Использование модели IS-LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эф-сть фискальной пол-ки.
Эффективность фиск. политике опред масштабом эффекта вытеснения. Рассмотрим как модель IS-LM отражает модель вытеснения в усл. пост цен. - Предположим, первоначальное общее равновесие достигается в т.Е. Прав-во решило проводить экспансианистскую фискальную политику.(Т- ум,G- ув), но ставка % осталась неизменной. Кривая IS переместиться в положение IS1. Новое равновесие в т.Е2, а величина смещения IS=∆G*Kk, где Кк-коэф-т Кейнса. Доход ув-ется до У2. Однако ден рынок не сбалансирован(Е2 не принадлежит LM). В точках, находящихся ниже LM ЦБ недооценивает ст-сть денег и поэтому наблюдается их дефицит. Это способствует повышению % до r1 и снижению дохода до У1. Отрезок У2У1 и есть эффект вытеснения(когда AD-ув, Р-ув, %-ая ставка-ув, следовательно I-ум.). Данный эф-кт зав-т от наклона IS и LM. Рассмотрим ситуацию, где IS явл относительно крутой, а LM-пологой.
В этом случае в рез-те стимулирующей фискальной политики доход возрастет на величину У1Уе, кот больше величины «эф-та вытеснения» У1У2, таким образом эф-кт вытеснения будет незначительным, а фискальная политика эф-вной тогда, когда I малочувствительны к %-ой ставке, значение MPC (а значит и мультипликатора) невелико, а спрос на деньги малочувствителен к %-ой ставке. Другими словами надо представить ситуацию, когда эмиссия уже разбалансировала ден рынок так, что значительные номинальные колебания S и D мало влияют на динамику реальной %-ой ставки. С др стороны к этому добавляется малочувтсвительность I к изменениям реальной %-ой ставки (вероятно хорошие перспективы эконом роста не пугают инвесторов относительно повышения r(%-ой ставки). Итак, во-первых инвесторы не обращают внимания на %-ую ставку; во-вторых сама реальная %-ая ставка в силу каких-то обстоятельств на ден рынке «не склонна делать резких движений». Обратная ситуация будет относительно крутой LM и пологой IS:
Эффект вытеснения У2У1>прироста дохода У1Уе. Здесь надо представить ден рынок, где люди очень ценят св-во ликвидности и малейшая несбалансированность данного рынка вызывает знач колебания цены. К этому прилагается высокая зав-сть инвесторов от %(вероятно потому, что ожидания будущих прибылей неопределенно и сопряжено с большими рисками). Итак, неэф-сть фискальной пол-ки продопределена: во-первых, высокой зав-стью населения т ликвидности; во-вторых, высокой зав-стью инвесторов от этой динамики вследствии или очень неблагоприятной, или,наоборот,очень благоприятной конъюнктуры. 27 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь. Правовую основу формирования фиск. пол. нашей страны сост-ют закон РБ «О бюджетной системе РБ» (1993), а также законы «О бюджете РБ», принимаемые ежегодно. Осн. источником образования доходов респ-го бюджета выступает нац. доход, а иногда и нац. богатства. (доходы от приватизации объектов гос. собственности, продажи гос имущества) В РБ осн. доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (более 90% объема консолидированного бюджета), главными из кот. явл-ся НДС, налог на прибыль и доходы, акции, подоходный нал. РБ явл-ся унитарным гос-ом, и этому типу гос управления соответствует строение бюджетной системы, кот. объединяет респ-ий и местные бюджеты. Из местных финансируются объекты НСКХ, транспорт, дорожное хоз-во, благоустройство насел. пунктов, развитие рын-ой инфраструктуры. Доходы местных бюджетов формируются за счет: - отчислений от респ-их налогов (НДС, нал на прибыль, акциз на спирт и водку) - налоги, закрепленные за местными бюджетами (нал на вино, пиво, подоходный нал)
- собственные доходы, налоги и сборы (налог на недвижимость, за землю, за пользование ПР, поступления от приватизации, на рекламу) - ассигнования из респ-го бюджета. Другой особенностью фиск. пол. РБ явл-ся чрезвычайно высокий ур-нь централизации фин-ых рес-ов в гос бюджете, кот. может быть назван уровнем налогового бремени на эк-ку. Нал. нагрузка на эк-ку ращит-ся как отнош. дох в бюджетные и небюджетные фонды к ВВП страны. В РБ этот показатель в последние годы (с учетом отчислений в фонд соц. защ. населения) колеблется в пределах 41-42%. В то время как международный опыт свидетельствует, что изъятие налогов, превышающих 30% НД страны, ведет к замедлению эк-го роста. По оценке всемирного банка ур-нь налогов в респ-ке в 2 раза превышает тот, кот можно было ожидать в стране, с таким как в РБ уровнем дохода на душу насел. В эк-ой теории нет однозначного ответа об оптимальном ур-не централизации фин. рес-ов (В США, Японии 29-30%, в Швеции 60-65%). Кейнсианцы выступают за активное вмешат-во гос-ва в процесс регулир-ия эк-ки, тогда как монитаристы наоборот.
28.Понятие и цели денежно-кредитной политики ДКП (монетаристская политика) является одним из основных инструментов гос регулирования экономики. ДКП – совокупность мероприятий правительства и центрального банка в сфере денежного обращения. Процесс денежно-кредитного регулирования включает 2 этапа: 1) Центр.банк воздействует на параметры ден-кред.сферы 2) Изменение данных параметров предаются в реальный сектор экономики Соответственно различают промежуточные и конечные цели ДКП. К конечным относят: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса. Достижение всех целей невозможно одновременно, поэтому необходимо установить их иерархию. Самой при оритетной целью ДКП явл.стабилизация уровня цен в стране. В качестве промежуточных целей выступают: предложение денег и регулирование процентной ставки; курс национальной валюты;разница между долгосрочными и краткосрочными ставками %; объем кредита правительству; разнообразные индексы цен. Можно назвать проблему выбора центральным банком основного ориентира своей дея-сти: это либо регулирование ден.массы (жесткая ДКП), либо процентной ставки (гибкая ДКП). Центральному банку (ЦБ) надо выбирать между долгосрочными (тогда он воздействует на ден.массу) и краткосрочными (проц.ставка) интересами.
Перед тем, как приступить к достижению промежуточных целей ЦБ устанавливает набор тактических (операционных) целей: ден.база, ден.агрегаты, межбанковская процентная ставка, ставка % по гос.ценным бумагам. Тактич.цель определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в качестве промежуточной цели выбрано регу-ние ден.массы, то в качестве операционной можно выбрать ден.базу либо конкретный ден.агрегат. Критериями выбора промежуточных целей являются измеримость, управляемость, предсказуемость. Например, измерить процентную ставку легче, чем ден.массу, т.к. последняя подвержена мультипликативному расширению и сжатию. Наоборот, управлять ден.массой ЦБ легче, чем %, т.к. последний зависит от эффективности функционирования национальной экономики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|