Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные системы стихосложения.




Существующие системы стихосложения распадаются на две большие группы: количественное и качественное. Эти две группы различаются по тому принципу соизмеримости, по которому соотносятся их единицы. Количественное стихосложение в основу соизмеримости кладет количество времени, нужное для произнесения первичной ритмической единицы – слога. В этом отношении оно напоминает музыкальный строй. Его можно назвать музыкаьно-речевым стихосложением, поскольку в основе его ритма лежат и речевые, и музыкальные элементы. К музыкально-речевому стихосложению относятся античное (метрическое) стихосложение, русское народное стихосложение, восточный аруз. Наряду с этим существует качественное стихосложение, в котором музыкальное начало отсутствует, слоги в нем соотносятся не по длительности их произнесения, а по своему качеству, т.е по ударности и безударности.

Следует заметить, что у нас весьма распространен термин «музыкальность стиха» и в применении к качественному стихосложению, но в этом случае он не несет в себе точного содержания (т.е. указания на длительность слога), а является своеобразной метафорой, обозначающей благозвучие и выразительность данного стихотворения. К качественному стихосложению относятся три основных вида: стихотворение силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. Тоническая (основана на одинаковом кол-ве ударных в каждой стихотворной строке. При этом кол-во безударных слогов может быть произвольным. В систему входят несколько поэтических размеров - дольник, тактовик, акцентный стих), силлабическая (длина стиха опред. к-вом слогов;стихи наз4-, 5-, 6-сложными и т.д. Силаб.

Разницу между длинными строками уловить нельзя, появляется цезура – обязат. словораздел, члнящий стих на короткие, легко ощутимые полустишия)

 

33. силлабо-тоническая - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов. Итак, в силлабо-тоническом стихосложении без отступлений существует по большому счету 14 видов стихотворных стоп и, соответственно, размеров. А теперь рассмотрим вот такой хорей:

 

Вот и всё, не обессудьте,

/ - / - - - / -

В гости не зову.

/ - - - /

Будет время - нарисуйте,

/ - / - - - / -

Как я там живу.

/ - / - /

(Хатуль)

 

Второй двусложный размер именуется ямбом.

Я все награды роздал,

- / - / - / -

Я все чины раздал.

 

АмфибрАхий

Прости, что не видел

- / - - / -

Я месяца серп золотой на твоих волосах,

- / - - / - - / - - / - - /

Прости, что не верил

- / - - / -

Я в храм ослепительной веры в твоих небесах.

 

34. Система сложения древнегреческого, позже - древнеримского стиха, основанная на чередовании долгих и кратких слогов. Относится к системам количественного стихосложения.

Краткий слог состоит из краткого гласного или согласного и краткого гласного, составляет по длительности одну долю (мору), обозначается U

Долгий слог состоит из долгого гласного или гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается -.

В античной системе стихосложения стопы разделялись в зависимости от количества и длительности слогов. (3, 4, 5, 6, 7, 8 - дольные).Из этих стоп составлялись античные стихотворные размеры. Сильная часть стопы с ритмическим ударением называется тезисом, слабая часть — арсисом. Словесные ударения в античном стихе располагаются свободно на любой доле стопы, вследствие чего структура античного стиха с ритмической инверсией существенно отличается от константных ритмов западноевропейского и русского классического стиха. Античные стихи нужно скандировать, соблюдая долготу слогов и интонационно выделяя ударные слоги в словах, часто не совпадающие с сильными по положению долями стопы. Группа слов объединяется в метрический член или колон (стихотворная строка); группа членов, являющихся законченным ритмическим целым, называется периодом. Из периодов («ката стихон») или из разномерных членов и периодов, объединенных в одно целое, строилось античное стихотворение. Такое построение у греков называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из одной такой системы (в монодической лирике) или из нескольких систем (хоровая лирика и драматическая поэзия). Помимо стихов, построенных на повторении определенной стопы, в А. м. существуют смешанные размеры, составленные из разных стоп; они называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и др. А. м. оказала огромное влияние на формирование европейского стиха. Существующие в европейской поэтике названия стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из А. м. Однако европейские (в их числе и русские) ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не соответствуют античным: 1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2) акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях обязательно совпадает с сильными долями стопы (тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на слабых долях стопы (арсисах).

 

35. Стопа — повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке.

Стопа — повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. Стопа (в стихосложении) является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест; такое чередование лежит в основе метрического (квантитативного) и силлабо-тонического стихосложения; в них и употребляется понятие Стопа (в стихосложении) При этом в метрическом стихосложении Стопа (в стихосложении) в стихе, как правило, равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (так, Стопа (в стихосложении) гекзаметра может иметь вид — È È или ——), а в силлабо-тоническом стихосложении равны по числу слогов, но могут быть не одинаковы по числу и расположению ударений (так, Стопа (в стихосложении) ямба может иметь вид, или — —). Т. о., понятие Стопа (в стихосложении) в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении по сути дела имеет различное содержание.

Наиболее распространенные стопы:

Хорей: —U → ÚU

Ямб: U— → UÚ

Дактиль: —UU → ÚUU

Амфибрахий: U—U → UÚU

Анапест: UU— → UUÚ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...