Заблудшие течения в вопросах предопределения.
В вопросах предопределения приверженцам сунны противоречат две группы: къадариты и джабриты. 1 — Къадариты (это те, которые отрицают предопределение). Первыми из тех, кто отрицал предопределение, были ’Амр ибн ’Убейд и Уасыль ибн ’Ата. Иначе говоря, эти люди были основоположниками му’тазилитов. Они заявили, что человек сам создает свои поступки, а Аллах ничего не предопределяет. По их мнению, раб сам создает свои поступки, то есть от желания и воли Аллаха Всевышнего ничего не зависит. Получается, что раб сам создает свои деяния, и этим самым они как будто бы утвердили других творцов помимо Аллаха Всевышнего. Но на самом деле только Аллах Всевышний является Творцом, а всё остальное, помимо Него, - это творения. Они будто бы говорят: ″Помимо Аллаха есть еще творцы, а именно люди, которые творят свои дела″. Это является многобожием (ширком), и именно поэтому, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о них: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины» [182]. Ведь, они заявляют о наличии других творцов наряду с Аллахом. И точно так же, огнепоклонники говорили, что у этого бытия два творца: свет, который творит добро, и мрак, который творит зло. Именно в этом и заключается многобожие къадаритов. 2 — Джабриты. К этой группе относились последователи Джахма ибн Сафуана. Они говорили, что у раба нет никакого выбора и нет никакой воли. То есть, раб принужден к тому, что делает, и у нет никакого выбора. По их словам, раб подобен перу, подгоняемому ветром, когда у пера нет никакого выбора, и оно движется туда, куда дует ветер.
Но приверженцы сунны находятся посередине меж двух этих групп и говорят, что каждая вещь происходит по предопределению Аллаха Всевышнего. Действия людей тоже происходят по предопределению Аллаха. Деяния рабов сотворены Аллахом. Но в то же время, раб совершает эти деяния по своему выбору и желанию. У человека есть желание и есть выбор. Но действия рабов не происходят без воли Аллаха, как говорят къадариты. Также рабы не принуждены к этим действиям, как говорят джабриты. Человек совершает деяния по своему выбору и желанию. Именно поэтому, человек получает награду за совершение благого и наказывается за совершение дурного. Если бы человек был принужден к деяниям, то его бы не наказывали. Как человек может быть наказан за деяние, к которому он был принужден и не желал его совершать?
Поэтому, Аллах Всевышний не будет наказывать сумасшедшего, у которого не было своей воли. Также Аллах Всевышний не будет наказывать принужденного, которого заставили что-то совершить, ибо у него не было выбора. Также Аллах Всевышний не будет спрашивать спящего, так как во время сна человек неспособен мыслить. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо поднято от троих (то есть, не записывают ангелы им грехи): от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится» [183]. И это по той причине, что у этих троих нет желания и воли что-либо совершить. Если же у человека есть воля, желание и выбор, он получит награду за подчинение Аллаху и будет наказан за ослушание. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз…» [184]. В этом аяте Аллах Всевышний сказал: «…тем, которые уверовали и вершили праведные деяния…», то есть приписал праведные деяния к этим людям. В другом аяте сказано: «Поистине, тем, которые не уверовали…» [185]. В этом аяте также неверие приписано к людям, ибо они впали в него из-за своих поступков и по своей воле.
Определенное событие со стороны самого поступка является действием раба, но со стороны предопределения, это событие предопределенно Аллахом. Доказательство этому в словах Всевышнего: «…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» [186]. «…тем из вас, кто желает следовать прямым путем…» — в этих словах опровержение джабритам, которые отрицают то, что у раба есть желание. Но эти слова указывают на то, что человек встает на прямой путь по своему желанию. «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» — в этих словах опровержение къадаритам, которые говорят, что желание раба не связано с желанием Аллаха. Следовательно, в этих аятах содержится опровержение сразу двум заблудшим группам. В этих аятах утверждение убеждений приверженцев сунны, которые говорят, что подчинение Аллаху и ослушание – это выбор рабов, хотя он и предопределен Аллахом. Люди совершают свои поступки по своему выбору и желанию. Поэтому, разумный непринужденный человек может совершить определенное действие, а может и оставить его. Он может совершить намаз, раздать милостыню, совершать джихад на пути Аллаха, но может и оставить намаз, милостыню и джихад. То есть, человек способен совершить определенное действие, но способен и оставить его. Например, человек совершает прелюбодеяние, распивает спиртное, занимается ростовщичеством. Этот человек совершает эти грехи по своему выбору, хотя он может оставить эти запретные поступки. То есть, человек делает все эти поступки по своему выбору и желанию. И каждый человек понимает это. А, ведь, сами джабриты не применяют свое вероубеждение во всех ситуациях. Например, кто-нибудь ударит джабрита или убьет его, разве они не будут требовать мести и наказания?! Как же они могут просить наказания, когда сами говорят, что человек принужден к совершению деяний и не имеет выбора?! Это противоречия в их убеждениях. Суть в том, что их скверная идеология не применяется ими в реальной жизни. Таков результат того, что человек опирается на собственные мысли и испорченный разум, отворачиваясь от Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|