Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символика, прелюдия, фуга, хорал И.С.Баха

Символика – это язык ассоциативных образов.

Звуковая шкала – объём человеческих голосов – есть средняя часть, свойственная всем человеческим голосам (верх мужских и низ женских голосов) – есть центр звукового созерцания. Сама звуковая шкала – есть определённый символ, не звуковой, а естественный.

То, что общее для всех людей – идейность процесса – принято выражать в этом звуковом центре (центре звуковой шкалы). И по мере удаления от этого центра, мы переходим в такие области, которые свойственны частным проявлениям. Всякое отделение от центра даёт впечатление пространственного удаления или приближения. Чтобы воспринять этот символ, надо встать на точку зрения возможностей стиля (эпохи).

Звуковым символом является также тембр инструментов, их отличие. Насыщенность биениями деревянных духовых – слабая, струнных – большая. Насыщенность биений обязывает к определённому характеру содержания.

Условные символы ( все символы движения, моторности, токкатности) – они условны, т.к. выражаются в звуках, метре. Их точное направление зависит от места в звуковой шкале.

Наша задача – различие всех символов в музыкальной литературе.

Естественные символылад определённый символ. Его комплекс – громадное количество процессов.

Трезвучие (35) – явление физического порядка, последствие деления струны на равные части, механическое явление, свойственное тем телам, которые направлены по прямой. Прямая не есть естественное явление в природе и деление на равные части не является естественным, а потому трезвучие не обладает активными свойствами (это условные символы, построенные на 35).

Установив такие символы на большом трезвучии, распространили их на все остальные трезвучия, септаккорды, нонаккорды (у Листа их колоссальное количество).

Простейший комплекс (лад) – симметричная система, жест.

Жест есть всякое выражение в звуковой области.

Идея – 6 полутонов с двояким разрешением – уже сопоставление жестов. Чем сложнее жесты, тем сложнее лады и обратно.

Значительно использовалось большое трезвучие как механизация. Расчленение по качеству не было принято в расчет. Яркое выражение этого периода – от XVII до XIX веков. Принцип механического расчленения нашёл своё воплощение в большом трезвучии. Случай сблизил его с мажорным трезвучием, создалось не тождество между ними, а подобие. Множество явлений фиксировалось на этом трезвучии (7 первых звуков физического членения).

Основной звук мажорного трезвучия – «до», а если членить «до» на равные доли, то получится что-то похожее (акустически) на F-dur.

До того времени человечество стремилось к выявлению множества ладов. В XVIII веке у Баха эти лады не погибли, они проявились, но классический период музыкального искусства в творчестве венских классиков (Гайд, Моцарт, Бетховен) довели принцип использования мажорного трезвучия до своего апогея. Идея этой механизации носится в настоящее время – омнитональность, атональность. С нашей точки зрения – это ерунда. Апогей творчества не трезвучии, а атональность.

Интересно, что сдвиг в творчестве XIX века в сторону выявления и развития ладов совершили не те народы: механизацию дали германские народы, а ладовое выявление было сделано славянскими народами (Шопен, Лист, Скрябин).

Нельзя согласиться с мнением, что экономическая отсталость даёт отсталые формы в музыке. Революция была предварена в музыке славянских народов. Листом (венгром) – как выявления ладов естественных.

Мы живём в такую эпоху, когда принцип механический в музыке уступает место принципу логическому. Большое трезвучие для нас – безразличие. Человечество в своём стремлении к овладению звуковым мышлением спутало принцип относительной устойчивости с принципом безразличия. Вся история музыки, начиная с XVII века до сего времени, представляет собой усилия музыкантов притянуть все явления к большому трезвучию, как оправданию всего особенного, чтобы покрыть всё. Внутренний слух заявил, что он не может считаться с большим трезвучием, как с явлением всё предопределяющим.

Тоника и большое трезвучие не суть совпадающие явления:

нет тоники, как абсолютной величины, она существует как принцип относительной устойчивости. Тоника – есть результат неустойчивости, противоречий, она имеет реальное воплощение в том виде, в каком этого требует общая ладовая настройка, созданная творческим замыслом. Это то, что проходит красной нитью через всё творчество XIX века, и вся музыкальная литература, которая будет базироваться на большом трезвучии, вернее, на его принципе, будет не музыкальным искусством, а музыкальной промышленностью. Механический принцип трезвучности отжил своё.

Новая общественная эпоха начала со звуковой промышленности. Необходимо соответствие с новым в звуковом расчленении, чтобы найти условные звуковые символы. Когда эти символы определяются – они переходят в естественные. В музыку входят много принципов – не обязательно они должны равно развиваться. По мере условных символов – находятся и естественные. Когда же они определились – наступает процесс искусства.

Жизнь идёт дальше, схемы меняются, а искусство становится бытовой ценностью и наступает период художественной промышленности – период подражания эпохе, которая имела хорошие образцы искусства (под Рафаэля, под Моцарта и т.д.)

В фугах Баха – естественно ладовых символов не много. Символ Страстей Христовых.. в каком он ладу?.. не ясно. Можно только предположить, что это звуки из дважды-цепного лада (4 звука тоники – это символ ладовый).

О И.С. Бахе и сборнике ХТК

У Баха в его сборнике не проставлены обозначения темпов. Скорость исполнения зависит и определяется метрической долей и инструментом, для которого оно написано.

Например: Andante для органа, изложенное q, исполняется медленнее, чем andante для клавесина и ещё медленнее andante для флейты. Также нет динамических обозначений, метра, способа извлечения звука.

(Примечание С.Рязанова – весь цикл рассматривался Яворским в определённом порядке, им установленном, соответственно их содержанию, в хроматическом порядке событий, служащих «ассоциативными образами» этого содержания (по Библии).

Яворский установил несколько периодов, исходя из учения о символах, помогающих пониманию творчества Баха и из собственной интуиции, помогающие ему проводить поэтические аналогии.

· Чтобы выразить одну и ту же идею, Бах всегда возвращался в одной и той же формуле!

Период Ветхого Завета:

1. G-dur ХТК II т.

2. инвенция d-moll

3. инвенция f-moll

«Детский период» (период детского возраста Христа)

4. C-dur ХТК I т.

5. g-moll I т.

6. B-dur I т.

7. A-dur I т.

8. B-dur II т.

9. E-dur I т.

«Зрелый период»

10. cis-moll II т.

11. a-moll I т.

12. инвенция g-moll

13. f-moll II т.

14. gis-moll II т.

«Страдальческий период» (Страсти)

15. F-dur II т.

16. fis-moll II т.

17. инвенция e-moll

18. cis-moll I т.

19. a-moll II т.

20. h-moll II т.

21. g-moll II т.

22. h-moll I т.

23. fis-moll I т.

24. dis-moll II т.

25. gis-moll I т.

26. f-moll I т.

27. es-moll I т.

28. b-moll I т.

29. инвенция a-moll

«Торжественный период» (Торжествующий)

30. C-dur II т.

31. инвенция Es-dur

32. G-dur I т.

33. e-moll II т.

34. H-dur II т.

35. Fis-dur I т.

36. c-moll II т.

Остальные прелюдии и фуги Яворским не упомянуты, предыдущие (см. выше) он считал «значительными» и «замечательными».

У Баха более сложное и замечательное содержание находят и более сложное настроение. Это относится и к количеству голосов и исполнителей и к сложности контрапунктического построения (например: «Страсти» - хор, солисты и оркестр).

В живописи (иконописи) «будущее» изображается «направо» картины (от зрителя), «прошедшее или уходящее» - налево.

О свойствах фуги

Фуга - есть такая схема построения, в которой:

1) нет процессуальности;

2) есть точность изложения материала.

(К прелюдиям и фугам следует подобрать иллюстрированный материал из живописи).

Христиане представляют себе период Ветхого Завета, как печаль человечества и совершённом прародителями первородном грехе и ожидании его искупления.

Между всеми фугами ХТК очень много общих символов. Это доказывает цельность всего произведения. ХТК – есть одно целое произведение!

Общие замечания (отправная точка зрения)

В музыке нельзя изображать предметы (например Иисуса, Богородицу), а можно изображать схему процессов, возникающих у людей при восприятии каких-либо процессов – запечатление процессов.

Фуги Баха не иллюстрируют Евангелие, а отображают психику его, а также психику переживания культурного европейца нач. XVIII века.

Звуковое оформление может запечатлеть схему общественного процесса в его историческом развитии, но не может запечатлеть описание исторического факта. Это является уделом словесности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...