Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По поводу смыслового значения прелюдии у Баха.

В прелюдии запечатлевается процесс индивидуального переживания (в фугах – общественного).

Бах названию «прелюд» придавал особое значение. Клавир – инструмент, у которого ручная клавиатура. Фуги обычно предваряются прелюдией, токкатой, фантазией или увертюрой. Очевидно, что 2-х частный цикл был характерен для этой эпохи, завершивший XVII столетие духовной жизни. Этот цикл особенно выявился у германцев, которые способны размышлять.

В хоральной прелюдии 2-х частность соединена в 1-й части, также, как в сонатной схеме (экспозиция).

Почти в каждой прелюдии Баха мы найдём речитатив – выражение индивидуального.

Ария – вокальное произведение, выражение драматического содержания. Она в опере вводится тогда, когда подчёркивается драматический момент. В 1-й период оперы было что-то среднее между речитативом и пением, затем уже развилась ария.

Ария давала синтез переживаний, а

речитатив – подробный анализ переживания.

Ариозо – промежуточный способ выражения: не отказывается и от анализа и от синтеза в виде закруглённой мелодической фразы. Ариозо – повышенного рода речитатив. В начале возникновения «drama por muzica» (оперы) очень много и часто пользовались ариозо («Плач Ариадны» Пери).

Ария – запечатление соотношений в драматической ситуации,

Ариозо – личное запечатление.

 

В истории музыки «любимые произведения» композиторов представляют собой редко встречающее выявление лада, ладового ритма.

Бах в конце жизни потерял яркую символику интонаций, но он стал заметно вводить понижение лада – как бы жизнь шла к концу. У него проступает напевность, не свойственная более ранним периодам творчества.

«Символ Страстей» - это условность. Важно догадаться, что он обозначает!

У Баха не было чувства безразличия: однажды его приятель играл ему свои сочинения и, бросив игру на неустойчивом созвучии, отошёл к столу. Бах не мог этого вынести и через мгновение соскочил со стула и разрешил неустойчивость, после чего пришёл в благодушное настроение.

 

Вопросы исполнения

У Баха если сопоставляются 2 настроения, то они переплетаются (например в прелюдии C-dur ХТК II т.). Нельзя «куражиться» в тех местах, где проходит символ печали в других голосах. Это примитивное мышление дикаря, когда после одного «доброго» текста идёт сейчас же «злой».

У Баха же, культурного европейца, символы проходят одновременно в разных голосах.

(Большинство «радостных» фуг Баха – 3-х голосны!)

Прием задержания – признак индивидуальной, а не коллективной музыки! По ладовому ритму можно определить метр.

Необходимо использовать сознательные пальцы!

µ - исполняются с акцентом на 1-й звук, с женским (безударным) окончанием.

U ( фермата) – в хорале это не остановка, а окончание стиха (versus) (верзус).

 

В прелюдиях из I т. ХТК: es-moll – соединение разных голосов

cis-moll – выделение голоса на фоне других

e-moll – голос с сопровождением.

Alla dirita - (по дорожке) ходя по 2 (секундам).

Di salto – скачки

In venze – введение

Invenzio - вводить

Ассоциативные образы к прелюдиям и фугам ХТК, вызванные стихами Евангелия:

От Матфея:

A-dur ХТК I т.– гл. 2 стихи (1-12)

E-dur ХТК I т.– гл. 2 (13-15)

a-moll ХТК I т.– гл. 3

cis-moll ХТК I т.– гл. 4 (1-11)

От Луки:

C-dur ХТК I т.– гл. 1 (26-38)

g-moll ХТК I т.– гл. 1 (39-56)

B-dur ХТК I т.– гл. 2 (1-20)

B-dur ХТК II т.- гл. 2 (22-39)

a-moll ХТК I т.- гл. 3 (1-22)

cis-moll ХТК II т.- гл. 4 (1-13)

 

Символика у Баха

1) Хроматический ход – символ «печали во грехе»

а) нисходящий хроматизм – печали без надежды на искупление

б) восходящий хроматизм – с надеждой на искупление

2) Символы с ум.5

а) ¯ в пределах ум.5 – искупление греха через крестные муки

б) ­ в пределах ум.5 – свершившееся искупление

 

2) Символы с ум.4

а) восходящий хроматизм – символ искупления греха

б) - символ ожидания крестной муки

в) - символ уже свершившейся крестной муки (обращение предыдущего символа в ракоходе)

г) - символ страстей (лежачего креста)

(эта тема встречается в «Страстях» на слове «крест»:

догадка:

 

3) Нисходящая 7 и 9 – символ страсти или усталости от жизни, старости

а) восходящая 7 и 9 – символ опыта, мудрости

4) Хоральность – символ объединения

5) Символы с ч.5 символ пустоты, пустыни

а) скачок на ч.5 – символ шагания, искания

(В живописи – негр с открытым ртом – признак невежества)

 

6) Гаммы

а) простые - ­ - стремление в новое, воскресение

б) расходящиеся – символ распространения идеи (для Баха)

7) Движение в пределах ч.4

а) ­ по ступеням с окончанием на сильной доле – символ поспешного (моторного) устремления

б) - если есть цезуры на паузах – это выражает ускоренное дыхание, торопливость

в) - активное движение к цели

 

8) Несопряжённая интонация – символ устремления, активности движения: - конец Т фуги A-dur ХТК I т.

 

9) ­ ч.4 символ бодрости:

¯ ч.4 – символ отчаянья

10) Нижний вспомогательный звук – символ требования или ожидания:

11) Восходящее последование из 3-х звуков в пределах терции – символ восхождения, воскресения:

а) если троекратно повторенный каждый раз на секунду ­ - символ воскресения на 3-й день (по Писанию):

б) ¯ последование (в обратном порядке) – символ смерти:

 

12) Медленное восхождение и скачок на ч.5 – символ ожидания:

13) U перед паузой – признак патетичности у Баха.

14) Нисхождение с предъёмом – символ ожидания:

15) Восходящий 46 – символ жертвенности:

Нисходящий 46 – свершившейся жертвы:

 

16) - символ «Amen» (Да свершится)!

 

17) - символ следования ( 12 e –суть 12 Апостолов).

18) - символ следования (6 q – суть 6 волхвов).

19) - символ убеждённости.

 

20) Т 12-ти Апостолов у Баха - - Т фуги H-dur ХТК II т.

 

21) ­ и ¯ секстаккорды – символ неминуемого свершения (см. начало прелюдии fis-moll ХТК II т.).

22) Октавные скачки – символ бичевания:

 

23) Пунктирная интонация: - символ скорби.

24) Удвоения в дециму (10) или септиму (7) – признак патетичности у Баха.

25) - изображение радостного спокойствия.

- символ радостного возбуждения.

26) ­ б.6 – символ печали

­ м.6 – символ радости

27) - (П. из фуги Fis-dur ХТК I т.) – торопливый шаг, радостное приближение.

28) житейское море:

 

29) Образ змея-искусителя – (см. Т G-dur ХТК II т.)

30) Звуки трезвучия 35 – символ прибытия.

31) Большое трезвучие 35 (отличается от мажорного) – символ безразличия.

32) Тирата (быстрое, активное движение с окончанием на сильной доле) – символ мужественности.

33) Символ удаления, отдаления – см. окончание фуги B-dur ХТК I т.

34) trµ -символ переливчатости, воды, птиц.

35) - (смешанные x-е с y-ми) – символ покачивания, мерности движения.

36) Модуляция в тонику – не стояние на месте.

37) Дробление сильной доли – символ бодрствования.

38) Падение на терцию ¯3 – символ печали.

39) Задержания – символ страдания.

40) ч.5 – символ кротости.

(материалы предоставлены Жигарёвым С.И.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...