Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение по аналогии (къияс).

Благородный Коран.

Пророческая сунна.

Сунна является вторым откровением после Корана. Аллах Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» [31].

А также: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» [32].

Поэтому вторым источником доводов является сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний описал Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается» [33]. Поэтому ученые сказали, что сунна является вторым откровением после Благородного Корана.

Мы обязаны принимать, следовать и действовать в соответствии с тем, что достоверно пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Этим мы отличаемся от нововведенцев, которые отрицают сунну и говорят: ″Мы опираемся только на Коран″. Но общеизвестно, что совершение дел в соответствии с сунной подобно совершению дел в соответствии с Кораном, ибо Аллах Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» [34].

А также: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» [35].

А также: «Последуйте за ним (посланником), дабы вы последовали прямым путем» [36].

А также: «Повинуйтесь Посланнику, - быть может, вы будете помилованы» [37].

Также в Коране некоторые вопросы упомянуты в общем, а сунна разъясняет их более подробно. Аллах Всевышний сказал своему пророку: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» [38]. Сунна крепко связана с Кораном, ибо она разъясняет его. Сунна разъясняет более подробно то, что в Коране упомянуто в общем, и ограничивает общие постановления Корана. И вот так мы понимаем, каково положение сунны по отношению к Корану, и какое место в Исламе она занимает.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег нас от тех людей, которые отворачиваются от сунны, сказав: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь сытого человека, лежащего на своем ложе и говорящего: ″Между нами и вами Книга Аллаха! Что найдете в ней дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным – запретным!″ Но нет! То, что запретил посланник Аллаха подобно тому, что запретил Аллах» [39].

Аллах Всевышний сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость» [40].

А также: « (Пророк) обучает их (верующих) Писанию и мудрости» [41].

Писание – это Коран, а мудрость – это сунна! Без сунны невозможно, ибо она является вторым источником доказательств в Исламе, и с этим согласны все ученые.

Единогласное мнение ученых (иджма’).

А доказательством являются слова Всевышнего: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» [42]

А также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Аллах не объединит мою общину на заблуждении» [43].

Сравнение по аналогии (къияс).

Речь идёт о сравнении двух вещей в шариатском постановлении из-за какой то причины, объединяющий их. К сравнению по аналогии прибегают большинство ученых, хотя захириты[44] и некоторые ханбалиты отвергли такой источник доказательств. Но большинство ученых принимают этот вид извлечения доказательств, и сравнение по аналогии является правильным, если будут соблюдены все условия, упоминаемые в книгах по науке ″Усуль аль-фикх″.

Осталось еще несколько источников шариатских доказательств, например, слова сподвижников, и так далее, но относительно этих источников среди ученых существует серьезное разногласие.

Что же касается разногласий среди ученых относительно сравнения по аналогии, то разногласие здесь слабое. Большинство ученых считают, что сравнение по аналогии является доводом, хотя имам Ахмад сказал: ″К сравнению по аналогии (къияс) прибегают только при крайней необходимости″ [45]. То есть, сравнение по аналогии подобно мертвечине, которую можно есть только при крайней необходимости. Если найдется шариатский текст в Коране или в Сунне, то нет нужды прибегать к сравнению по аналогии (къиясу). Если же относительно какого-то вопроса не найдется текста ни в Коране, ни в Сунне, то прибегают к сравнению по аналогии из-за необходимости в этом.

 

«Следуй в религии за Книгой Аллаха и сунной…» — то есть: бери свою религию из Книги Аллаха и достоверной сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается остальных вещей, то следует внимательно посмотреть. Если какая-то вещь соответствует тому, что в Книге Аллаха и в Сунне, то мы принимаем, если же она противоречит – то и мы отвергаем эту вещь. Ученые этой общины завещали поступать именно так.

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: ″Если моё слово противоречит слову посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то берите слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а мои слова разбейте о стену″.

Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал: «Каждый из нас либо опровергает чье-то мнение, либо его мнение опровергают, кроме обитателя этой могилы», имея в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как имам Малик преподавал в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не опровергаются никогда. Что же касается других людей, то их слова принимаются тогда, когда соответствуют Книге Аллаха и Сунне, а иначе они отвергаются.

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: ″Если пришел хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он безоговорочно принимается. Если пришло сообщение от сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то оно безоговорочно принимается. Если же пришло сообщение от таби’инов, то, ведь, они – люди и мы - люди″. То есть, даже от таби’инов принимается только то, что соответствуют Книге Аллаха и Сунне.

Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Удивляют меня люди, которые узнали хадис и его достоверность, но следуют за мнением Суфьяна (ас-Саури), а ведь Аллах Всевышний сказал: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания" [46] » [47].

Не разрешается брать мнение ученого, какой бы степени в знании он не достиг, кроме как, если его мнение построено на доводе. Если же ученый противоречит доводу, то его слова не принимаются в расчет, ибо ничьи слова не могут стоять выше слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - Слышащий, Знающий» [48].

 

Вероубеждение саляфов относительно Речи Аллаха

Сказал автор стихотворения:

«И говори: ″Не является сотворенной Речь нашего Властелина″.

Таково убеждение богобоязненных, о чём они заявляют во всеуслышание».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Приверженцы сунны не сомневаются в том, что Коран является истинной Речью Аллаха. Аллах Всевышний произнес аяты Корана, а Джибриль слышал их от Аллаха и низвел Коран Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, который и донес Коран до своей общины. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, это - Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке» [49].

«Воистину, это - Ниспослание от Господа миров» — то есть: Аллах Всевышний произнес его, и Коран был ниспослан от Аллаха.

«Верный Дух сошел с ним…» — имеется в виду Джибриль, которому было поручено донести откровение.

«…на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» — это обращение к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

«Оно ниспослано на ясном арабском языке» — то есть, Коран ниспослан на арабском языке, который является самым красноречивым из языков.

 

Аллах Всевышний также сказал: «Это - слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного» [50].

«Это - слова благородного посланца…» — имеется в виду Джибриль, мир ему.

«…обладателя силы (для исполнения повелений) при Владыке Трона» — а Владыка Трона – это Аллах Всевышний.

«…могущественного…» — Аллах Всевышний дал Джибрилю силу, почетное положение и приблизил к Себе.

«…которому там (на небесах) повинуются…» — Джибрилю подчиняются ангелы.

«…доверенного» — то есть, ему доверили донесение откровений от Аллаха Всевышнего.

Таково описание Джибриля, мир ему, которому доверили донесение откровений от Аллаха Всевышнего. Он ничего не добавляет к этому откровению и ничего не убавляет из него. Он всего лишь доносит откровение так, как услышал его от Аллаха Всевышнего.

Далее Аллах Всевышний сказал: «Ваш товарищ (Мухаммад) не является одержимым. Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте» [51].

«Он видел его (Джибриля)… » — то есть, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля, мир ему, в его истинном ангельском облике своими собственными глазами.

 

Аллах Всевышний также сказал: «Он (Мухаммад) также видел его (Джибриля) другое нисхождение» [52].

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его истинном облике второй раз у Лотоса Крайнего предела в Ночь Вознесения[53]. Наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джибриля в его истинном облике два раза: один раз в Мекке, а второй раз у Лотоса Крайнего предела. В остальных же случаях Джибриль приходил к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в облике человека.

В этом указание на крепкую цепочку передатчиков (иснад) Корана: исламская община переняла Коран от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а тот от Джибриля, мир ему, а Джибриль от Аллаха Всевышнего. Коран – это Речь Аллаха!

Но в некоторых местах Аллах приписывает Коран к ангелу: «Это - слова благородного посланца (Джибриля) » [54]. В некоторых местах к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует: «Это - слова благородного посланца (Мухаммада). Это - не слова поэта» [55]. Это всего лишь приписывание Корана к тому, кто его доносил. Джибриль, мир ему, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, всего лишь доносили Речь Аллаха Всевышнего.

Речь приписывается к тому, кто ее произнес изначально, а не к тому, кто её доносит, ибо невозможно приписать одну речь сразу трем. Аллах Всевышний сообщил, что Коран является Его Речью, и приписал Коран к Джибрилю, мир ему, и Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, только по той причине, что они его доносили.

Мусульмане не сомневаются в том, что Коран – Речь Аллаха, которая ниспослана и не является сотворенной. Аллах Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание» [56]. А также: «Писание ниспослано от Аллаха» [57]. А также: «Оно ниспослано от твоего Господа с истиной» [58].

Аллах Всевышний назвал Коран Своей Речью. Аллах Всевышний сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» [59]. А также: «Они хотят изменить Слово Аллаха» [60].

Что же касается аш’аритов, то они говорят: ″Поистине, Коран записан в Хранимой Скрижали, и Джибриль взял его из Хранимой скрижали, а затем низвел к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует″.

Эти слова являются ложными! Поистине, Джибриль не брал Коран из Хранимой Скрижали. Он взял его от Аллаха Всевышнего. Следует знать, что Коран записан в Хранимой Скрижали. Аллах Всевышний сказал: «Это - славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали» [61]. А также: «Воистину, он находится у Нас в Матери Писания (Хранимой скрижали). Он - Возвышенный, Мудрый» [62]. Без сомнения, Коран записан в Хранимой Скрижали. Но Джибриль не брал Коран из Хранимой Скрижали, хотя аш’ариты и говорят об этом. Он взял его от Аллаха Всевышнего. Нам нужно знать это, ибо подобное упоминается в книгах аш’аритов по вероубеждению. Их опроверг шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах, в своей книге ″аль-Джауаб аль-Уадых аль-Мустакъим фи кейфияти нузули-ль-Къуран аль-Карим″, которая уже напечатана. Слова о том, что Джибриль взял Коран из Хранимой Скрижали могут привести к выводу, что Аллах Всевышний сотворил Коран в Хранимой Скрижали, как заявили джахмиты. Поэтому аш’ариты взяли свое убеждение от джахмитов, и это убеждение является ложным.

К атрибутам (сыфатам) Аллаха относится то, что Он говорит. И мы знаем, что также из Его атрибутов то, что Он творит, дарует пропитание, оживляет, умерщвляет, желает, и так далее. Так вот, Аллах Всевышний говорит такой Речью, которая подобает Его величию. Он говорит, когда пожелает, и что пожелает.

Аллах Всевышний говорит тогда, когда пожелает. Он произнёс аяты Корана, говорил с Джибрилем, говорил с Мусой и говорил с нашим пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь Вознесения (аль-исра уаль-ми’радж), и до этого Он говорил с Адамом, мир ему, и будет говорить в Судный День, рассчитывая людей. Аллах Всевышний будет говорить с верующими в Раю, а они будут говорить с Ним.

Также и все остальные Писания, ниспосланные пророкам, являются Речью Аллаха. К Писаниям относится и Коран, который является самым великим из всех Писаний, и отменяющим все Писания, ниспосланные до него. Коран – это истинная Речь Аллаха. Коран ниспослан от Аллаха и не является сотворенным. Таково убеждение приверженцев сунны, о чем они заявляют открыто.

Мусульмане во времена сподвижников ничуть не сомневались в этом, но потом появились джахмиты, которые сказали: ″Коран сотворен″. Затем появились му’тазилиты, аш’ариты и те, кто за ними последовал. Тогда приверженцы сунны начали опровергать их и разъяснять людям, что Коран ниспослан от Аллаха и не является сотворенным. Ведь, если сказать, что Коран сотворен, то это будет означать, что Аллах не разговаривает, а тот, кто не разговаривает, не является достойным поклонения. Аллах Всевышний сказал: «В отсутствие Мусы его народ сделал из своих украшений изваяния тельца, который мычал. Разве они не видели, что он не разговаривал с ними и не наставлял их на прямой путь?» [63] Он не разговаривал с ними, так как был неживым истуканом. Это указывает на то, что тот, кто не разговаривает, не является божеством, достойным поклонения. Также Аллах Всевышний сказал: «Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: "Вот ваш бог и бог Мусы, но он забыл его". Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» [64] То есть, этот идол не разговаривал.

Тот, кто не разговаривает, не может быть господом, заслуживающим поклонения, ибо в нем есть недостаток. Как он будет повелевать, как будет запрещать, как будет управлять, если не разговаривает? Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Если бы море стало чернилами для слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море"» [65]. А также: «Если бы все деревья земли стали письменными тростями, а за морем чернил находилось еще семь морей, то не исчерпались бы Слова Аллаха» [66].

 

«И говори: ″Не является сотворенной…″» — в этих словах опровержение джахмитам и тем, кто за ними последовал.

«…Речь нашего Властелина…» — то есть: речь Аллаха Всевышнего, ибо Он является Властелином. Сказал Всевышний: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь» [67]. А также: «Скажи: "О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь"» [68]. Аллах Всевышний является Владыкой царства. Что же касается царей из числа людей, то их власть является временной. Аллах Всевышний дает власть среди людей тем, кому пожелает, а затем отнимает эту власть и дарует ее другим. Но единственная постоянная власть, которая никогда не прекратится, принадлежит Аллаху Всевышнему. Когда наступит День Суда, Аллах Всевышний скажет: «Кому же принадлежит власть сегодня?» [69] Никто не ответит и никто не заговорит! И тогда Аллах Всевышний ответит самому Себе: «Аллаху, Единственному, Всемогущему» [70]. И никто не сможет поспорить с этим. Власть принадлежит Аллаху и Он дарует какую-то часть Своего царства тому, кому пожелает на определенное время. После этого человек либо умирает, либо кто-нибудь другой забирает у него власть силой.

Слова тех, которые приостановились относительно сотворенности Корана

Сказал автор стихотворения:

«И не будь относительно Корана ″остановившимся″ (уакъифитом),

Ибо такими были последователи Джахма, проявившие небрежность».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Из джахмитов были такие, кто говорил прямо, что Коран сотворен. Так говорили предводители джахмитов. Но были и такие, кто говорил: ″Я не говорю, что Коран является сотворенным или не является сотворенным. Я приостановлюсь в этом вопросе″. Это – немые шайтаны, ибо, если они будут умалчивать относительно этого вопроса, люди могут подумать, что Коран сотворен. Непременно нужно разъяснить свою позицию. Если люди начали говорить, что Коран сотворен, то не молчи относительно этого, иначе получится так, будто ты согласен с их словами. Неразрешено приостанавливаться в этом вопросе.

Так поступали ″уакъифиты″, которые не говорили, что Коран является сотворенным, но и не говорили, что он не является сотворенным. Получается, что они скрывали истину, из-за чего люди могли подумать, что слова джахмитов являются верными, так как ″уакъифиты″ не опровергали и не разоблачали джахмитов.

Если кто-то сомневается относительно того, является ли Коран сотворенным или не является, и затем приостанавливается относительно этого, то он тоже является джахмитом. Если бы он не был джахмитом, то заявил бы открыто о том, что Коран не является сотворенным.

По сути ″уакъифиты″ хуже джахмитов, ибо джахмиты говорили о своих убеждениях открыто и их учение стало известным, а эти обманывают людей, показывая, будто бы они опасаются говорить на эту тему из-за своей богобоязненности. Поэтому, человек обязательно должен открыто заявить о несостоятельности этих убеждений.

 

 

«Ибо такими были последователи Джахма…» — автор отнес ″уакъифитов″ к джахмитам, ибо не будь они последователями джахмитов, они бы не остановились в этом вопросе, а опровергали джахмитов и открыто заявили о своих убеждениях. Получается так, будто джахмиты, увидев, что люди не соглашаются с их словами, прибегли к этой хитрости, чтобы прикрыть ею свою ложь.

 

 

Сказал автор стихотворения:

«И не говори, что произношение Корана сотворено

Поистине, Речь Аллаха разъясняется произношением».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Придерживающиеся мнения о сотворенности Корана делятся на три группы:

Первая группа открыто заявляет, что Коран сотворен.

Вторая группа приостанавливается и не говорит на эту тему.

Третья же группа заявляет, что произношение Корана сотворено. Например, последователь этой группы говорит: ″Произношение мною Корана является сотворенным″.

На самом деле это хитрость, которую они используют, чтобы перейти к тому мнению, что Коран сотворен. Тебе запрещено говорить: ″Произношение мною Корана является сотворенным″. Также тебе запрещено говорить: ″Произношение мною Корана не является сотворенным″. Нужно детально разъяснить этот момент. Если ты скажешь: ″Произношение мною Корана является сотворенным″, и не объяснишь, что имеешь в виду, то уподобишься джахмитам. Если же ты скажешь: ″Произношение мною Корана не является сотворенным″, то также поддержишь мнение джахмитов, ибо тем самым ты приравняешь свои действия к действиям Аллаха, как будто бы твои действия не являются сотворенными. Это уже будет убеждением къадаритов, которые отрицают предопределение и считают, что рабы сами создают свои действия.

Поэтому следует уточнить, что имеется в виду под словами ″произношению мною Корана″. Имеешь в виду ли ты в виду своё произношение и голос, или же имеешь в виду произнесенное тобой? Если ты имеешь в виду произнесенное тобою, то оно не является сотворенным, а является Речью Аллаха Всевышнего. Если же ты имеешь в виду свой голос, то он является сотворенным, ибо твой язык и голос сотворены. Поэтому, следует точно объяснить, что человек имеет в виду под словами ″произношение мною Корана является сотворенным″, чтобы преградить все пути к заблуждению джахмитов.

Именно поэтому, приверженцы сунны говорят:

«الصوت صوت القاري والكلام كلام الباري»

«Произношение – это произношению чтеца, а слова – это Речь Творца».

То есть, произнесенные чтецом слова являются речью Аллаха, а что касается голоса чтеца, то он является сотворенным.

Конечно, нам не следует входить в этот вопрос, но получилось так, что джахмиты ввели мусульман в него, поэтому нам приходится его разъяснять. Если бы Аллах Всевышний не направил к этому вопросу ученых, которые разъяснили его, то большинство людей запуталось бы относительно этого.

 

Лицезрение Аллаха

Сказал автор стихотворения:

«И говори: ″Аллах покажет Себя пред творениями явно″.

Подобно тому, как полная луна не сокрыта, а Господь твой будет виден еще яснее».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Эта тема касается лицезрения Аллаха Всевышнего: увидят ли Его творения или не увидят.

Джахмиты и му’тазилиты отрицают лицезрение Аллаха Всевышнего. Они говорят: ″Никто не увидит Аллаха, так как увидеть можно только тело, а Аллах не является телом″. Они полностью отрицают возможность лицезрения Аллаха в мирской жизни и в Последней обители.

Есть также люди, которые заявляют, что Аллаха Всевышнего можно увидеть и в мирской жизни, и в Последней. Об этом заявили некоторые суфии.

Но истина заключается в том, что Аллаха можно будет увидеть в Последней жизни, его увидят обитатели Рая. Относительно этого пришли хадисы, передающиеся большим количеством передатчиков от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует[71]. Что же касается мирской жизни, то в ней никто не увидит Аллаха Всевышнего, ибо люди неспособны перенести подобное. Аллах Всевышний сказал: « (Муса) сказал: "Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя". (Аллах) сказал: "Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня". Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: "Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я - первый из верующих"» [72]. Твердая гора стала прахом из-за величия Аллаха Всевышнего, как же тогда человек может выдержать лицезрение Аллаха?! И таково положение в этой жизни.

Что же касается Последней жизни, то Аллах Всевышний дарует обитателям Рая силу, дабы они смогли взирать на своего Господа, и это будет проявлением щедрости от Него. Они уверовали в Аллаха в мирской жизни, не видя Его, и Аллах проявит им щедрость, явит Себя перед ними в Раю, чтобы они насладились взглядом на Него. На это указывают Коран и хадисы, передающиеся от большого количества передатчиков.

Что же касается неверующих, то они не уверовали в Аллаха в мирской жизни, и Он не даст им Себя увидеть в День Воскресения. Аллах Всевышний сказал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» [73]. Если неверующие будут отделены от лицезрения Аллаха завесой, то, значит, верующие не будет отделены завесой от этого. Иначе неверующие и верующие были бы в одинаковом положении в Последней жизни. Но Аллах разделил меж ними, и проявит милость к верующим, явив Себя перед ними так, как подобает Его величию. Верующие увидят Его своими глазами и не будут обижены в этом. Они увидят Его своими глазами так же ясно, как видят солнце в ясный день и луну в ночь полнолуния.

Таково убеждение приверженцев сунны в этом вопросе.

Аллах Всевышний сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» [74].

″Наилучшее″ — это Рай, а ″добавка″ — это взгляд на Лик Аллаха, как пришло в книге ″ас-Сахих″ имама Муслима[75].

Также Аллах Всевышний сказал: «Там (в Раю) для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха) » [76].

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ (22) إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾

«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» [77].

Если глагол ″ نظر ″ (назара) приходит вместе с частицей ″ الى ″ (иля), то он имеет смысл ″взирать глазами″.

Если же глагол ″ نظر ″ (назара) приходит без какой-либо частицы, то он имеет смысл ″ожидать″ [78].

Если глагол ″ نظر ″ (назара) приходит вместе с частицей ″ في ″ (фи), то он имеет смысл ″размышлять″, как в словах Аллаха:

﴿أَوَلَمْ يَنظُرُواْ فِي مَلَكُوتِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ ﴾

«Неужели они не размышляют над царствием небес и земли» [79].

В разбираемом нами аяте ″ نظر ″ приходит вместе с частицей ″ الى ″ (иля), следовательно, имеет смысл ″взирать глазами″.

﴿ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ ﴾

«…и взирать на своего Господа» [80].

Некоторые приводят аят, где сказано: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры» [81]. Постижение (идрак) – это не есть лицезрение. Например, ты видишь солнце, но не можешь его постичь, то есть охватить взором со всех сторон. Верующие увидят своего Господа в День Воскресения, но не смогут постичь Его, то есть не смогут постичь Его величия и объять Его знанием. Ты видишь солнце, но не можешь постичь его размеры и границы. Если таково положение относительно творений, то, что же сказать о Творце?!

 

Также нововведенцы приводят в довод слова Аллаха Всевышнего, сказанные Мусе, мир ему:

﴿لَن تَرَانِي﴾

«Ты не увидишь Меня» [82].

Но в аяте не имеется в виду вечное отрицание лицезрения, а имеется в виду: ″Ты не увидишь Меня (в мирской жизни) ″, ибо существуют доводы относительного того, что верующие увидят Аллаха в Последней обители.

Ученые-языковеды говорят, что слово ″ لَن ″ не указывает на вечное отрицание, а лишь указывает на отрицание в течение определенного срока[83].

«Подобно тому, как полная луна не сокрыта…» — это взято из слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, вы увидите Господа вашего (так же ясно), как видите эту луну в ночь полнолуния» [84].

 

 

Сказал автор стихотворения:

«Он не является рожденным и не является родителем.

У Него нет подобия, Возвышенный Он и Пречистый».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Эти слова автор взял из слов Аллаха Всевышнего:

﴿قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ (1) اللَّهُ الصَّمَدُ (2) لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ (3) وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ ﴾

«Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"» [85].

Коран состоит из трех частей:

· Упоминание о единобожии (таухиде), когда Аллах Всевышний сообщает о Себе и о поклонении, а также запрещает совершать многобожие.

· Упоминание о приказах и запретах Аллаха Всевышнего, и о том, что разрешено (халяль) и запрещено (харам).

· Упоминание о посланниках и их народах, рассказы о прошлом и будущем, о Рае и Аде.

Что же касается этой суры ″аль-Ихляс″, то она целиком относится к первой части из тех, что мы упомянули. Она сообщает нам об Аллахе Всевышнем, то есть о единобожии (таухиде). Поэтому по своему достоинству она равняется трети Корана[86].

В этой суре содержится отрицание недостатков от Аллаха Всевышнего и утверждение Ему абсолютного совершенства. Слова: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный…"» — это утверждение. А слова: ″ Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему″ — это отрицание.

«Скажи: "Он - Аллах Единый…"» — то есть: Он – Аллах Единый и нет у Него сотоварища в Его господстве, нет у Него сотоварища в поклонении, и нет равного Ему в Его именах и атрибутах.

 

«… Аллах Самодостаточный…» — к Нему направляются творения, прося у Него то, в чем нуждаются.

 

«… Он не родил…» — то есть, нет у Него ребенка, и Он пречист от того, чтобы иметь ребенка.

В этом опровержение тем, кто приписывает Аллаху ребенка:

· Опровержение христианам, которые говорят: ″Иисус – сын Аллаха″;

· Опровержение иудеям, которые говорят: ″Узейр – сын Аллаха″;

· Опровержение многобожникам, которые говорили: ″Ангелы – дочери Аллаха″. Они приписали Аллаху дочерей, хотя сами не любили детей женского пола.

Аллах Всевышний сказал: «Они приписывают Аллаху то, что им самим неприятно» [87].

А также: «Неужели у Него - дочери, а у вас - сыновья?» [88]

Аллах Всевышний также сказал: «Они (многобожники) сделали некоторых из Его рабов частью Его (то есть приписали Ему детей и сотоварищей) » [89].

А также: «Неужели они приписывают Аллаху ту, которую растят в нарядах и которая не способна ясно говорить при тяжбе?» [90]

А также: «Они сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении? Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» [91].

Многобожники описывали Аллаха Всевышнего тем, что у Него есть дочери. Христиане описали Аллаха Всевышнего тем, что у Него есть сын — ’Иса ибн Марьям (Иисус сын Марии), хотя тот был всего лишь рабом Аллаха и Его посланником. Аллах Всевышний сказал: «Он (Иисус) сказал: "Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком"» [92]. А также: «Он (Иисус) - всего лишь раб, которого Мы облагодетельствовали и сделали примером для сынов Исраиля» [93]. ’Иса (Иисус) был не сыном Аллаха, а рабом Его и посланником. Аллах Всевышний сказал: «Он (Аллах) не родил и не был рожден» [94].

Также родители испытывают нужду в детях. А Аллах Всевышний сказал: «Он богат, и Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» [95]. Он богат и не нуждается в ребенке. Что же касается родителей, то они нуждаются в своих детях.

 

«… и не был рожден…» — в этих словах отрицание того, что у Аллаха есть сотоварищи и подобия, ибо сын бывает похож на своего отца.

 

«… и нет никого, равного Ему» — то есть: у Аллаха Всевышнего нет никакого подобия. Аллах Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему» [96]. А также: «Знаешь ли ты другого подобного Ему?» [97]

Отрицание джахмитами того, что рабы увидят своего Господа

Сказал автор стихотворения:

«Отрицают джахмиты лицезрение, но у нас

В подтверждение наших слов есть ясный хадис

Его передает Джарир от Мухаммада,

Так говори же то, что сказал он (пророк) относительно этого и ты преуспеешь».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Джахмиты отрицают лицезрение Аллаха в Последней жизни, хотя на это у них нет никакого доказательства. Но у нас есть много хадисов, передающихся большим количеством передатчиков, относительно того, что верующие увидят Аллаха. Их перечислил ибн уль-Къаййм, да смилуется над ним Аллах, в книге ″Хади аль-Аруах иля биляди-ль-Афрах″, которая посвящена описанию Рая и тому, что в нем будет. Он перечислил все хадисы на эти тему, их версии, их цепочки передатчиков.

 

«Его передает Джарир…» — имеется в виду Джарир ибн ’Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах. К тому же на эту тему передаются хадисы и от других сподвижников[98]. А автор стихотворения просто привел в качестве примера один хадис и ограничился этим.

«…от Мухаммада…» — то есть, Джарир передал слова Мухаммада – посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

«…так говори же то, что сказал он (пророк) относительно этого и ты преуспеешь» — то есть: не противоречь слову посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а иначе ты потерпишь убыток, так как Аллах Всевышний

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...