Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы сбалансированности государственного бюджета, понятие бюджетного дефицита




 

С определением государством планов относительно своих доходов и расходов, появляется проблема их сбалансирования.

Для возможности финансирования всех расходов, которые прогнозируются в государственном бюджете, необходимо покрытие этих расходов достаточным уровнем доходов. Хотя зачастую уровень расходов превышает уровень прогнозируемых поступлений. Здесь возникает дефицит бюджета [4].

Бюджетный дефицит - это система экономических отношений по вопросам привлечения дополнительных доходов сверх тех, которые имеются в государстве, и их дальнейшее использование, направленное на финансирование расходов, которые не обеспечены, в свою очередь, собственными доходами.

Такие дополнительные доходы могут образовываться, в основном, за счет эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг или осуществления внутренних и внешних займов [2].

Дефицит бюджета подразумевает превышение расходов над доходами и характеризуется его несбалансированностью.

Бюджетный дефицит возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:

·   низкая эффективность производства при низком уровне развития внешнеэкономических связей;

·   ограниченность финансовых возможностей государства в изыскании всевозможных статей доходов;

·   нерациональная структура расходов бюджета;

·   высокий уровень расходов непроизводительного характера;

·   инфляция;

·   неустойчивость денежного обращения;

·   неустойчивость расчетной системы;

·   нерациональная налоговая политика;

·   несовершенная инвестиционно-кредитная политика;

·   сокращение экспорта, которое сопровождается увеличением импорта;

·   снижение жизненного уровня населения.

Стоит различать активный и пассивный дефицит бюджета. Появление излишка расходов над доходами - это активный бюджетный дефицит, который происходит в результате сознательных действий со стороны правительства, т.е. просто наблюдается увеличение расходов и снижение доходов.

Бюджетные дефициты, которые вызваны в результате сокращения государственных доходов как итог спада экономической эффективности, называются пассивными дефицитами.

Бюджетный дефицит не может превышать определенный уровень. Такой дефицит, не превышающий определенный уровень, называется управляемым, и в противном случае, - дефицит неуправляем. Неуправляемый дефицит повлечет за собой эмиссию денег, рост инфляции, увеличит несбалансированность экономики, создаст тяжелые социальные последствия для населения.

Важнейший фактор, который влияет на бюджетный дефицит и определяющий его размер, - это колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. На практике можно наблюдать, как в периоды депрессии, когда ВВП находится на низком уровне, бюджет обычно сводится с дефицитом, однако, во время подъема ВВП отражается положительное бюджетное сальдо. Причина такого изменения - это метаморфозы, которые происходят в обеих частях бюджета: доходной и расходной. Стоит пояснить, что во время спада резко сокращается поступление прямых налогов, к которым относятся, к примеру, подоходный налог, налог на прибыль и т.д., в связи с общим уменьшением базы налогообложения. Одновременно увеличиваются отдельные виды государственных расходов. Зачастую в период спада правительство принимает меры по увеличению расходов по социальной защите населения. Это, в свою очередь, может вызвать рост выплат трансфертов отраслям, которые производят товары и оказывают услуги населению, а также рост пособий по безработице и других видов социальных выплат. Считается, что в условиях динамики экономического развития страны бюджетный дефицит в допустимых значениях не страшен. С большими долгами жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Тем не менее, сумма финансовых ресурсов, которые получены государством в долг, не должна сильно обременять экономику страны, налогоплательщиков и сопровождаться большим ростом расходов по обслуживанию этого долга, а также сокращением социальных программ [4].

Рассматриваются множество факторов, в разной степени влияющих на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда, а именно:

·   увеличение суммы расходов государства на социальное обеспечение и здравоохранение (это наблюдается, к примеру, в странах, где увеличивается доля населения пожилого возраста);

·   увеличение суммы расходов государства, направленных на образование и создание новых рабочих мест (это наблюдается в странах, где растает доля молодого населения, или в странах, где интенсивно проводятся мероприятия по сокращению безработицы);

·   увеличение суммы расходов государства в военное время или в связи с социальными конфликтами;

·   увеличение суммы расходов государства, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

·   увеличение суммы расходов государства, направленные на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

·   сокращение налогов с целью стимулирования экономического развития;

·   уменьшение суммы доходов в результате ухудшения показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Стоит отметить, что большинство из этих факторов, которые вызывают увеличение суммы государственных расходов, даже в перспективе не могут дать отдачу в виде возможных источников погашения задолженности, которая возникла вследствие привлечения заемных средств для финансирования дефицита бюджета. Только некоторые из факторов могут позволить повысить эффективности в отраслях экономики и получить источники для погашения государственного долга. Следует заметить, что на практике бюджетного планирования бюджетный дефицит является обезличенной величиной, которая характеризуется общим размером превышения расходов над доходами, т.е. которая не закреплена за какими-либо расходами.

Однозначного определения, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, которые получены в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, нет. Также невозможно определить, будут ли эти ресурсы направлены в сферу материального производства. Зачастую они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.

Выделяют несколько способов финансирования бюджетного дефицита, а именно:

·   повышение налоговых ставок и введение специальных налогов. Данный способ используют очень редко, т.к. это может привести к снижению деловой активности и, наконец, к сокращению объема производства;

·   внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее долговое финансирование действенно тогда, когда для того, чтобы покрыть дефицит бюджета необходимо осуществить выпуск и продажу государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования или населению данной страны. По данным ценным бумагам выплачивается доход в виде процента. Источник этого процентного дохода - это средства бюджета. В случае, если у правительства нет ресурсов для погашения ранее выпущенного займа, то оно выпускает новый заем. Деньги, которые получены от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, у которых истек срок обращения, т.е. осуществляется рефинансирование [10].

 

Государственный долг

 

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг - это долг государства населению, а также субъектам хозяйствования своей страны. В соответствии с 6 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренним долгом являются возникающие обязательства в рублях.

Внешний государственный долг - это задолженность физическим, юридическим лицам, а также правительствам других стран. В соответствии с 6 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются возникающие обязательства в иностранной валюте.

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, т.е. долговым финансированием. Государственные займы могут выпускаться на различные сроки, в связи с чем, государственный долг может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными считаются краткосрочные долги, т.к. дата их погашения наступит достаточно быстро, хотя проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов считают, что рост внутреннего государственного долга не приведет страну к банкротству, т.к. это, по сути, долг самим себе. Также, государство всегда может профинансировать этот долг за счет повышения налоговых ставок, выпуска денег или рефинансирования [9].

Однако нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, т.к. при определенных условиях долг станет серьезной проблемой для экономики страны.

Необходимо рассмотреть некоторые из самых ярких проблем.

Увеличение внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов и, соответственно, с небольшим количеством сбережений. Покупка государственных ценных бумаг самим населением или хозяйствующими субъектами - это альтернатива инвестированию свободных денежных средств в производство. В связи с этим наращивание выпуска ценных бумаг быстрыми темпами в конечном итоге может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связывается с тем, что государство, продавая свои ценные бумаги, будет конкурировать на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате данной конкуренции ставка ссудного процента увеличивается, что приведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативное последствие роста внутреннего долга - это увеличение суммы процентных выплат по нему. В том случае, когда в экономике происходит стагнация или спад производства, тогда процентные выплаты оказываются неподъемными для страны. В связи с этим следует непрерывно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Когда рост долга происходит медленнее, чем рост объема валового внутреннего продукта, это может означать уменьшение его доли в национальном продукте. А когда темпы роста внутреннего долга быстрее темпа роста валового внутреннего продукта, здесь доля государственного долга в ВВП увеличивается. Для того, чтобы его последствия не стали слишком обременительными для экономики страны, правительству стоит предпринять какие-то меры по управлению государственным долгом.

Внешний долг появляется по двум основным причинам, а именно:

·   в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;

·   путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, для оплаты процентов и погашения долга. Это, в свою очередь, снижает жизненный уровень населения данной страны. Также, при предоставлении займа страна-кредитор, скорее всего, потребует выполнение ряда условий, которые вряд ли окажутся «удобными» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга законодательством устанавливается его лимит. Стоит отметить, что абсолютная сумма долга мало показательна для экономического анализа. В связи с чем оценивается его относительная величина. Используются такие показатели, как доля внешнего долга в ВНП (валовом национальном продукте), отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год.

Так, большой внешний долг может снизить международный авторитет страны и осложняет получение новых иностранных займов. В связи с этим правительству страны необходимо предпринять определенные меры для уменьшения внешнего долга, если он превышает допустимый уровень.

Вопросы перспективы развития государственного долга в РФ находятся в ведении Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных исполнительных органов власти субъекта РФ. Исполнительными органами готовятся проекты федеральных и региональных законов. Затем Федеральное Собрание РФ и законодательный орган субъектов РФ принимают данные законы, а Президент РФ и главы региональных администраций либо их отклоняют, либо подписывают.

Кроме того, Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, напрямую затрагивающие различные аспекты развития государственного долга.

Оперативное управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ и его специальным органом - Министерством финансов РФ (Минфин России), а также ЦБ РФ и Внешэкономбанк. Данными органами определяются важные аспекты, а именно:

·   генеральные условия выпуска отдельных займов;

·   порядок эмиссии и обращения долговых обязательств;

·   время выпуска очередного займа и условия его функционирования.

Кроме того, эти органы осуществляют некоторые важные функции:

·   организация первичного размещения и вторичный рынок государственных ценных бумаг;

·   организация и осуществление выплаты доходов и погашение долговых обязательств;

·   организация и осуществление выдачи государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий;

·   осуществление контрольных действий и других мероприятий по оперативному управлению государственным долгом.

Похожие вопросы в пределах своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. При этом они исходят из норм, которые заложены в федеральном законодательстве.

В России обслуживанием государственного внутреннего долга занимается ЦБ РФ, а внешнего долга - Внешэкономбанк. Данными банками проводится работа на основе специальных соглашений с Минфином России.

Современный внешний долг России состоит из двух частей:

.   Долг бывшего СССР, принятой Россией на себя после распада СССР.

.   Новый долг России, сформированный в основном после 1992 года.

Рост внешнего долга может снизить международный авторитет страны-реципиента и подорвать доверие населения к политике ее правительства. Негативные последствия крупных и хронических бюджетных дефицитов и наличия государственного долга связывают с нарушениями макроэкономической стабильности [6].

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...