Художественное время и пространство.Понятие хронотопа.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Жанры Фольклора: Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Леге́нда (от ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого. Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию. Роды худ. лит.: Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. В Лирике - стихотворение, романс, послание, элегия. Драма — литературный (драматический) жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
7.Искусство - форма духовного творчества человека, форма общественного сознания. - специальный род эстетического освоения мира, выражение внутренней сущности человека в его целоствности, совмещает рациональное и эмоциональное начало. Законы искусства: • целостность • условность • внутренняя адресованность • индивидуализация • генерализация Цель искусства -сохранение и передача ценностей другим поколениям. Виды искусства: • статические (живопись, архитектура) • динамические (танец, музыка) • синтетические (балет)
8.Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (сочетание разнообразных воззрений). Изучение явлений синкретизма чрезвычайно важно для разрешения вопросов происхождения и исторического развития искусств.(например, в период своего зарождения поэзия не только не была дифференцирована по родам (лирика, эпос, драма), но и сама вообще представляла далеко не основной элемент более сложного синкретического целого: ведущую роль в этом синкретическом искусстве играла пляска — «ритмованные орхестические движения в сопровождении песни-музыки». Текст песен первоначально импровизировался. Эти синкретические действия значимы были не столько смыслом, сколько ритмом: порой пели и без слов, а ритм отбивался на барабане, нередко слова коверкались и искажались в угоду ритму). Возможности всех психических процессов и переживаний певобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. Памятники искусства появились позднее орудий труда почти на миллион лет. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые "венеры" по-видимому, связанные с культуом матери-прародительницы. Женские статуэтки были разными по стилю. Одновременно с ними появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, оленя, лошади. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Натуральное творчество включало обрядовые действия с тушей убитого зверя, позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Тотеми́зм — некогда почти универсальная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема.Тотемизм как явление возник вместе с зарождение первобытных представлений человека о природе, ее силах, вместе с зарождением первобытных религиозных верований. Ма́гия — одна из древнейших форм религиозности (наряду с анимизмом, тотемизмом, фетишизмом).
9. Худ. лит. - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. Художественная литература – один из видов искусства, искусство слова. Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности. Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную условности – в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости художественного вымысла и его осознанности. Особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности – художественный образ. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.
Объект - весь мир. Субъект - человек
10. Социология литературы - изучает связь общества и литературы. Так как субъект изучения литературы - человек, то и соц. лит. рассматривает понятие личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Гражданственность -тип тенденциозности, отличающийся от партийности тем, что художник связывает свою творческую деятельность не с интересами той или иной группы, части общества, но с интересами всего общества и/или государства в целом, так как он эти интересы, разумеется, понимает.
Народность - означает отражение искусством жизни, творчества (а также, согласно некоторым концепциям, «коренных интересов») народа.отношение литературы к народу, проявляющееся в различных аспектах. Во-первых, народность – это мера взаимопроникновения литературы и фольклора. Литература заимствует из народных произведений сюжеты, образы и мотивы (напр., сказки А. С. Пушкина, использующие материал русских народных сказок). Иногда случается и наоборот – песни на стихи рус. поэтов становятся народными (напр., песня «Коробейники», в основе которой отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Во-вторых, народность – это мера проникновения автора в народное сознание, адекватность изображения им представителей народа. 11. Худ. образ -обобщение, выраженное в конкретике. - эстетические представления людей. Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.
Художественное время и пространство.Понятие хронотопа.
Художественное время и художественное пространство, это характер художественного образа, которые обеспечивает целостное восприятие художественной действительности и организует композиционное произведение. Художественное пространство представляет собой модель мира данного автора на языке его пространства представлений. Зачастую в худ.произв. на I план выдвигается либо та, либо иная категория. Через организацию пространства автор может выражать различные идеи в своем произведении.(Например, изображение Петербурга). Организация времени в произв. тоже напрямую определяет авторский замысел (н-р, Пушкин «Евгений Онегин»). Характерные особенности художественного времени и пространства - дискретность. Литература не воспринимает весь поток времени, а лишь определенные существенные моменты. Дискретность пространства обычно не описывается подробно, а обозначается с помощью отдельных деталей. В лирике пространство может быть иносказательным. Для лирики характерно наложение разных временных планов настоящем, прошедшем, будущем и тд. Худ время и пространство символично. Основные пространственные символы: дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого пространства), порог, окно, дверь (граница). В современной литературе: вокзал, аэропорт (места решающих встреч). Художественное пространство может быть: точечным, объемным. Художественное пространство романов Достоевского – это сценическая площадка. Время в его романах движется очень быстро а у Чехова время остановилось. Известный физиолог Томский объединяет два греческих слова: хронос – время, топос – место. Термин был введен Бахтиным для обозн. Единства категорий пространства и времени в худ. Тексте. Категории пространства и времени явл.универсальными категориями человеческого существования. Их взаимодействие определяет сущность нашего существования.
13. ВЫМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - процесс и результат творческой деятельности воображения художника. Возникает на основе обощения художником фактов действительности, а также его личного и социального опыта и воплощения в произведении искус- ства. Вымысел-способ выражения в художественной форме того, что писатель увидел в жизни. Худ. образ -обобщение, выраженное в конкретике. - эстетические представления людей. Прототи́п — прообраз, образец, оригинал.Прототип персонажа (литература, искусство, кинематограф) — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Автобиографизм -Отражение в литературном произведении событий из жизни автора, близости в каком-л. отношении автору героя произведения.
14.Содержание и форма — это издавна установленные философским мышлением понятия, с помощью которых не только в произведениях искусства, но и во всех явлениях жизни различаются две стороны их существования: в самом общем значении — это их деятельность и их строение.Содержание произведения относится к сфере духовной жизни и деятельности людей, форма же произведения — это материальное явление: непосредственно — это словесный строй произведения — художественная речь, которая произносится вслух или «про себя». Содержание и форма литературного произведения представляет собой единство противоположностей. Компоненты формы: • структура • содержание 15.Типизация -в литературе и искусстве - воплощение типического. Худ. образ -обобщение, выраженное в конкретике. - эстетические представления людей. Характер литературный, образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступки, мысли, переживания, речевая деятельность), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Художественный Характер (литератур.) являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого; объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни, послужившая прообразом для литературного Характер (литератур.)) и субъективного (осмысление и оценка прообраза автором). В результате Характер (литератур.) в искусстве предстаёт «новой реальностью», художественно «сотворённой» личностью, которая, отображая реальный человеческий тип, идеологически проясняет его. Именно концептуальность литературного образа человека отличает понятие Характер (литератур.) в литературоведении от значений этого термина в психологии, философии, социологии. Представление о Характер (литератур.) литературного героя создаётся посредством внешних и внутренних «жестов» (в т. ч. речи) персонажа, его внешности, авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета. Соотношение в пределах произведения Характер (литератур.) и обстоятельств, являющихся художественным воспроизведением социально-исторической, духовно-культурной и природной среды, составляет художественную ситуацию. Противоречия между человеком и обществом, между человеком и природой, его «земной участью», а также внутреннего противоречия человеческих Характер (литератур.) воплощаются в конфликтах художественных. Тип -Вообще говоря, под типичным обычно разумеют такое явление, которое заключает в себе те или иные существенные видовые черты и в силу этого служит выразителем ряда явлений. 16. Сюжет - система событий в лит. произведении. которая позволяет раскрыть характер персоонажей и развязать клубок конфликтов и противоречий. Сюжет произведения — одно из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. Сюжет во всём его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру Сюжет, его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать Сюжет в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее — конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В, и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.сюжет образуется характерами и организуемой их взаимодействиями авторской мыслью. связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - история роста и организация того или иного характера, типа. Сюжет здесь выступает как центральный элемент композиции с ее завязкой, с кульминацией, развязкой. Мотивирована вся эта композиция логикой характеров с их предысторией (пролог произведения) и завершением (эпилог). Только таким образом, установив подлинные внутренние связи между сюжетом и характером, можно определить эстетическое качество текста и степень ее художественной правдивости. Для этого следует внимательно всмотреться в логику авторской мысли.
17. Композиция – соединение всех элементов, частей художественного произведения, компонентов сюжета и внесюжетных элементов в одно целое. • пролог - вводная часть,пояснение подробностей, связанных с первоонажами. • экспозиция - начальная часть, мелочи об героях, отношениях, времени, месте. • завязка - начало действия. • нарастание действия - развитие действия. (узнавание - неизвестное становится явным, перепетии - резкий поворот событий, тупик - безвыходная ситуация) • кульминация - высшая точка развития действия. • развязка - разрешение конфликта. • эпилог - заключительная часть, дальнейшая судьба. • послесловие - дополнение, вывод. Архитектоника — внешнее построение произведение как единого целого, деление его на части, главы, разделы, на строфы в лирик, в драматургии на акты.
18. внесюжетные элементы не связаны с сюжетом, с развитием конфликта. • описание - изображение предмета помогает яснее представить читателю образ. • отступления - авторские включения,его мысли. • лирические вступления - может объяснять причина,почему написал. • лирические вставки • вставные эпизоды • введение • послесловие
19. Конфликт - сталкновение, борьба, на которой строятся действия, противоречие во взглядах, в чувствах (внешнеий, внутренний, соц.-бытовой, психологический). Конфликт разрешается в форме интриги или коллизии (интрига-личный характер, коллизия-общественный характер). Он двигает сюжет.
20. Свойства художественной речи: • образность • иносказательность • эмоциональность • авторская оригинальность
21. Синонимы -слова, близкие по значению. (идеографические:по смыслу, лошадь-конь - и стилистические.) Антонимы - слова, противоположные по значению. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию. (белки) Помогают образней,ярче описать, разнообразие.
22. Варваризмы - иностранные, заимствованные слова. вульгаризмы - грубые слова и выражение, не принятые в речи. макаронизмы - смешение слов и словосочетаний различных языков в тексте. (юмористические).варваризм с юмористической окраской.
23. Диалектизмы - распространённые в определённой местности. Жаргонизмы - социальный диалект, диалект открытой группы людей (студенческий) Профессионализм - слова и выражения.приемущественно относящиеся к определённому роду деятельности.
24. Архаизмы - устаревшие слова, но вот явления остались, просто заменены синонимом. (глаза-очи) историзмы - устаревшие слова и понятия. (бояре на Руси) неологизмы - вновь образованные слова либо придуманные автором.
25. Тропы -слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Худложественная функция тропов - для более образного выражения мыслей, раскрытия характеров персонажей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|