кошек, которые бы «снимали злую энергию», нужно счастливо жениться, и жена будет делать все остальное, в хорошем смысле слова помогая человеку.

Человек нуждается в помощнике – он неполон, несовершенен и не автономен. Он не может сам для себя все делать сам, ему нужны помощники. В этом смысле мужчина является единицей, а женщина добавлена к нему как нолик. Получается такой двоичный код. Сейчас все математически грамотные и все знают, что через двоичный код, через ноль и единицу, мы получаем любое цифровое изображение и любую информацию! Всего лишь две цифры – один и ноль – все! Любое кино, любые мега- и гигабайты информации – все получаем через разные сочетания ноля и единицы. Вот, мужчина и женщина – это та пара чисел, через которые получается все такое взрывное многообразие мира – это единица и ноль. Мужчина – единица, женщина – ноль. Вместе они дают великую красоту! По отдельности они неполны, то есть просто ноль – все равно что ничего, и просто единица – ничего особенного. А вместе они могут дополнять друг друга, и в этом очень много красивого.

* * *

Там, где семья крепка, там народ непобедим. А там, где семья разрушена, народу осталось жить «до вечера». Поэтому спасайте брак, боритесь за брак, кто в браке.

Если женщина в браке будет несчастна, то даже если она станет президентом страны, все равно это будет несчастный человек. Если не будет счастья в браке, то какой смысл в остальном, особенно для женщины? Она через брак реализуется полностью. Есть такое модное словцо сейчас – «самореализация»: когда грешный человек хочет надуться и самореализоваться, чтобы все его заметили. Так вот, для женщины самая святая самореализация – это брак. Это не сразу видно в браке, потому что за этой ежедневной суетой кажется, что женщине в браке гордиться нечем. Но самая настоящая самореализация – это супружество и чадородие. Женщина чадородием спасется. А кто не в браке, тот уже по личным делам спасение обретает. Так что берегите свой брак.

Венчание

Я не думаю, что нужно начинать супружескую жизнь с ультиматума: «Только венчание и больше никак!» То есть если вас берут замуж и согласны взять замуж официально (расписаться с вами, дать вам свою фамилию), но пока что человек еще не готов венчаться, я думаю, что нужно расценивать это как брак, но брак невенчанный. И идти на него – в надежде на будущее его полное скрепление благодатным венчанием.

Есть мнение, что брак без венчания – это блуд. Это неправда. Брак без венчания – это брак, только без венчания. Мы читаем в Евангелии о браке в Кане Галилейской[45], когда Христос пришел на этот брак и освятил его Своим присутствием, совершив там Свое первое чудо. Там как раз говорится, что «брак бысть в Кане Галилейской». Там нет «блуд бысть в Кане Галилейской» – не на блуд пришел Христос, а на брак. То есть это был брак, но невенчанный. Нельзя любой брак неверующих людей назвать блудом, хоть они и не венчаются, потому что не имеют веры.

По каким причинам молодой человек не хочет венчаться? Например, он не хочет, чтобы это было формально; возможно, хочет, чтобы это было осознанно. В семье всегда кто-то верит больше, кто-то меньше. Пусть вы верите больше, потому что вы – более верующая девушка, а он менее церковный. Он не запрещает вам ходить в церковь, расценивает это как хорошую черту вашего характера, но сам пока что не готов быть таким же церковным, как вы. И вполне возможно, что он вам говорит: «Я пока еще не готов. Если я сейчас буду венчаться, то с моей стороны это будет некая такая формальность, потому что я пока не созрел до этого…» Надо уважать человеческую веру. Таинства совершаются по вере. Вера – непременное условие благодатности и крепости любого церковного таинства. Поэтому к этому благородному неверию или маловерию нужно отнестись с уважением. Почему еще он не хочет венчаться? Например, боится ответственности… Да ничего страшного, все это можно принимать, если у вас есть чувства. Вы только проверьте свои чувства, если вы любите этого человека, согласны с ним жить – живите, а все остальное, что ж…

Есть мнение, что брак без венчания – это блуд. Это неправда. Брак без венчания – это брак, только без венчания.

На сегодняшний день количество разводов огромное! Запредельное! Катастрофически безбожное количество разводов, и церковные браки не составляют никакого исключения! Венчание никого не удерживает! Когда брак рушится – венчание никого не удержит от этого шага.

Допустим, мужик загулял, или женщина разлюбила и другого полюбила, или они просто взбеленились и вдруг решили разойтись, или у них пелена спала с глаз и вдруг они поняли, что совершенно чужие люди. Прошло полгода – он вдруг понял, что не хочет жить с этим человеком. Возникает вопрос: зачем венчались?! «Ну, венчались, потому что думали, что все в порядке будет». Церковный брак девальвирован до крайности! Люди не ощущают святости брака, не ценят его, не смотрят на него как на нечто такое, чтобы бывает раз и навсегда! Не смотрят! Поэтому некоторых надо к венчанию звать, а некоторых от венчания надо отгонять.

Кого лучше всего венчать? Лучше всего венчать людей, которые поженились энное число лет назад. Расписались, поженились, прожили какие-то периоды житейских бурь, родили детей, все друг про друга знают, неоднократно поссорились и помирились, уже поняли, что жить они будут только вдвоем и никаких вариантов у них нет. Им уже, например, по 35–40 лет и они, наконец, поумнели, повзрослели. Потихонечку стали в церковь ходить. На каком-то этапе говорит он ей:

– А что, милая, не повенчаться ли нам с тобой?

А она говорит ему:

– Ты знаешь, милый, я сама об этом думаю давно, только боялась об этом сказать: не знала, как ты отнесешься.

– Ну, пойдем.

Они приходят, и мы их исповедуем, венчаем и радуемся о них. Когда мы венчаем уже состоявшиеся браки – это самые приятные и безопасные венчания. А когда мы венчаем всю эту «зелень пузатую», которые вчера «снюхались» и на адреналиновом восторге с горящими глазами бегут в первую попавшуюся церковь, чтобы их венчали… Из-за таких пар просто вагон переживаний возникает: «Зачем вам венчаться? Куда вам венчаться? Подождите, посмотрите на себя!»

Хуже всего, когда приходят и говорят: «Развенчайте нас!» Что это такое?! Венчаются для того, чтобы навеки быть вместе, независимо ни от чего – и в болезни, и в здоровье. Знаете, как в католической клятве венчания: «Я беру тебя себе в жены (или «в мужья» – она говорит) и обещаю тебе верность в старости и молодости, в болезни и в здоровье, в богатстве и бедности. Помоги мне, Боже и все святые, аминь». У нас нет такого клятвенного обещания в венчании, а может, даже, и не мешало бы…

У нас, когда венчают людей, то я сомневаюсь, что тем, кто венчается, понятно хоть пять процентов слов из всего чина венчания. Священник читает, диакон поет, хор подпевает и так далее, а что они слышат в это время, что понимают венчающиеся? У меня есть большие сомнения, что больше пяти процентов остается у них в голове. Они вообще ничего не понимают! Меня когда венчали, я ни одного слова не слышал, хотя был до этого пономарем и текст требника мне был известен. Я венчание уже знал близко к тексту. Но когда меня венчал священник (причем хороший священник) – я ни одного слова не слышал, соответственно, не понимал! Это при том, что мы были церковными людьми с супругой! А нецерковные, приходящие венчаться, вообще не понимают, что происходит: зачем вино пьют, зачем они кругами ходят, зачем у них свечки горят в руках, зачем что-то на голову надели, что их спрашивают, что значит, когда поют какое-то «Исаия, ликуй…», «Дева име во чреве…», при чем святые мученики «добре страдальчествовавше»… зачем перечисляют кучу еврейских имен – Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Захария и Елисавета…

Вот сейчас мы крестим людей с подготовкой. Без подготовки крестятся редко. Люди перед крещением проходят катехизацию: крестные родители и сами крещаемые, если они взрослые. Точно так же нужно работать с венчающимися людьми.

Например, была такая рекомендация для людей, которые любят друг друга и подумывают уже о будущем своем венчании, чтобы они походили на чужие венчания – постояли, посмотрели со стороны, как это таинство происходит; прислушались к тексту молитв, которые читают над брачующимися; помолились, кстати, за чужую супружескую пару, может, им совсем не известную; попросили у Бога для них верности долголетия и здоровья… Что нужно супругам? Нужны верность, долголетие, здоровье себе и потомству.

На сегодняшний день количество разводов огромное, и церковные браки не составляют никакого исключения! Венчание никого не удерживает! Когда брак рушится – венчание никого не удержит от этого шага.

Вообще, венчание – это насыщенное красивое таинство, это чудесно насыщенная церковная молитвенная практика. Но оно как-то все мимо проходит – не оставляет никакой зацепки в душе… Только факт остается фактом: мы венчались. И возникает вопрос: а нужно ли было венчать всех тех разведенных, которых миллионы?! Это же не один частный случай. Это миллионы людей, которые не боятся пожениться и потом развестись! Жениться, поломать свой брак и жениться потом еще раз – не боятся люди! У них страх снят с вопроса брачной уникальности, и она разрушается. Вопрос возникает: нужно ли было венчать их или не нужно? Может быть, не нужно?! Может быть, меньше да лучше – есть такая пословица? Может, не всех венчать, а как-то отсеивать, просеивать этих людей?..

Вот недавно мне пришлось венчать людей, которые прожили 46 лет вместе – это приятно. Он старичок, она старушка, внуки возле них и уже правнуки в дороге – прекрасно, это трогательная вещь! И можно ничего не бояться. Это корни, которые мы поливаем для того, чтобы распустились ветки. Зачем их венчать, спрашивают иногда, ведь они уже брачную ночь давно не помнят: у них брачное ложе уже остывшее, они уже такие серьезные старички. Да, но они являются корнями, от которых уже выросли дети, внуки и правнуки, поэтому мы поливаем корни, чтобы эти ветки распустились. Это хороший брак, достойный венчания.

А вот по части сегодняшнего безбожного человека у меня возникают большие сомнения и вопросы. Что такое брак для современного безбожного человека? Это просто вишенка на тортике, это красивый обряд. Она ему говорит:

– Я хочу быть в белом.

А он ей говорит:

– Я тоже хочу, чтобы нас сфотографировали с восемнадцати ракурсов. Потом пойдем, попьем шампанского. Подарков нам надарят! У нас будет много фотографий. Мы будем их смотреть. Фильм сделаем про себя (можно ведь теперь кино сделать и смотреть на себя – так интересно).

Поэтому не делайте проблемы пока из того, что ваш молодой человек не хочет венчаться – это все наживное и догоняемое. Главное, чтобы муж был непьющий, не наркоман, не имел за спиной предыдущих браков и детей от предыдущих браков (потому что у него будет разделенное сердце и вам это никогда не понравится), чтобы он был работягой, тружеником, не боящимся работать, умеющим обеспечить семью, чтобы вам не мешал ходить в храм, чтобы он не был каким-то извращенцем или психом… Самый нехитрый набор нормальных качеств для того, чтобы выйти замуж: работает, не пьет, в церковь ходить не запрещает и детей хочет (главное, чтобы он детей хотел), и все, а остальное потом приложится.

Вот, девушка хочет выйти за православного человека – это естественное желание. Но «православие» современного молодого человека вообще не гарантирует, что он нормальный человек. Он может быть православным, но в то же время он может быть альфонсом или сидеть на шее у родителей. Он может быть развратником и изменять. Он может быть холоден к жене. Он может не любить жену, а просто жениться ради прописки. То, что жених православный – ничего сегодня не декларирует! Ничегошеньки! При нынешнем состоянии нашего благочестия православие – это не гарантия порядочности, поэтому не покупайтесь на это.

Пришла ко мне как-то одна жена такого «православного» мужа со слезами величиной с виноградину под названием «дамский пальчик»: муж холоден к ней. Она – молодая красивая девушка, как говорилось в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»:

– Любишь боярыню? Боярыня устами червлена, бровьми союзна. Чего ж тебе надо?!

Красавица! Казалось, как можно бросить такую красивую жену? Он женился, а зачем женился – не понимает. Она вообще как соломенная вдова – никому не нужна. А он «православный» такой, что аж некуда деваться. И что делать, куда деваться? Иди к тому, кто венчал. Когда у супругов возникают проблемы, они должны идти к тому, кто их венчал.

Проблема невенчанных браков очень спорная. Например, был такой случай, мне о нем рассказали на одной из встреч:

Молодого священника позвали на дом причастить и поисповедовать мужчину, больного онкологией. Жил он с женой достаточно долго вместе, сорок лет – почти всю жизнь. Это уже была пожилая пара. Батюшка пришел к ним в дом и уединился с этим супругом. И тот ему сказал, что он как бы человек не мистичный и не религиозный, но с ним произошло нечто удивительное.

Самый нехитрый набор нормальных качеств для того, чтобы выйти замуж: работает, не пьет, в церковь ходить не запрещает и детей хочет (главное, чтобы он детей хотел), и все, а остальное потом приложится.

В один из дней пред ним как-то растворились стены, и он увидел Ангелов, как на иконе «Троица» Андрея Рублева, такое духовное видение у него было. Ему было сказано: «Готовься – ты скоро умрешь». Первый его вопрос был: «А как же моя жена? Что будет с ней?!» и услышал в ответ: «Она тебе не жена». И видение исчезло, а в его душе остался вопрос: «Ну как же так – прожили сорок лет! Сорок лет супружеской жизни, а она мне не жена! Что будет с ней?»

Рассказ этот был показателем того, что венчание очень важно. Хорошо, что они прожили вместе долгое время и были верны друг другу, но они сочетались без Бога.

После этого батюшка повенчал их.

Этот рассказ нужно принять к сведению, и его надо действительно услышать. Это похоже на то, как Христос говорил самарянке:

– Позови мужа.

Она говорит:

– У меня нет мужа…

– Правильно ты говоришь. Ты пять мужей имела, и тот, который у тебя сейчас, он тоже тебе не муж…[46]

Но я все-таки подчеркну, что там, где венчания нет, по причине того, что люди к церкви не принадлежат, или принадлежат, например, к другой религии, или ни к какой религии не принадлежат, но между ними есть взаимная любовь, взаимное согласие, дети общие и крест общий, общая ноша – я лично это блудом не называю. Я считаю это браком.

Пример? Пожалуйста. Наши бабушки и дедушки, у которых вся жизнь прошла при советской власти – какой процент из них будет венчанных людей? Да минимальный: один-два-три процента! Это что, банда блудников была, что ли? И дети у них от блуда родились?

Может, кому-то из вас посчастливилось иметь прекрасную бабушку, которая в вас души не чаяла, вложила в вас больше любви, чем ваша родная мама – читать научила, сказки перед сном рассказывала, гулять с вами ходила, весь мир научила вас видеть: «Смотри, вон, деточка – это птички, это облако, это солнышко…» Может, у вас был прекрасный дедушка, фронтовик или просто работяга, честный труженик, хороший человек. Венчанных среди них было неимоверно мало. Так что, они все блудники? Вы наверняка видели пару старичков, которые прожили всю жизнь свою вместе, рука об руку – язык не повернется назвать их блудниками! Я знаю, кто такие блудники. И вы знаете, кто такие блудники. Блудников хватает в жизни, часто даже и венчанных. Тут важно не перепутать эти вещи, понимаете?

Рассказ этот в целом принимается, но только как частное откровение. Это не норма для всей полноты Церкви. Например, если вам духовник сказал, допустим: «Не ешь вареные яйца по понедельникам!» – это не значит, что он сказал это всему человечеству и всем это нужно делать. Это он сказал вам. Знаете, есть частное благословение и есть частное откровение: то есть открывает Бог что-то о ком-то кому-то. Но есть такие вещи, которые всем нужно знать, тогда Бог говорит: «Иди и скажи всем» (откровение пророкам, например). Бывает и такое, что Бог открывает что-то для одного человека. Вот поэтому из отдельных случаев не всегда можно делать общий вывод касательно всех людей вообще.

Свадьба

Уникальное событие в жизни каждого человека – это свадьба. Она может быть отпразднована оригинально. Вот об этом одном оригинальном способе отметить свою свадьбу мы сейчас и расскажем.

В городе Ижевске одна пара брачующихся, Анна Купоренкова и Владислав Бочкарев, решили отметить свою свадьбу, собирая вместо цветов и подарков свадебных деньги и вещи для детей-инвалидов. На торжество молодожены пригласили не только своих родственников и друзей, а всех горожан. Главная задумка этой свадьбы – собранные деньги отдать реабилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Бездарная трата времени, сил и денег – вот что первым приходит на ум, когда видишь затраты, воплотившиеся в кавалькады машин, кукол, сидящих на капотах длинных лимузинов, хлопающее шампанское, цветы, арендованные рестораны, видео, фотографов, платье, которое, в принципе, только один раз и нужно. Мне кажется, платья нужно напрокат брать, а ни в коем случае не шить. Потом это все заканчивается: молодожены считают подаренные деньги, а все остальные лежат во хмелю. Утром поправляют здоровье. Как бы вот такая свадьба. Свадьба пела и плясала. Баян порвали – значит, все в порядке.

Но можно праздновать свадьбы по-другому. Вообще, так мы с вами подходим к некоей принципиальной вещи – к вопросу «Как жить на свете?» То есть я должен жить так, чтобы от факта моего присутствия в мире кому-то было тепло, кому-то было сытно, кому-то было комфортно, кому-то было защищенно и весело. Вот если я никому ничего не делаю такого, если цель моей жизни – это только согреть свою пятую точку, оградить себя, так сказать, некой защитной стеной от неприятностей, набрать жирок на черный день и думать только о себе, то я обладаю сознанием раковой клетки.

Да будет вам известно, дорогие братья и сестры, что рак – это бич XX и XXI столетий. Вкупе с сердечными заболеваниями, эти болезни косят наибольшее число людей, уходящих из жизни раньше, чем нам бы хотелось. Так вот, раковая клетка – это клетка, обладающая сознанием эгоиста. Она ничего не отдает организму. Раковая клетка только пожирает здоровые клетки. Она не хочет умирать, в отличие от нормальной клетки, которая работает на организм и умирает, без страха уступая место новой клетке, зарождающейся в процессе деления. Раковая клетка ест («жрет» – честнее скажем, это гораздо более подходящий глагол для ее поведения), и умирает она только вместе с организмом. Когда уже есть нечего, когда организм зачах, тогда умирает вместе с ним и раковая клетка. То есть: не делюсь, не умираю, никому ничего не даю и жру до тех пор, пока все не сдохнут – это эгоистическое сознание на уровне клетки.

Нужно жить так, чтобы от факта моего присутствия в мире кому-то было тепло, кому-то было сытно, кому-то было комфортно, кому-то было защищенно и весело.

Общество, состоящее из людей с таким раковым сознанием – это раковое общество, это «раковый корпус». Есть такое произведение у Солженицына «Раковый корпус» – люди, пораженные раком. И всех нужно как-то лечить: их нужно какой-то химией облучать, что-то с ними нужно делать, потому что каждый думает только о себе, тянет все на себя и считает, что так и надо. Это символ веры эгоиста, так сказать, разумный эгоизм, как нас учили социал-дарвинисты.

Но есть люди, которые мыслят иначе. Когда-то некоторые молодые люди так праздновали свои выпускные – в джинсах, майках, футболках, кроссовках – в простой одежде, без костюмов, без всех этих расфуфырок, на которые тоже тратятся бешеные деньги. А вот денежку, которую должны были потратить на одежки, они просили родителей отдать в больницы нуждающимся: на лекарства, на операции.

Вот так надо жить на свете – не на себя, а от себя. Чтобы рука разжималась чаще, чем сжималась или, по крайней мере, работала в режиме «сжалась-разжалась», как сердечко работает – сократилось-расправилось. Как те молодожены в Ижевске, которые решили свою свадьбу превратить во благо детей-инвалидов.

Побольше бы таких поступков, и жить будет совсем хорошо.

Кто главный?

Часто сегодня спрашивают, зачем женщины покрывают головы. Священное Писание, а именно Первое послание апостола Павла к Коринфянам, говорит об этом следующее: Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:4–6). При этом добавляет, что жена является подчиненной мужу, потому что она первая согрешила[47] и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор. 11:9). Апостол Павел говорит также о том, что за исполнением обычая покрывания головы наблюдают ангелы: Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Кор. 11:10). Вот такие слова содержатся в Священном Писании.

Важно здесь то, что покрытие головы означает как раз подчиненность – это главный смысл. То есть женщина изначально занимает место подчиненной в человеческом роде в плане того, что муж выше жены. Так было всегда и так есть всегда. И хотя Христос уравнял мужчину и женщину в глазах Своих, в глазах Божиих, но женщина от этого мужчиной не стала. Все равно в семье и в обществе у них разные функции, разные роли. Это особенно чувствуется в Церкви Божией, поскольку женщина не может быть священником, не может быть совершителем таинств. И вот эта подчиненность выражается в покрытии головы.

А вот почему говорится, что Ангел наблюдает за этим? Говорится так потому, что в ангельском мире, как известно, произошла первая трагедия среди тварей, среди сотворенных существ: некий ангел, Денница, нарушил иерархию, выступил из положенных ему пределов, возмечтал быть выше, чем то, кем его сотворил Господь. Он увлек за собой немалую часть ангелов, которые тоже оставили свое место. Как говорится в Новом Завете: ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище…[48] (Иуд. 1:6) – это означает, что ангелы разделились с тех пор на тех, кто остался верным Господу, смиренным, и на тех, кто возмутился, стал бунтовщиком. И вот, Ангелы светлые, Ангелы Божии, они, как говорят святые отцы, с любовью исполняют послушания ниже своего чина. Высшие Ангелы нисходят до работы, до службы низших, но выше своего не поднимаются.

Перетерпевши однажды ту войну и трагедию разделения на верных и неверных, они теперь смотрят на род человеческий, наблюдая, как там обстоят дела. Поскольку женщина, не желающая сохранять Богом поставленное ей место в обществе и семье, желающая выйти из-под опеки, из-под этого своего подчиненного места на первое, это, собственно, бунтовщица, которая проявляет свою дерзость и скрытое распутство, в душе таящееся. Нежелание покрывать голову даже на молитве и в храме – это признак того, что женщина дерзка и невоздержанна. Ангелы наблюдают за этим, потому что они уже однажды видели таких дерзких и невоздержанных, которые возмутили даже ангельский мир. И сегодня они с укором смотрят на тех, кто не желает соблюдать на земле поставленные для нас, людей, границы.

Покрытие головы означает как раз подчиненность. И хотя Христос уравнял мужчину и женщину в глазах Своих, в глазах Божиих, но женщина от этого мужчиной не стала. В семье и в обществе у них разные функции, разные роли.

Есть другое, более тонкое толкование этого места у Климента Александрийского в его книге «Строматы». Это отец ранней Церкви. Он жил во II веке. Вот, он говорит следующее: «Земные церковные чины – епископы, пресвитеры, дьяконы – во всем подобны небесной ангельской иерархии»[49]. К примеру, в Откровении Иоанна Богослова перечисляются малоазийские Церкви: Ефесская, Смирнская, Халкидонская. И там говорится об ангелах этих Церквей. В толковании мы читаем, что это епископы. Когда, допустим, говорится: ангелу Филадельфийской Церкви напиши (Откр. 3:7), – это говорится «епископу». Епископ – ангел этой Церкви. И вот, в данном случае, Климент говорит, что ангелы Церквей – это епископы и они назирают над женским благочинием. Если женщина не покрывает голову покровом, платком, покрывалом, то она может ввести в грех, соблазнить этого предстоятеля церковного, и в этом смысле для нее необходимо такое скромное поведение: глаза, опущенные долу, и покров на голове.

Тема эта созвучна многим другим местам Писания, где апостолы говорят: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3:3–4). Подобные речи есть у апостола Павла в иных местах.

Итак, женщину украшает скромность и целомудрие. Покров изобретен человеческим родом. Это, собственно, не христианское изобретение. Это изобретение всего человечества. Головной покров на голове женщины – это некая внешняя защита ее стыдливости и целомудрия от ненужных взглядов со стороны; также некая узда для нее, для того чтобы и ей, в свою очередь, не быть соблазном для окружающих, вольно или невольно.

Посмотрим на мир мусульманский. В некоторых вещах он является для нас живым примером. Стыдно об этом говорить, однако же в отношениях между старшими и младшими, в плане крепости семей, в плане нетерпения неких явных и гнусных пороков, таких как содомия и прочее, в плане четкого сохранения иерархичности общества, женщины и мужчины, духовенства и простоты – мусульмане могут многому поучить. Вот эти восточные красавицы с покрытыми головами, как раз они далеко – и не на несколько шагов – ушли от наших европейских красавиц, которые действительно сбрасывают с себя не только одежды и головные покровы, но и последние опоры стыда и целомудрия. Поэтому во многих отношениях полезно для женщины приучить себя к покрытию головы, если не каждый день и не на всяком месте, то уж, по крайней мере, в доме Божием и в храме.

Когда апостол Павел говорит об этой теме, в общем-то не принципиальной, он заканчивает разговор такими словами: А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии (1 Кор. 11:16). То есть мы спорить не хотим. Вот вам слово апостольское и вы, пожалуйста, его исполняйте, потому что и в Коринфе христиане думали: «Что там Павел о покровах на голове рассуждает – важное ли это дело, кому нужно об этом спорить?» Не нужно об этом спорить. Надо делать то, что вам сказано, потому что в Церкви не привыкли спорами заниматься. Приучив себя к этому с детства, с возраста девочки, потом девице, женщине, бабушке будет и приятно, и естественно, в храм Божий приходя, покрывать свою голову платком, по заповеди апостола, а значит, по заповеди Божией.

* * *

Жена должна подчиняться мужу, но не как слепое оружие или как бессловесное животное, конечно. Подчиняться должна не как дрессированный пес, безусловно, нет, а как человек, как сознательно служащая. Если женщина не хочет слушаться, то ты хоть убей – она слушаться не будет. А если она добровольно слушает тебя и ради Господа, тогда почему не должна? Должна. Конечно, если муж требует такого какого-то слепого абсолютного послушания, как перед старцем, то это перебор.

Уступайте друг другу! Жена пусть с удовольствием слушает мужа, а он пусть не перегибает палку.

Бывают издержки отношений между верующими, в том смысле, что если они оба довольно молоды и церковны, то, возможно, перечитали каких-то книжек и что-то себе нафантазировали. Есть же в святоотеческой литературе примеры того, как старец заставлял послушника делать нарочито абсурдные вещи: например, сажать что-то на грядке вверх корешками или палку сухую поливать, чтобы смирить человека. Но практиковать такое в жизни нельзя. Нельзя заставлять людей носить воду решетом, или поливать сухую палку, или что-то еще вытворять, потому что в патерике такое пишется. Найти такое можно, но пробовать то же над женой, или над мужем, или над детьми нельзя. Надо иметь разумную дистанцию между тем, что ты прочел, и тем, что у тебя в жизни.

В чем-то где-то муж, может, перегибает, но где-то в чем-то и жена ерепенится. Так уступайте друг другу! Жена пусть с удовольствием слушает мужа, а он пусть не перегибает палку. Потому что современная девушка не может быть такой покорной, как в книжках пишут. Люди спесивы, люди феминистично настроены. Они слишком пропитаны идеями собственного достоинства. Они уверены, что им никто не указ. Попробуй перегнуть жену… Но как ты ее перегнешь, если она не гнется? А вот если полюбит – она будет тебе служить и слушаться. Но даже в этом случае муж должен будет жалеть ее и не издеваться над ней.

Это тонкий вопрос о личных отношениях. На венчании читается Послание апостола к Ефесянам. Там говорится в конце (обычно эти слова диакон или чтецы пытаются рычать как бугаи на высоких нотах): «мужы да любите свои жены… а жена до боится своего мужа». Слышали, наверное, эти слова, если были на венчании своих друзей. Это самая жирная точка в Апостоле, и только ее все и слышат обычно. Один мой товарищ говорил, что у него семейная жизнь не клеится, потому что он как-то не хочет жену любить, а она как-то не хочет его бояться. Вот, видимо, в этих вот простых вещах все и заключается: он должен ее любить, а она должна его бояться. Бояться не в смысле, что он придет домой и побьет всех, а бояться каким-то другим страхом.

Что нам мешает жить? Во-первых, очень много ленивых людей – они просто не желают трудиться. Во-вторых, люди очень многого хотят. Вот это общество потребления – оно и формирует человека: вечно несытые, вечно недовольные. Для того чтобы человек был несчастлив, в нем нужно пробудить большие аппетиты, вот и все. То есть сытый, здоровый, одетый человек может быть несчастлив только потому, что он живет, например, не в Майами и не на яхте катается. Если в него поселишь какие-то ложные желания, то ты его сделаешь несчастным. И вот, люди ходят по свету, напичканные ложными желаниями: чего-то хотят, о чем-то мечтают, что-то требуют друг от друга и от жизни, трудиться не очень хотят, жертвенно служить кому-то или чему-то тоже не очень хотят – превратили жизнь в поиск удовольствий. И, конечно, если цель жизни – это удовольствия, то уже счастья в жизни нет. Тогда жизнь – это череда катастроф.

Что нам мешает жить? Во-первых, очень много ленивых людей – они просто не желают трудиться. Во-вторых, люди очень многого хотят. Для того чтобы человек был несчастлив, в нем нужно пробудить большие аппетиты, вот и все.

Надо иметь в себе какую-то правильную и хорошую мысль. Жизнь – это труд. Любовь – это жертва. Мужчина главный. Женщину свою нужно любить. Какие-то правильные мысли нужно сначала воспитать в человеке. Это является самым главным и самым тяжелым. И все это индивидуально, потому что все это таинственно. «Не видно пути корабля на море, не видно следа змеи, ползущей по скале, – пишет Соломон, – и непонятно, каким образом сердце мужчины движется к сердцу женщины»[50]. Это непонятные движения. Почему зажигаются чувства между двумя конкретными людьми? Это большая тайна, это Божественное дело. Еще надо молиться, чтобы Бог послал тебе твою пару – не чужую, а твою.

* * *

Жене, недовольной своим мужем, я хочу сказать, что у нее есть иллюзия о том, что кому-то повезло больше, чем ей. Я знаю, что многим вообще не повезло – у многих женщин вообще нет мужей и они, как-то худо-бедно пытаясь скроить и склеить свою личную жизнь, совершают какие-то грехи и ошибки, но в конце концов у них ничего не получается. И таких женщин очень много. Это я как священник вам говорю. Несчастных женщин, незамужних, которые никак не могут найти себе хоть какого-то мужа, вообще очень много. Они с вами, на самом деле, с удовольствием поменялись бы местами.

Мужья могут привыкать к своим женам и думать: «Моя жена – курица. А кругом вон какие красивые женщины по улице ходят». Это иллюзия жадного глаза, потому что чужая жена всегда кажется красивее – это ерунда все. У соседа яблоки в саду красней кажутся. Это все глупости, черная неблагодарность и греховная зависть.

Те женщины, у которых, как вам кажется, мужья лучше, на самом деле вам про своих мужей такое расскажут, что вы за голову схватитесь. Потому что женщин, довольных своими мужьями, в мире не так уж много. Равно как и мужей, довольных своими женами, тоже в мире немного. Но это не потому, что жены и мужья от

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...