Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинская защита населения от современных средств поражения.




Медицинская защита является составной частью медицинского обеспе­чения и представляет собой комплекс организационных, лечебно-профилак­тических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, 104


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

направленных на предотвращение или ослабление воздействия на население и личный состав сил ГО поражающих факторов современного оружия.

В целях подготовки к медицинской защите населения и сил ГО забла­говременно проводятся следующие мероприятия: создание медицинских формирований и учреждений ГО и обеспечение их готовности к работе в ус­ловиях военного времени; накопление средств медицинской защиты, резер­вов медицинского имущества для обеспечения населения и оснащения фор­мирований и учреждений ГО; подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи, проведение комплекса санитарно-гигиеничес­ких и противоэпидемических мероприятий (в т.ч. создание грунд-иммуните-та у населения), разработка режимов поведения населения в зонах возмож­ного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.

Характер проводимых мероприятий медицинской защиты в основном определяется видом и масштабом примененного против населения оружия и особенностей его поражающих факторов.

К средствам медицинской защиты относятся следующие профилакти­ческие и лечебные препараты, материалы и специальные средства:

Радиозащитные препараты, снижающие степень лучевого поражения:

а) радиопротекторы - цистамин, индралин, диэтилстильбестрол;

б) комплексоны - соли молочной и уксусной кислот, унитиол;

в) адсорбенты - адсорбар, альгисорб, пентацин, ферроцин;

г) адаптогены - женьшень, дибазол, китайский лимонник.

В целях профилактики радиационных поражений кожи используются за­щитные пасты "Защита", "Радез". Для оказания медицинской помощи поражен­ным ионизирующим излучением и их лечения применяются антигеморрагичесг кие средства, стимуляторы кроветворения и центральной нервной системы.

Антидоты (противоядия) от отравляющих и аварийно химически опас­ных веществ. Действие антидотов основано либо на химическом связывании токсического вещества, либо на физиологическом антагонизме с ним. Уни­версальных антидотов не существует, поэтому при поражениях различными видами ОВ применяются специфические антидоты:

а) антидоты нервно-паралитических ОВ делятся на две группы:

1)холинолитики — атропин, афин, будаксим, тарен;

2)реактиваторы холинэстеразы - дипироксим, изонитрозин;

б) антидоты цианидов — амилнитрит, пропилнитрит, антициан;

в) антидот люизита - унитиол.

г) антидоты психомиметических ОВ типа BZ — трифтазин, бугафен.

Средства медицинской защиты от биологических средств пора­
жения:

а) средства экстренной неспецифической профилактики: антибиотики
и сульфаниламиды широкого спектра действия, активные в отношении боль­
шинства инфекционных заболеваний, интерфероны;

б) средства специфической профилактики: антибиотики или антимик­
робные препараты узкого спектра действия, вакцины, анатоксины, бактери­
офаги, сыворотки;


■ К средствам медицинской защиты относят также перевязочные, обезболивающие средства и дегазирующие растворы.

Химические, химиотерапевтические, биологические препараты и пере­вязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источника ЧС и используе­мые либо самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи, включены в со­став медицинских средств индивидуальной защиты.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты (МСИЗ) относятся:

аптечка индивидуальная АИ-2;

индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);

пакет перевязочный медицинский (ППМ);

профилактический антидот П-10М.

Аптечка индивидуальная АИ-2 предназначена для предупреждения или снижения поражающего действия различных поражающих факторов, атакжедля оказания первой медицинской помощи пораженным. Лекарственные средства, содержащиеся в аптечке, применяются при ранениях, ожогах, отравленияхФОВ, радиационных поражениях и для предупреждения инфекционных болезней.

Медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечивается в первую очередь личный состав гражданских организаций (формирований) ГО, во вторую очередь — рабочие и служащие городов и отдельно расположенных категорированных объектов. Накопление медицинских средств индивидуаль­ной защиты осуществляется министерствами и ведомствами России, прави­тельствами республик в составе Российской Федерации, администрацией кра­ев (областей) в мирное время путем закладки их в мобилизационный резерв и создания запасов объектов экономики.

В настоящее время снабжение медицинскими средствами индивидуальной защиты осуществляется децентрализованно и централизованно. Оплата индиви­дуальных противохимических пакетов, накапливаемых в мобилизационном ре­зерве, производится за счет средств федерального бюджета. Оплата медицинс­ких средств индивидуальной защиты, накапливаемых в запас объектов экономи­ки, производится за счет средств предприятий, организаций и учреждений.

Выдача МСИЗ из мобилизационного резерва производится по решению Правительства Российской Федерации, а из запасов объектов экономики -по решению руководителей объекта в установленном порядке.

Система управления МС ГО.

Управление силами и средствами МС ГО осуществляется в соответствии с Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными и распорядительными документами Минздрава России, при­казами и распоряжениями начальников ГО, территориальных органов ГО ЧС.

Сущность управления заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава и органов управления МС ГО по поддержанию в по­стоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время.

106


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

Управление базируется на предвидении развития общей и медицинской об­становки в военное время, учете возможностей сил и средств МС ГО, быст­ром реагировании на изменение обстановки, своевременном принятии ре­шений и настойчивом проведении их в жизнь.

Управление МС ГО должно обеспечить; перевод в сжатые сроки орга­нов управления и сил службы на военное положение, своевременное осуще­ствление мероприятий по медицинскому обеспечению населения и сил ГО при применении противником современных средств поражения.

Для обеспечения управления МС ГО создается система управления, пред­ставляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления всех звеньев МС ГО, а также пунктов управления, системы связи и оповещения. Система управления создает материальную основу процесса управления.

В любых условиях обстановки основу управления МС ГО составляет ре­шение начальника службы и организация его выполнения.

Процесс управления медицинской службой ГО включает следующие мероприятия:

•Непрерывное добывание, сбор, прогнозирование и оценка медико-
тактической обстановки в зоне ответственности;

•своевременное принятие решения по организации медицинского обес­
печения пораженного населения и доведение задач до подчиненных;

•разработка планов по медицинскому обеспечению населения в воен­
ное время и их корректировка;

■ подготовка органов управления и сил МС ГО к выполнению задач;

•определение состава, мест, порядка развертывания и работы пунктов
управления, систем связи и оповещения;

•постоянный контроль за выполнением планов, приказов, распоряже­
ний и оказание помощи подчиненным;

•организация взаимодействия с другими службами ГО, с военно-меди­
цинской службой МО РФ, МВД РФ, ФСБ, ФАПСИ, органами и силами заинте­
ресованных министерств и ведомств;

Управление силами и средствами МС ГО носит циклический характер. Первый (заблаговременный) цикл начинается в мирное время при подготов­ке формирований и учреждений МС ГО к действиям по медицинскому обес­печению пораженного населения в военное время.

Последующие (оперативные) циклы повторяются в ходе их ведения в результате изменения общей и медицинской обстановки и необходимости уточнения решения и планов начальником МС ГО, что должно обеспечить эффективное выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в установленные сроки и в любых условиях.

Сложность задач, стоящих перед МС ГО и условия, в которых они будут решаться, предъявляют повышенные требования к управлению службой. Уп­равление может быть эффективным, если вся система управления будет на­ходиться в высокой готовности, если оно будет непрерывным, устойчивым, оперативным и скрытным.

Обеспечение постоянной готовности системы управления службы к вы­полнению поставленных задач в любой обстановке, с первых минут возник-

107


новения угрозы войны, в том числе при внезапном нападении противника, является одной из главных задач, стоящих перед начальником МС ТО и его штабом. Поэтому готовность системы управления МС ГО должна быть выше готовности сил службы, т.е. опережать ее.

Под непрер ывностью управления понимается постоянное воздействие на­чальника и ШтабгГМС ГО на ход выполнения задач. Непрерывность управления достигается постоянным знанием обстановки, наличием бесперебойной связи с подчиненными, старшими начальниками и взаимодействующими силами.

Устойчивост ь управления определяется способностью начальника и шта­ба МС ГО выполнять свои функции в любой обстановке военного времени, до­стигается заблаговременным созданием системы запасных пунктов управле­ния МС ГО, подготовкой штабов-дублеров, оснащением их соответствующей документацией и надежными техническими средствами управления и связи.

Оперативность управления заключается в способности начальника и штаба МС ГО быстро и точно влиять на ход выполнения задач, своевременно реагировать на любые изменения обстановки. Это достигается высоким уров­нем оперативной подготовки руководящего звена службы, умением анали­зировать обстановку, быстро принимать адекватные решения, разрабатывать четкие документы по управлению силами и средствами МС ГО. Важную роль в повышении оперативности управления играет использование компьютер­ных систем автоматизации связи и управления.

^ Скрытность управления означает сохранение в тайне от противника всех проводимых мероприятий по гражданской обороне и достигается путем ис­пользования закрытых каналов связи, ограничением круга лиц, допущенных к секретным документам.

Решающая роль в организации и осуществлении управления принадле­жит начальнику МС ГО, который руководит подчиненными лично и через штаб МС ГО. Штабы МС ГО руководят и направляют деятельность подчиненных штабов, а также осуществляют непосредственное управление формирова­ниями и учреждениями службы соответствующего уровня.

При этом необходимо четкое распределение полномочий между руко­водящими инстанциями службы, а также определение функциональных обя­занностей должностных лиц штабов МС ГО

Для координации деятельности формирований и учреждений МС ГО, вы­полняющих задачи по медицинскому обеспечению пораженного населения, осуществления своевременного маневра силами и средствами службы в ходе организации лечебно-эвакуационных мероприятий в очаге поражения, а так­же для организации взаимодействия, создаются оперативные группы. Группы формируются из наиболее опытных специалистов органов управления здра­воохранением, имеющих соответствующую оперативную подготовку Г

При организации управления силами и средствами МСГО оптимальным является соблюдение принципа централизации, характерного для иерархичес­ких систем, в сочетании с предоставлением подчиненным органам и силам служ­бы инициативы при определении способов выполнения поставленных задач.


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

Планирование медицинского обеспечения населения в военное время.

Решение начальника МС ГО по медицинскому обеспечению населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, отраба­тывается в виде Плана медицинского обеспечения населения в военное вре­мя. План медицинского обеспечения населения в военное время — это ком­плекс графических и текстуовых документов, определяющих объем, органи­зацию и порядок осуществления мероприятий по переводу МС ГО на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в условиях войны.

Общая структура и основное содержание планов федеральных служб ГО определяются директивой Начальника ГО Российской Федерации. Конк­ретное наполнение и порядок разработки плана медицинского обеспечения населения в военное время на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях регламентируются Положением о федеральной меди­цинской службе ГО, инструкциями и методическими указаниями Министер­ства здравоохранения РФ.

В плане дается краткая характеристика возможной радиационной, хи­мической, биологической и медицинской обстановки при различных вариан­тах развязывания и ведения войны — с применением оружия массового по­ражения и с использованием только обычных средств вооруженной борьбы, излагаются основные задачи службы, поставленные начальником ГО и началь­ником вышестоящей МС ГО, и порядок их выполнения при различных степе­нях готовности ГО, перечисляются силы и средства МС ГО и распределение их в группировке сил ГО, предназначенной для ведения спасательных и дру­гих неотложных работ в очаге поражения.

Отдельно в плане излагаются вопросы организации медицинского обес­
печения населения при планомерном приведении в готовность МС ГО и при
внезапном нападении противника. v

Приложениями к плану являются: карта с нанесенной обстановкой и решением начальника МС ГО на медицинское обеспечение населения в во­енное время, календарный план выполнения мероприятий ГО и схема орга­низации управления, связи и оповещения. Дополнительно к плану прилага­ются различные справочные и расчетные данные, необходимые для плани­рования медицинского обеспечения населения в военное время:

Сводные данные о формированиях и учреждениях МС ГО, расчет сил и средств службы для выполнения поставленных задач, документы скрытой связи, план взаимодействия с другими службами ГО и военно-медицинской службой; состав и задачи оперативных групп; расчеты, заявки на получение имущества, проекты решений, приказов, распоряжений, ордера на занятие помещений в загородной зоне при развертывание дополнительных коек МС ГО и другие материалы.

Условно разработку плана можно разделить на три периода: организа­ционно-подготовительный, практическая разработка документов, согласова­ние и утверждение. Для разработки документов плана штаб МС ГО организу-

109


ет сбор, изучение и обобщение исходных данных. Исходные данные штаб получает от соответствующих органов ГО ЧС, подчиненных штабов МС ГО, других служб ГО. Опыт работы штабов показывает, что сначала целесообраз­но разрабатывать графические документы, а затем текстовые. Содержание приложений определяется в соответствии с установленными формами, ука­занными в рекомендациях по разработке планов ГО.

План должен учитывать географические, экономические и демографи­ческие характеристики административной территории, особенности ее опе­ративного положения, реальное состояние местного здравоохранения, во­енную доктрину вероятного противника о способах начала и ведения войны.

На завершающей стадии разработки документов Плана медицинского обеспечения населения РФ в военное время он согласовывается с МЧС России и утверждается Министерством здравоохранения РФ. Планы медицинского обеспечения населения в военное время субъектов РФ, городов, городских рай­онов и сельских округов утверждаются соответствующими начальниками граж­данской обороны по согласованию с территориальными органами управления ГОЧС и руководителями вышестоящих органов управления здравоохранения.

Корректировк а плана осуществляется штабами МС ГО в порядке и сро­ки, установленные старшими начальниками. Как правило, она проводится о дин gag в год по и сходны м данным на 1 января. Реальность^перативных документов¥расче?ов плангГпроверяется в ходе ко!51ндно-штабных и штаб­ных учений и тренировок.

л

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...