Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и функции государственного бюджета




Оглавление

 

Введение

. Сущность и проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг РФ

Понятие и функции государственного бюджета

Проблемы сбалансированности государственного бюджета, понятие бюджетного дефицита

Государственный долг

. Структура и динамика внешнего государственного долга РФ

Анализ и оценка дефицитного бюджета РФ в 2013 г

. Пути решения проблемы государственного долга и бюджетного дефицита

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

В ходе написания данной работы были рассмотрены основные проблемы дефицита бюджета и государственного долга, а также теоретические аспекты и практическое их проявление в настоящее время в экономике Российской Федерации.

Актуальность темы состоит в том, что государственный бюджет - это один из важнейших инструментов воздействия на развитие экономики страны в целом и социальной сферы в частности.

Функционирование государственного бюджета осуществляется за счет экономических форм, а именно доходов и расходов, которые выражают последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта.

Доходы являются финансовой базой деятельности государства, а расходы, в свою очередь, служат удовлетворению общегосударственных потребностей.

Цель данной работы - это исследование различных теоретических аспектов заданной темы с последовательным анализом особенностей бюджетной системы в РФ и выявлением основных проблем, которые связаны с наличием в стране дефицита бюджета и государственного долга, кроме того, цель работы состоит и в исследовании путей решения данной проблемы.

Для реализации поставленной цели было обязательно решение следующих задач:

·   раскрытие понятия, сущности дефицита бюджета и государственного долга;

·   изучение возможных последствий данной проблемы;

·   рассмотрение общего состояния государственного долга и дефицита бюджета;

·   определение структуры и динамики государственного долга РФ;

·   изучение способов преодоления данной проблемы.

Объект исследования в данной работе - это государственный бюджет РФ.

Предмет исследования - это проблемы роста государственного долга и причины наличия дефицита бюджета.

 


 

Сущность и проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг РФ

Понятие и функции государственного бюджета

 

Бюджет - это особая система общественных отношений, которая возникла исторически и действующая там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

На начальных стадиях общественного развития государство имело возможность весомую часть государственных затрат на строительство дорог, дворцов, и других сооружений покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств и использования рабского труда. Войны играли важную роль в пополнении казны государства. В те времена принудительные сборы с граждан государство осуществляло лишь в исключительных случаях.

Во времена феодализма потребность правителей сначала удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, однако с ростом расходов устанавливались обязательные подати с подданных. Монархи имели возможность беспорядочно расходовать основную часть собранных средств в личных интересах.

В связи с ростом производительных сил, разделением общественного труда, зарождением городов, центров ремесел, расширением товарообмена начинают формироваться товарно-денежные отношения. В таких условиях появилась возможность покрытия всевозрастающих расходов государства за счет денежных налогов, таможенных и других сборов товаропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы стали направляться уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержание определенных слоев общества и, кроме того, на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения.

Для обоснования потребности в ресурсах, их конкретное направление, для пояснения возможности финансового обеспечения расходов государства, начинают составление определенных смет общих затрат и получаемых доходов.

В России впервые сведения об общей смете расходов и доходов государства появились в 1654 году. Тем не менее, разработка такого достаточно важного документа осуществлялась нерегулярно. Только во времена Петра I создается коллегия для ведения финансовых дел. Но ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 года, вследствие образования Министерства финансов [7].

На содержание бюджета могут повлиять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам стоит отнести следующие:

·   характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, оказывающих решающее воздействие на сущность бюджета;

·   природные, экономические и социальные особенности страны;

·   традиции страны;

·   специфика развития страны на определенном историческом этапе. Кроме того, государственный бюджет каждой страны имеет свои национальные особенности.

Государство может использовать бюджет для регулирования рыночной экономики, начиная применять различные методы в ходе формирования и использования как доходов, так и расходов. К наиболее важным из них стоит отнести: налоги, которые влияют на развитие производства, а также спрос и предложение на конкретные виды товаров или работ и услуг;

·   прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, которые обеспечивают увеличение общественного воспроизводства, и, кроме того, совершенствование структуры этого воспроизводства;

·   субсидирование определенных отраслей производства и отдельных предприятий как способ выравнивания экономических условий их хозяйствования;

·   выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд;

·   создание особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики и поддержка предпринимательства за счет бюджетных средств [11].

Стоит отметить важную роль бюджета и в социальном регулировании, которое осуществляется государством для обеспечения социальных гарантий населения, что достигается в основном за счет перераспределения бюджетной части национального дохода на следующие направления развития социальной защиты населения:

·   развитие социальной сферы в целом;

·   содержание социально-культурных учреждений;

·   оказание помощи определенным категориям населения за счет пенсий и пособий, индексации доходов.

Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы необходимо создать определенные предпосылки и соблюсти основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам, к примеру, стоит отнести:

·   устойчивость денежного обращения в стране;

·   наличие законодательных актов, которые определяют четкие рамки и содержание бюджетного процесса;

·   обязанности права и взаимоотношения его участников;

·   наличие научного аппарата [3].

Однако результативность государственного регулирования при помощи бюджета достигается только при соблюдении трех основополагающих принципов, которые схематично изображены на рис. 1.

 


 

Рис. Принципы государственного регулирования.

 

Стоит отметить некоторые аспекты каждого из принципов:

.   Эффективность экономики подразумевает, что государство при формировании бюджета, определении механизма налогообложения и направлении бюджетных ресурсов должно руководствоваться экономической целесообразностью, а также высокой результативностью затраченных средств.

.   Стабильность экономики возможна в том случае, если государство создает контроль экономического цикла, воздействует при помощи бюджета и кредита на общеэкономические пропорции в распределении валового продукта и создает резервы для предупреждения диспропорций. Стабильность производства обеспечивает налоговая политика, которая стимулирует рост производства, расширение, обновление основных производственных мощностей. Кроме того, важное значение имеет финансовая поддержка, которая направлена на развитие науки, образования, подготовку высококвалифицированных кадров и т.д.

.   Социальная справедливость отражается в справедливом обложении равных доходов субъектов, которые действуют в одинаковых условиях, а также в финансировании образовательной системы, культурно-просветительных и медицинских учреждений, которые гарантируют определенный уровень социальных благ.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что государственный бюджет - это не просто источник финансирования социальных программ, а основа для осуществления фискальной политики через распределение денежных средств между хозяйствующими субъектами, также через налогообложение и целевые налоговые льготы и т.д. [5].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...