Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образно-эстетические возможности




26. сравнение -сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного образа(лёгкий, как пёрышко).

Эпитет - образное определение предмета, выраженное приемущественно прилагательным (деревянная походка).

Роль - усиление образности, яркое выражение мыслей автора.

 

27. Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их внешнего сходства (и золотеющая осень листвою плачет на песок).

• простые - односоставные

• развёрнутые - из нескольких фраз

 

28. Метонимия - перенос свойст одного предмета на другой по принципу смежности.

• упоминание автора вместо его произведений, или наоборот (читал Пушкина)

• указание на признак предмета вместо его самого (серые шлемы с красной звездой белой араве крикнули - стой!)

• перенос названия с сосуда на содержимое или объём (выпей стакан)

• с маретиала на изделие (погреб набит золотом)

Синекдоха - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения одного явления на другое по принципу количественных отношений между ними (всё спит: и человек, и зверь, и птица)

 

29. Перифраза - описательный оборот,употребляющийся вместо какого-либо слова (автор "Тихого Дона")

Оксюморон - сочетание несочетаемого (живой труп)

Эвфемизм - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений (беременна-в положении).

Гипербола - приувеличение (я, сидя, темечком задеваю облака)

Литота - приуменьшение (мальчик с пальчик)

 

30. фигуры - стилистические обороты, входящие за рамки практически необходимых норм.

Цель - художественная вырахительность.

градация - последовательное нагнетание, ослабление сравнений (ни позвать, ни позвонить)

параллелизм - подчёркивает связь элементов, которая состоит в том, что они располагаются параллельно.

эллипс - пропуск во фразе какого-либо слова, легкоподразумевающегося. (не тут-то....(было))

асиндетон - бессосюзная связь однородных членов простого рпедложения

полисиндетон - увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них (и уходил, и громыхал, и пыхтел...)

анафора - повторение сродных звуков, слов в начале смежных стихов (Земля! От влаги снеговой...Земля! Она бежит, бежит...)

эпифора - повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания (милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня!)

умолчание - начатая речь прерывается в расчёте на догаду читателя, который должен мысленно закончить её. (Но слушай,если я должна тебе...кинжалом я владею.....Пушкин)

антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия (я царь - я раб).

риторический вопрос - предложение, вопросительное, передающее, подобно повествовательному, сообщение о чём-либо (Разве я не знаю эту ложь, которою он весь пропитан?)

риторическое обращение - подчёркнутое обращение к кому-либо или к чему-либо. (кто бы ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет).

 

Проза и стих.

Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза). Первоначально стихотворная форма решительно преобладала как в ритуальных и сакральных, так и в художественных текстах. Ритмически упорядоченные высказывания, отмечает М.Л. Гаспаров, ощущались и мыслились как повышенно значимые и «более других способствующие сплочению общества»: «Из-за своей повышенной значимости они подлежат частому и точному повторению. Это заставляет придать им форму, удобную для запоминания.

Удобнее запоминается то, что может пересказываться не всякими словами и словосочетаниями, а лишь особенным образом отобранными». Способность стихотворной (поэтической) речи жить в нашей памяти составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры.В эпоху античности словесное искусство проделало путь от мифологической и боговдохновенной поэзии. Ю.Н. Тынянов, введя понятие «единство и теснота стихового ряда», показал, что стих является <...> как бы «сверхсловом» с трансформированным, обновленным и обогащенным смыслом: «Слова оказываются внутри стиховых рядов <...> в более сильных и близких соотношении и связи», что ощутимо активизирует семантическое (эмоционально-смысловое) начало речи. М.Л. Гаспаров, один из самых авторитетных современных стиховедов, утверждает, что стихотворные размеры не являются семантически тождественными, что ряду метрических форм присущ определенный «семантический ореол»: «Чем реже размер, тем выразительнее напоминает он о прецедентах своего употребления: семантическая насыщенность русского гекзаметра или имитаций былинного стиха велика <...> четырехстопного ямба (наиболее распространенного в отечественной поэзии.–В.Х.)–ничтожна.

В широком диапазоне между этими двумя крайностями располагаются практически все размеры с их разновидностями». Но и у художественной прозы есть свои уникальные и неоспоримо ценные свойства, которыми стихотворная словесность обладает в гораздо меньшей мере. При обращении к прозе, как показал М.М. Бахтин, перед автором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозаической художественности (наиболее полно проявившейся в романе) важна, по Бахтину, «диалогическая ориентация слова среди чужих слов», в то время как поэзия к разноречию, как правило, не склонна и в большей степени монологична: «Идея множественности языковых миров, равно осмысленных и выразительных, органически недоступна поэтическому стилю».Соотношение различных систем стихосложения, сближающие их тонические факторы, преемственность и развитие стиха прослеживаются В.М. Жирмунским.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...