Плоды веры в предопределение.
У веры в предопределение много великих плодов. 1 — Если человек верит в предопределение, его вера во все шесть столпов становится полной. Если же человек отрицает предопределение, получается, что он не верит в один из столпов веры. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам суть веры, сказав: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и дурного» [187]. 2 — Посредством веры в предопределение человек продолжает идти дальше и не поддается опасению и страху. Человек знает, что случится лишь то, что предопределил Аллах Всевышний. Аллах Всевышний поведал нам о состоянии лицемеров в день Ухуда: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты". Скажи: "Отвратите смерть от себя, если вы говорите правду"» [188]. Но на самом то деле, нахождение дома не отвращает смерть, и выход на сражение не всегда влечет за собой смерть. Это всего лишь причины, а случится лишь то, что предопределил Аллах Всевышний. Сколько людей участвовали в битвах, а затем возвращались домой живыми и здоровыми! Например, Халид ибн Уалид, да будет доволен им Аллах, перед смертью сказал: «Нет на моем теле места размером в пядь, где бы не было следов от раны или удара» [189]. Он мечтал умереть во время сражения, участвовал в великих битвах, но Аллах не предопределил ему такой смерти. Вера в предопределение побуждает человека быть смелым, идти вперед и уповать на Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь"» [190]. А также: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях» [191].
3 — Если человека, верующего в предопределение, постигают беды, он не тревожится. Такая вера облегчает человеку несчастия и он не тревожится, не бьет себя по лицу, не рвет на себе одежду, не призывает призывом джахилии[192]. Человек терпит и надеется на награду Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся". Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» [193]. И как сказано в хадисе: «Если же с тобой что-то случилось, то не говори: ″Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то″. Скажи лишь: ″Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно″, поскольку если бы открывает возможность для козней Шайтана» [194].
Вера в Судный День Сказал автор стихотворения: «Не отрицай из-за своего невежества Накира и Мункара, И не отрицай Водоем и Весы, таков мой совет тебе». ————————————————————————————————————————————— Разъяснение (шарх) Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Вера в Судный День – это один из шести столпов веры (имана). Об этом говорится в хадисе ’Умара, да будет доволен им Аллах, где рассказывается о том, как Джибриль, мир ему, пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил его об Исламе, о вере, об ихсане, о Судном Дне, и так далее. Так вот, разъясняя суть веры, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и дурного» [195].
Эти шесть столпов веры иногда упоминаются в Коране вместе, а иногда отдельно друг от друга. Часто вера в Аллаха и в Последний День упоминается вместе. Например, Аллах Всевышний сказал: «… уверовали в Аллаха и в Последний день…» [196]. А также: «Те, которые веруют в Аллаха и в Последний день…» [197]. Иногда столпы веры упоминаются в Коране вместе. Например, Аллах Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков…» [198]. А также: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников» [199]. Вера в Судный День – это один из столпов веры. Кто отрицает Судный День, тот является неверующим. Если человек отрицает воскрешение и говорит, что существует только мирская жизнь, он является неверующим. Поэтому, Аллах Всевышний сказал: «Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: "Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что вы совершили. Это для Аллаха легко"» [200]. А также: « (Неверующие) говорят: "Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены"» [201]. А также: « (Неверующие) сказали: "Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени"» [202]. А также: « (Неверующие сказали:) ″ Неужели он обещает вам, что вы будете воскрешены после того, как умрете и превратитесь в прах и кости? Невероятно, невероятно то, что обещано вам! Нет ничего, кроме нашей жизни в этом мире. Мы умираем и живем, и мы не будем воскрешены″» [203]. Так говорят неверующие сегодня и в старые времена. Они отрицают воскрешение, хотя не имеют на это довода. Они всего лишь говорят: ″Как будет воскрешен человек после того, как умер и превратился в прах? Это невозможно″. Как сказал Аллах Всевышний: «Он сказал: "Кто оживит кости, которые истлели?"» [204] Пречист Аллах! А ведь до этого их вообще не существовало, но Аллах Всевышний сотворил их из ничего, так неужто Он не сможет воскресить их сейчас? Аллах Всевышний говорит: «Скажи: "Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении"» [205]. Коран переполнен опровержениями тем, кто отрицает воскрешение.
Также, если бы не было воскрешения и воздаяния за деяния, то получилось бы, что творения сотворены просто так безо всякой цели. Аллах Всевышний сотворил их, кто-то из них совершает праведные деяния, а кто-то совершает деяния неверия, а затем они умрут и будут оставлены?! Это не подобает справедливости Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин!» [206] Аллах превыше этого! Аллах Всевышний обязательно воскресит людей и воздаст верующим за их веру, а неверующим за их неверие. Аллах Всевышний сказал: «Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня! Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» [207] Поистине, Аллах Всевышний пригрозил неверующим, многобожникам и грешникам тем, что они будут возвращены к их Господу, будут спрошены и получат воздаяние за свои деяния. Это указывает на то, что воскрешение непременно случится. Мирская жизнь – это место совершения деяний, а Последняя жизнь – это место воздаяния. Такова мудрость Аллаха Всевышнего! Вера в Судный День включает в себя веру во всё то, что произойдет после смерти. К этому относится вопросы двух ангелов в могиле, мучение или наслаждение в могиле, воскрешение из могил, и так далее. На всё это указывают многочисленные доводы из Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. После того, как человек умрет, его положат в могилу, забросав землею, и люди начнут удаляться, а мертвый будет слышать топот их сандалий. Тогда к нему придут два ангела, вернется к нему его душа и ангелы усадят его в могиле. Эти два ангела спросят человека: ″Кто твой Господь? Какая у тебя религия? Кто твой пророк?″
Они зададут три вопроса, ответив на которые верно, человек спасется, обретет успех и счастье. Если же он не сможет ответить, то потерпит неудачу и убыток.
«Не отрицай из-за своего невежества…» — то есть: не отрицай ту вещь, о которой ты ничего не знаешь. Не следует отрицать всё то, о чем ты не знаешь. Ты должен уверовать во всё то, что дошло до тебя достоверно, даже если ты об этом не знаешь. Аллах Всевышний сказал: «Так нет же, они объявляют ложью знание, которое неспособны постичь и толкование которого еще не свершилось. Таким же образом его отвергали их предшественники» [208]. Ты обязан верить во всё то, что достоверно пришло от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если ты не имеешь представления об этой вещи. Ты должен верить в это, ибо это Слова Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Ложь не подберется к нему (Корану) ни спереди, ни сзади. Он ниспослан от Мудрого, Достохвального» [209]. Также ты должен верить словам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Аллах Всевышний сказал: «Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается» [210]. В вопросах сокровенного знания мы не опираемся на свой разум, а следуем только ниспосланному откровению. Не надо вносить свой разум и свои мысли, когда речь идет о жизни в могиле и после неё.
«…Накира и Мункара…» — это имена двух ангелов, которые придут к мертвому сразу после того, как его похоронят. К мертвому вернется его душа, и они усадят его в могиле, и начнут задавать вопросы. Установлено достоверно, что этих двух ангелов зовут Мункар и Накир, как это пришло в хадисах[211].
«…таков мой совет тебе» — то есть: я искренне советую тебе не отрицать все эти вещи. Как сказано в хадисе: «Религия – это проявление искренности». Сподвижники спросили: ″Проявление искренности к кому?″ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к правителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще» [212].
Обязательно нужно верить во все события, которые произойдут с мертвым в могиле. К этому относятся следующие события: Приход двух ангелов. Эти два ангела придут, усадят мертвого в могиле и спросят: ″Кто твой Господь? Какая у тебя религия? Кто твой пророк?″ Верующий человек ответит: ″Мой Господь – Аллах, моя религия – Ислам, мой пророк – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует″. Тогда голос с небес возвестит: “Правдив Мой раб, посему расстелите для него ложе из Рая, расширьте его могилу на расстояние взора и откройте для него врата в Рай”. Ему принесут райские милости и благоухания, его могила расширится до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстанет мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом. И тогда этот верующий человек начнет говорить: «Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство» [213]. Его могила станет садом из садов Рая.
Что же касается лицемера и того, кто жил в этой жизни в сомнениях, то они и умрут на сомнениях. Когда ангелы спросят: ″Кто твой Господь?″, они ответят: ″Не знаю″. Когда ангелы спросят: ″Какая у тебя религия?″, они ответят: ″Не знаю, я слышал, люди говорили что-то, и я повторял за ними″. Когда ангелы спросят: ″Кто твой пророк?″, они ответят: ″Не знаю″. Поистине, он не уверовал всем сердцем, а лишь говорил языком, поэтому и в могиле он ответит: ″Не знаю, я слышал, люди говорили что-то, и я повторял за ними″. Тогда воззовет глашатай: “Он лжет! Расстелите для него огненные ложа и откройте для него врата в Ад”. И тогда этот человек начнет говорить: “Господь мой, не позволяй Часу настать!» На всё это указывают слова Всевышнего: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает» [214]. А хадисы на эту тему передаются от большого количества передатчиков. Приверженцы сунны единогласно убеждены в том, что эти два ангела придут в могиле. Не отрицает этого никто, кроме му’тазилитов, опирающихся на свой разум. Водоём. Речь идет о водоёме пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Хадисы на эту тему передаются от большого количества передатчиков. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Длина моего водоема – месяц пути, ширина его – месяц пути, вода его белее молока, запах – приятнее миска, а количество сосудов для питья больше количества звезд. Кто попьет из него, никогда больше не будет испытывать жажду» [215]. В другом хадисе сказано: «Поистине, я приду к моему водоёму, чтобы посмотреть, кто из вас явится ко мне, и некоторых людей будут у меня забирать. Я скажу: "О Господь мой, они имели отношение ко мне и являлись членами моей общины!" Тогда мне будет сказано: "Разве не знаешь ты, что они творили после тебя? Клянусь Аллахом, после тебя не прекращали они отступаться от твоей религии!"» [216] А относительно нововведенцев будет сказано: «Поистине, ты не знаешь, что они ввели в религию после тебя» [217]. Каждый человек, внесший новшество в религию, будь он му’тазилитом, хариджитом, шиитом или кем-то другим, заслуживает того, чтобы его отогнали от Водоема в День Воскресения. От Водоема будут отгонять всех нововведенцев и вероотступников. Не подойдет к этому Водоему никто, кроме верующих, которые твердо и правдиво придерживались своей веры и умерли на этом. Такие люди смогут подойти к Водоему и выпить из него воды, после чего они никогда не испытают жажды. Это – водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Весы. Это – настоящие Весы, у которых будут две чаши. Благие деяния будут положены в одну чашу, а плохие деяния – в другую. Аллах Всевышний сказал: «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» [218]. А также: «Тогда тот, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретет приятную жизнь. Тому же, чья чаша Весов окажется легкой, пристанищем будет Пропасть» [219]. Благие деяния положат в одну чашу, а плохие деяния – в другую. И человек получит воздаяние в зависимости от того, какая чаша перевесит. Такова справедливость Аллаха, Который не поступает ни с кем несправедливо.
Выход единобожников из Огня Сказал автор стихотворения: «И говори: ″Выведет Аллах Великий по Своей милости Из Огня тела, превратившиеся в угли. Они будут брошены В реку в Фирдаусе и оживут посредством её воды, Подобно зерну, подхваченному течением, когда оно переполняется″». ————————————————————————————————————————————— Разъяснение (шарх) Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Эта тема касается грешников из числа единобожников, которые совершали большие грехи, но не впали в многобожие. Такие люди считаются верующими единобожниками, но их вера и их единобожие имеют недостатки. Мы не выводим этих людей из Ислама, отличаясь тем самым от хариджитов и му’тазилитов. Эти грешники попадают под желание Аллаха Всевышнего: если Он пожелает, то простит их, и они сразу войдут в Рай, а если пожелает – накажет их. Но все равно они не останутся в Аду навечно, ибо навечно в Аду останутся только неверующие и многобожники. Эти грешники рано или поздно все равно выйдут из Огня. В Огонь войдут неверующие и многобожники, и, быть может, верующие единобожники из-за своих грехов. Но неверующие и многобожники останутся в Огне навечно, а единобожники рано или поздно выйдут из Огня. Таково вероубеждение приверженцев сунны, и этим они отличаются от хариджитов и му’тазилитов. Хариджиты говорят: ″Человек, совершающий большие грехи, является неверующим, вышедшим из Ислама. Если он умрет на этом, не покаявшись, то попадет в Огонь и пребудет там вечно″. Му’тазилиты говорят: ″Человек, совершающий большие грехи, не является ни верующим, ни неверующим, он находится посередине между ними. Если он умрет на этом, не покаявшись, то попадет в Огонь и пребудет там вечно″. Оба этих утверждения являются ложными, заблудшими и противоречащими доводам. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» [220]. А в хадисе сказано: « (Аллах) скажет: “Ступай и выведи из Огня тех, у кого в сердце было веры хоть на вес мельчайшей части горчичного зерна!”» [221] Эти грешники будут выведены из Огня после того, как сгорят там и превратятся в уголь. Их окунут в реку из рек Рая, и они начнут снова возрождаться подобно тому, как возрождается зеленая трава, а затем они будут введены в Рай.
«В реку в Фирдаусе…» — Фирдаус – это высшая степень Рая, центр Рая.
«Подобно зерну, подхваченному течением, когда оно переполняется» — как пришло в достоверном хадисе: «Когда же они (обитатели Огня) превратятся в уголь, за них будет позволено обращаться с просьбами о заступничестве, после чего их станут приводить отдельными группами и рассеивать над райскими реками. А потом будет сказано: "О обитатели Рая, лейте на них воду", и они станут прорастать, как прорастает семя, оказавшееся в том, что приносит с собой поток» [222].
Заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует Сказал автор стихотворения: «Поистине, посланник Аллаха будет заступником за творения, И говори, что мучения в могиле – истина разъясненная». ————————————————————————————————————————————— Разъяснение (шарх) Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан: Заступничество (шафа’а) может быть перед Аллахом, а может быть и перед людьми. Заступничество перед Аллахом отличается от заступничества перед людьми. Перед людьми можно заступиться даже если они не разрешают этого. Но перед Аллахом Всевышним можно будет заступиться только с Его дозволения. Аллах Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» [223] Аллах Всевышний может позволить определенному человеку заступиться за другого. Но тот, за кого заступаются, должен быть единобожником. Что же касается неверующих, то за них не будет позволено заступаться. Аллах Всевышний сказал: «Не будет у беззаконников ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются» [224]. А также: «Заступничество заступников не поможет им» [225]. А также: «Страшитесь дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда нельзя будет откупиться, когда ничем не поможет заступничество и когда им не будет оказана поддержка» [226]. Если бы неверующий пожелал потратить всё своё имущество, чтобы откупиться от наказания, то у него все равно не было бы этого принято. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытается откупиться этим» [227]. Заступничество перед Аллахом возможно только при наличии двух условий: Во-первых, Аллах Всевышний должен позволить заступающемуся заступиться. Во-вторых, тот, за кого заступаются, должен быть единобожником. Заступничество перед Аллахом произойдет при наличии этих двух условий. Невозможно будет заступиться за неверующих и невозможно будет заступиться за кого-то без дозволения Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» [228] А также: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» [229]. А также: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» [230] Эти аяты указывают на наличие заступничества при наличии этих двух условий. Нельзя говорить, что заступничество возможно за всех людей, как считают могилопоклонники и считали многобожники до них. Аллах Всевышний сказал: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: "Они - наши заступники перед Аллахом"» [231]. То есть, они хотят от мертвых заступничества, но при этом придают Аллаху сотоварищей. Такое заступничество невозможно! Но есть и такие люди, которые полностью отрицают возможность заступничества, например, му’тазилиты и хариджиты. Что же касается приверженцев сунны, то они находятся посередине между двумя крайностями, и говорят, что заступничество возможно, но только после того, как дозволит Аллах.
«Поистине, посланник Аллаха будет заступником за творения…» — у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будет несколько видов заступничества (шафа’ата). 1 — Великое заступничество — это заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в день Суда, когда люди будут долго стоять на месте сбора, к ним приблизится солнце, и они будут находиться в собственном поту. Аллах Всевышний сказал: «…в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» [232]. Люди начнут искать того, кто заступится перед Аллахом, чтобы это долгое стояние завершилось. Люди пойдут к Адаму, мир ему, затем к Нуху, мир ему, затем к Ибрахиму, мир ему, затем к Мусе, мир ему, а затем к ’Исе, мир ему. И все эти пророки скажут: «Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше». И вот так люди придут к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и он скажет: ″Я для этого″. И тогда он подойдет к подножию Трона Аллаха и склонится в земном поклоне перед своим Всемогущим и Великим Господом, после чего Аллах откроет Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до него не открывал, а потом будет сказано: “О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заступится за людей, и его заступничество будет принято[233]. И даже посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сможет заступиться до тех пор, пока ему не будет позволено, а, ведь, он – господин всех творений. 2 — Заступничество за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай — как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «В День воскресения я подойду к вратам Рая и попрошу открыть их. Страж этих врат спросит: "Кто ты?" Я отвечу: "Мухаммад" и тогда он скажет: "Мне было велено ждать тебя и никому не открывать до тебя"» [234]. Аллах Всевышний сказал: «Когда они приблизятся, его (Рая) врата распахнутся» [235]. Аллах Всевышний сказал, что врата Рая распахнутся тогда, когда они приблизятся. А, например, об Аде сказано: «Когда они подойдут к Геенне, ее врата будут распахнуты» [236].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|