По поводу смыслового значения прелюдии у Баха.
В прелюдии запечатлевается процесс индивидуального переживания (в фугах – общественного). Бах названию «прелюд» придавал особое значение. Клавир – инструмент, у которого ручная клавиатура. Фуги обычно предваряются прелюдией, токкатой, фантазией или увертюрой. Очевидно, что 2-х частный цикл был характерен для этой эпохи, завершивший XVII столетие духовной жизни. Этот цикл особенно выявился у германцев, которые способны размышлять. В хоральной прелюдии 2-х частность соединена в 1-й части, также, как в сонатной схеме (экспозиция). Почти в каждой прелюдии Баха мы найдём речитатив – выражение индивидуального. Ария – вокальное произведение, выражение драматического содержания. Она в опере вводится тогда, когда подчёркивается драматический момент. В 1-й период оперы было что-то среднее между речитативом и пением, затем уже развилась ария. Ария давала синтез переживаний, а речитатив – подробный анализ переживания. Ариозо – промежуточный способ выражения: не отказывается и от анализа и от синтеза в виде закруглённой мелодической фразы. Ариозо – повышенного рода речитатив. В начале возникновения «drama por muzica» (оперы) очень много и часто пользовались ариозо («Плач Ариадны» Пери). Ария – запечатление соотношений в драматической ситуации, Ариозо – личное запечатление.
В истории музыки «любимые произведения» композиторов представляют собой редко встречающее выявление лада, ладового ритма. Бах в конце жизни потерял яркую символику интонаций, но он стал заметно вводить понижение лада – как бы жизнь шла к концу. У него проступает напевность, не свойственная более ранним периодам творчества. «Символ Страстей» - это условность. Важно догадаться, что он обозначает!
У Баха не было чувства безразличия: однажды его приятель играл ему свои сочинения и, бросив игру на неустойчивом созвучии, отошёл к столу. Бах не мог этого вынести и через мгновение соскочил со стула и разрешил неустойчивость, после чего пришёл в благодушное настроение.
Вопросы исполнения У Баха если сопоставляются 2 настроения, то они переплетаются (например в прелюдии C-dur ХТК II т.). Нельзя «куражиться» в тех местах, где проходит символ печали в других голосах. Это примитивное мышление дикаря, когда после одного «доброго» текста идёт сейчас же «злой». У Баха же, культурного европейца, символы проходят одновременно в разных голосах. (Большинство «радостных» фуг Баха – 3-х голосны!) Прием задержания – признак индивидуальной, а не коллективной музыки! По ладовому ритму можно определить метр. Необходимо использовать сознательные пальцы! µ - исполняются с акцентом на 1-й звук, с женским (безударным) окончанием. U ( фермата) – в хорале это не остановка, а окончание стиха (versus) (верзус).
В прелюдиях из I т. ХТК: es-moll – соединение разных голосов cis-moll – выделение голоса на фоне других e-moll – голос с сопровождением. Alla dirita - (по дорожке) ходя по 2 (секундам). Di salto – скачки In venze – введение Invenzio - вводить Ассоциативные образы к прелюдиям и фугам ХТК, вызванные стихами Евангелия: От Матфея: A-dur ХТК I т.– гл. 2 стихи (1-12) E-dur ХТК I т.– гл. 2 (13-15) a-moll ХТК I т.– гл. 3 cis-moll ХТК I т.– гл. 4 (1-11) От Луки: C-dur ХТК I т.– гл. 1 (26-38) g-moll ХТК I т.– гл. 1 (39-56) B-dur ХТК I т.– гл. 2 (1-20) B-dur ХТК II т.- гл. 2 (22-39) a-moll ХТК I т.- гл. 3 (1-22) cis-moll ХТК II т.- гл. 4 (1-13)
Символика у Баха 1) Хроматический ход – символ «печали во грехе» а) нисходящий хроматизм – печали без надежды на искупление б) восходящий хроматизм – с надеждой на искупление 2) Символы с ум.5 а) ¯ в пределах ум.5 – искупление греха через крестные муки
б) в пределах ум.5 – свершившееся искупление
2) Символы с ум.4 а) восходящий хроматизм – символ искупления греха б) - символ ожидания крестной муки в) - символ уже свершившейся крестной муки (обращение предыдущего символа в ракоходе) г) - символ страстей † (лежачего креста) (эта тема встречается в «Страстях» на слове «крест»: догадка:
3) Нисходящая 7 и 9 – символ страсти или усталости от жизни, старости а) восходящая 7 и 9 – символ опыта, мудрости 4) Хоральность – символ объединения 5) Символы с ч.5 – символ пустоты, пустыни а) скачок на ч.5 – символ шагания, искания (В живописи – негр с открытым ртом – признак невежества)
6) Гаммы а) простые - - стремление в новое, воскресение б) расходящиеся – символ распространения идеи (для Баха) 7) Движение в пределах ч.4 а) по ступеням с окончанием на сильной доле – символ поспешного (моторного) устремления б) - если есть цезуры на паузах – это выражает ускоренное дыхание, торопливость в) - активное движение к цели
8) Несопряжённая интонация – символ устремления, активности движения: - конец Т фуги A-dur ХТК I т.
9) ч.4 – символ бодрости: ¯ ч.4 – символ отчаянья 10) Нижний вспомогательный звук – символ требования или ожидания: 11) Восходящее последование из 3-х звуков в пределах терции – символ восхождения, воскресения: а) если троекратно повторенный каждый раз на секунду - символ воскресения на 3-й день (по Писанию): б) ¯ последование (в обратном порядке) – символ смерти:
12) Медленное восхождение и скачок на ч.5 – символ ожидания: 13) U перед паузой – признак патетичности у Баха. 14) Нисхождение с предъёмом – символ ожидания: 15) Восходящий 46 – символ жертвенности: Нисходящий 46 – свершившейся жертвы:
16) - символ «Amen» (Да свершится)!
17) - символ следования ( 12 e –суть 12 Апостолов). 18) - символ следования (6 q – суть 6 волхвов). 19) - символ убеждённости.
20) Т 12-ти Апостолов у Баха - - Т фуги H-dur ХТК II т.
21) и ¯ секстаккорды – символ неминуемого свершения (см. начало прелюдии fis-moll ХТК II т.). 22) Октавные скачки – символ бичевания:
23) Пунктирная интонация: - символ скорби. 24) Удвоения в дециму (10) или септиму (7) – признак патетичности у Баха.
25) - изображение радостного спокойствия. - символ радостного возбуждения. 26) б.6 – символ печали м.6 – символ радости 27) - (П. из фуги Fis-dur ХТК I т.) – торопливый шаг, радостное приближение. 28) житейское море:
29) Образ змея-искусителя – (см. Т G-dur ХТК II т.) 30) Звуки трезвучия 35 – символ прибытия. 31) Большое трезвучие 35 (отличается от мажорного) – символ безразличия. 32) Тирата (быстрое, активное движение с окончанием на сильной доле) – символ мужественности. 33) Символ удаления, отдаления – см. окончание фуги B-dur ХТК I т. 34) trµ -символ переливчатости, воды, птиц. 35) - (смешанные x-е с y-ми) – символ покачивания, мерности движения. 36) Модуляция в тонику – не стояние на месте. 37) Дробление сильной доли – символ бодрствования. 38) Падение на терцию ¯3 – символ печали. 39) Задержания – символ страдания. 40) ч.5 – символ кротости. (материалы предоставлены Жигарёвым С.И.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|