Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовку материально-технической базы.




Приказ начальника ГО объекта, план исследования и календарный план подготовки к исследованию - это три основных взаимосвязанных документа, определяющих содержание всей работы по данной проблеме.

Работа группы исследования начинается с обобщения и анализа исход­ных данных по характеристике объекта здравоохранения, на основе которых заполняется паспорт объекта.

В паспорте объекта необходимо иметь сведения, наиболее полно и все­сторонне характеризующие объект с точки зрения его готовности к работе в экстремальных условиях мирного и военного времени, а при его дислокации в городе,- возможности по эвакуации в ограниченные сроки.

Паспорт объекта содержит следующие разделы:


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

1.Характеристика общих данных по организационной структуре объек­
та здравоохранения включает: наименование учреждения и адрес его распо­
ложения (телефоны руководства); коечная емкость, число посещений задень
(для поликлиник); численность персонала, в т.ч. врачи, средний медперсо­
нал, технический и др. состав; количество отделений (отделов, лабораторий,
служб) с указанием их коечной емкости; численность персонала по штату и
фактически, в том числе врачей, средних медработников, др. персонала.

2.Характер размещения объекта отражается на плане-схеме объекта в
масштабе, на котором указывается:

размещение корпусов с их нумерацией и развернутыми в них отделениями;

наличие защитных сооружений (встроенных, отдельно-стоящих) с обо­значением расчетной нагрузки (кг/см2) и вместимости нетранспортабельных больных или персонала;

наличие защитных сооружений за пределами территории объекта, ко­торые планируются для защиты персонала и больных, их характеристика по вместимости и защитным свойствам;

наличие свободных (не заваливаемых) территорий, которые могут быть использованы для (строительства простейших защитных сооружений;

наличие и характеристика водоемов с указанием запаса воды, пожар­ных гидрантов;

количество вводов централизованных сетей электроснабжения, водо­снабжения, канализации и наличие соответствующих автономных источни­ков, их характеристика по обеспечению жизнедеятельности объекта;

транспортные коммуникации и развязки на^них; протяженность, шири­на проезжей части, покрытые, заваливаемые участки, резервные выезды на городскую дорожную сеть, погрузочные площадки у корпусов;

3.Характеристика защитных свойств корпусов объекта здравоохране­
ния. В пояснительной записке на плане-схеме объекта указывается его мес­
тонахождение по отношению к геометрическому центру города (районного
центра, населенного пункта) и по отношению к химически опасным и другим
опасным объектам с указанием расстояния и возможных последствий ава­
рий на этих объектах. При их наличии указываются и другие особенности при­
легающих территорий (зоны затопления, селевые потоки, сходы снежных
лавин и т.д.). Для сейсмоопасных регионов указывается сейсмостойкость
строений (в баллах).

4.Характеристика ресурсов снабжения медицинским, санитарно-хозяй-
ственным и специальным имуществом проводится с учетом всех имеющихся
источников снабжения. При этом учитывается, прежде всего, обеспеченность
м состояние готовности по имуществу созданных формирований для работы
в очагах катастроф мирного и военного времени. Они приоритетно должны
иметь наиболее полную оснащенность. Затем учитывается обеспеченность
имуществом объекта здравоохранения при выполнении задачи мирного и
военного времени.

5. Состояние защиты персонала и больных исследуется по вариантам:
при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

155


при внезапном нападении противника;

при планомерном проведении мероприятий по переводу объекта здра­воохранения с мирного на военное положение.

При этом учитывается обеспеченность персонала и больных защитными сооружениями: убежищами, противорадиационными укрытиями, приспособлен­ными укрытиями, средствами индивидуальной защиты, в т.ч. и медицинскими средствами индивидуальной защиты (АИ-2, ИПП-8, ИПП-10, ППМ). Кроме того, отражается решение вопросов эвакуации объекта здравоохранения (при его расположении в городе). Результаты исследования сводятся в таблицы.

Для объектов здравоохранения, имеющих задание на передислокацию и организацию работы в загородной зоне, исследуется состояние готовнос­ти по месту их развертывания. Необходимо иметь данные по характеристике отводимых для объекта здравоохранения зданий с точки зрения их пригод­ности для обеспечения работы функциональных отделений (размеры площа­ди, наличие пищеблока, водоснабжение, электроснабжение, отопление, ка­нализация, подъездные пути и т.д.). Коммунально-бытовое обеспечение объекта здравоохранения, развертываемого в загородной зоне, включает большой круг вопросов, в зависимости от конкретных условий. Это и банно-прачечное обслуживание, и обеспечение продуктами питания, и наличие за-ласов топлива, и др.

При этом в процессе оценки можно выделить четыре последователь­ных этапа:

оценивается состояние устойчивости функционирования объекта по месту постоянной дислокации (в городе);

готовность и обеспеченность больницы всем необходимым для ее пе­редислокации в установленные сроки в загородную зону;

возможность развертывания больницы на заданную коечную емкость в загородной зоне в соответствии с планом;

способность функционирования в загородной зоне в соответствии со сво­им предназначением в условиях поступления массового потока пораженных.

По существу, эти этапы оценки устойчивости функционирования в во­енное время присущи и для других учреждений здравоохранения, но с уче­том специфики их предназначения.

Завершающим этапом работы по исследованию и оценке устойчивости функционирования объекта здравоохранения является отработка плана ос­новных мероприятий, которые необходимо провести, чтобы повысить устой­чивость его работы в мирное и военное время.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в плановом порядке выполнить наиболее затратоемкие работы заблаговременно, а работы второй очереди могли бы быть проведены в сжатые сроки.

В первую очередь обращается внимание на устранение "узких мест", снижающих устойчивость функционирования объектов здравоохранения.

В некоторых случаях для решения каких-то вопросов не требуется прило­жения особых усилий и значительных затрат материальных и денежных средств. Например, обустройство 2-3 дополнительных въездов-выездов на территорию

156


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

объекта (аптечный оклад, больница) значительно облегчают маневрирование транспортом и ускоряют выполнение эвакуационных мероприятий.

При отработке плана основных мероприятий по повышению устойчиво­сти функционирования объекта здравоохранения важно еще и оценить ре­альность выполнения планируемых мероприятий вообще, и тем более в ог­раниченные сроки. Бесспорно, что в целях надежной защиты персонала и больных надо строить защитные сооружения. Но при этом необходимо учи­тывать наличие лимитов на соответствующие материалы, наличие подряд­ных организаций и др. факторы.

То же можно сказать и о накоплении автономных энерго-источников, но каковы возможности по их получению?

Все планируемые мероприятия можно сгруппировать в следующие разделы:

обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала, членов их семей и больных по месту постоянной дислокации, а для городских объектов здра­воохранения и в загородной зоне;

повышение степени физической устойчивости зданий, сооружений и коммуникаций объекта (электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и канализационной системы);

повышение противопожарной стойкости, защиты зданий;

повышение устойчивости управления, оповещения и связи.

5.4. Организация специальной и тактико-специальной подготовки на объекте здравоохранения.

Планирование и подготовку членов штабаГперсонала объекта и форми­рований объекта организует начальник штаба ГО ЧС в соответствии с прика­зом начальника ГО объекта и организационными указаниями по гражданс­кой обороне на текущий год, в которых ежегодно определяется тематика, ко­личество часов по каждой теме и форма проведения занятий.

С учетом особенностей объекта здравоохранения допускается до 10% учебного времени, предусмотренного программой, использовать для изуче­ния тех вопросов, которые необходимы для персонала объекта, на что указы­вается в приказе начальника ГО объекта. При этом не допускается исключе­ние из программы подготовки тем общего порядка, которые, независимо от профиля объекта здравоохранения, изучаются со всем персоналом и на всех объектах. На объектах здравоохранения по гражданской обороне проводит­ся специальная и тактико-специальная подготовка.

Приказом начальника ГО объекта для проведения специальной подго­товки определяется состав учебных групп, руководители и их заместители по проведению занятий, места проведения занятий, дни недели (месяца) и часы. Учебных групп для проведения занятий по специальной подготовке на объекте здравоохранения может быть несколько: группа руководящего со­става, включая полный состав штаба ГО ЧС; группы врачей по профилю их специальностей (допускается объединение врачей родственных специаль­ностей, например, хирургических, травматологических, ожоговых и т.д.); груп-


пы средних медицинских работников по родственным специальностям; груп­пы младшего медицинского персонала; группы обслуживающего персонала (без медицинского образования). На каждую учебную группу оформляется журнал учета занятий и посещаемости обучаемых.

Важно правильно спланировать дни и часы проведения занятий с учетом занятости обучаемых. Заня тия npog o^gTcgjBjga6o4ee время. Проводить занятия по специальной подгот^"кё^долж1нь|руководител \л^\оьШци ики руководителей) учебных групп. Контроль и оказание помощи в подготовке и проведении заня­тий возлагается на начальника штаба ГО ЧС, заместителей начальника ГО объек­та, входящих в состав штаба ГО ЧС, для чего разрабатывается план-график по­сещения ими занятий. О результатах контроля делается запись в журнале (наи­менование темы занятия, посещаемость, качество занятия, наглядность, активность обучаемых и др.). Результаты контрольных проверок занятий обоб­щает начальник штаба ГО ЧС и докладывает начальнику ГО объекта.

По наиболее общим 1 -2 темам программы возможно чтение лекции для
всего персонала наиболее подготовленным лектором из числа руководяще­
го состава здравоохранения, преподавательского состава кафедр высших
учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и др.
} В начале учебного года проводится учебно-методический сбор руково-

S дителей занятий в масштабе всего объекта. Предварительно до проведения сбора его участники'должны иметь программы подготовки, состав учебных групп, время проведения занятий, подготовить имеющуюся литературу, ма­териалы для проведения занятий.

На методическом сборе уточняется учебный план по организации занятий, начальником штаба ГО ЧС доводятся последние положения об организации и ведении гражданской обороны, он отвечает на вопросы участников сбора.

Занятия по специальной подготовке завершаются зачетом. Руководи­тели учебных групп, если они относятся к числу руководящего состава объекта здравоохранения, освобождаются от посещения занятий в группе руководя­щего состава. Основная задача специальной подготовки персонала - это по­вышение своих профессиональных знаний и умений выполнять мероприятия в военное время в соответствии со своим предназначением в объеме своих функциональных обязанностей в различных условиях обстановки.

Одновременно, а лучше по завершении специальной подготовки, про­водится тактико-специальная подготовка, которая включает подготовку орга­на управления (штаба ГО ЧС), формирований объекта и объекта здравоохра­нения в целом.

Формами тактико-специальной подготовки являются: с штабом ГО ЧС — штабная тренировка, штабное учение, командно-штабное учение; сфор­мированиями — тактико-специальное занятие, тактико-специальное уче­ние; с объектом здравоохранения — комплексное учение объекта. При орга­низации тактико-специальной подготовки на объекте должна соблюдаться оп­ределенная последовательность в ее проведении. Прежде всего, необходимо организовать начальную подготовку штаба ГО ЧС, провести с ним штабные тре­нировки, штабное учение и только потом уже можно организовать тактико-спе-

158


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации ииальное учение с формированиями. Штаб должен быть подготовлен, чтобы руководить этими учениями. Тем более тщательной должна быть подготовка штаба и формирований к проведению комплексного учения с объектом.

Штабная тренировка проводится в составе штаба ГО ЧС объекта в те­чение 2-4 часов ежеквартально. Для ее проведения разрабатывается план с формулировкой рассматриваемых вопросов.

Это могут быть:

изучение и согласование разработанных функциональных обязанностей ••ежду членами штаба, их корректировка и уточнение;

уточнение отдельных положений плана гражданской обороны (действий) объекта в военное время;

заслушивание и обсуждение докладов членов штаба по определенным вопросам ведения гражданской обороны на объекте и др.

Штабную тренировку проводит начальник ГО объекта или, по его пору-нению, начальник штаба ГО ЧС с последующим докладом об итогах трени­ровки начальнику ГО объекта. Штабная тренировка завершается принятием решения и отработкой плана мероприятий по реализации решения.

Штабное учение проводится с штабом ГО ЧС при участии в нем руко­водителей подразделений (отделений) объекта, имеющих задания по граж­данской обороне, а также командиров (начальников) формирований (объек­товых и для МС ГО). Продолжительность штабного учения — 6-8 часов, в те­чение года целесообразно проводить 1 -2 учения. Если в квартале проводится штабное учение, то не должна проводиться штабная тренировка, а подготов­ка к этому учению рассматривается на предыдущей штабной тренировке.

Для проведения штабного учения разрабатывается:

замысел учения текстоово и графически;

организационные указания на подготовку и проведение учения с/указа­нием темы учения, состава участников, ответственных за подготовку, другие вопросы;

план проведения штабного учения с указанием темы, учебных целей, зтапов и учебных вопросов, отрабатываемых по астрономическому и опера­тивному времени, действий посредников и обучаемых;

план наращивания обстановки (содержание вводных, время их выдачи, кто выдает и кому);

план материально-технического обеспечения штабного учения (место проведения, средства связи, документация и т.д.).

Руководителем учения является начальник ГО объекта. По завершении учения делается его разбор, в результате которого разрабатывается план устранения выявленных недостатков.

Штабные учения на объекте здравоохранения могут проводиться выше­стоящим руководством МС ГО по своим планам, а объект за 20-30 дней дол­жен получить задание на подготовку к учению.

Командно-штабное учение проводится ежегодно в течение 2-3 суток (в зависимости от объекта здравоохранения) на тех объектах, где не предусмот­рено проведение комплексных учений. На объектах, где предусмотрено прове-

159


дение комплексного учения (больница на 600 и более коек), командно-штабное учение проводится ежегодно 2 года, а на 3-й год — комплексное учение объек­та. На этих объектах командно-штабное учение проводится в течение 3-5 суток.

В учении участвуют: штаб ГО ЧС; эвакуационная комиссия; не менее 1/3 основных отделений (лабораторий, отделов) объекта, формирования (ОПМ, БСМП и др.), подразделения обслуживания.

Для проведения учения отрабатываются документы:

замысел учения;

приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;

календарный план подготовки;

схема организации руководства учением;

организационные указания по подготовке и проведению учения;

план проведения учения;

план наращивания обстановки (вводные);

план проведения практических мероприятий (развертывание приемно-сортировочного отделения и др. отделений, развертывание ОПМ и т.д.);

план проведения исследовательской работы в ходе учения;

план работы руководителя учением и частные планы его помощников.

Основными требованиями к организации и проведению учений являются:

•замысел учения должен соответствовать прогнозируемой обстановке,
которая может дложиться на объекте здравоохранения в военное время;

•этапы учения должны раскрывать содержание мероприятий, проводимых
объектом по режимам его деятельности, принятым в гражданской обороне;

•учебные вопросы этапов учения должны последовательно раскрывать
содержание проводимых мероприятий в соответствии с планом (действия­
ми) гражданской обороны объекта здравоохранения;

•действия должностных лиц штаба ГО ЧС, персонала формирований,
подразделений (отделений, служб) объекта в ходе учения должны осуществ­
ляться в реальном времени, не допуская упрощения и условности;

•учения должны проводиться на реально имеющейся материальной базе
собственно объекта, придаваемой ему по плану на военное время;

•при проведении учения необходимо провести исследование реально­
сти планируемых мероприятий гражданской обороны на объекте здравоох­
ранения, отработать вопросы взаимодействия, предусмотренные планом
гражданской обороны (действий) объекта;

•особое внимание должно быть обращено на подготовку и организацию
проведения практических мероприятий в ходе учения: развертывание и орга­
низацию работы формирований (ОПМ, БСМП и др.), отделений по приему по­
раженных (больных), стационара для нетранспортабельных больных и другие
практические мероприятия, предусмотренные планом на военное время. Со­
держание и продолжительность проведения практических мероприятий дол­
жны соответствовать замыслу учения и той обстановке, которая требует про­
ведения этих мероприятий.

Надо считать неоправданным заблаговременное развертывание фор­мирований или приведение их в готовность в не установленное нормативами 160


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

время. Эти действия оправданы только на показных учениях, когда идет про­цесс обучения по гражданской обороне в масштабе города (района, субъек­та Российской Федерации).

На командно-штабном учении все практические мероприятия дол­жны выполняться в рамках нормативного времени, отведенного для них. Стационар для нетранспортабельных больных должен быть готов ш приему через 12 часов после получения распоряжения, сбор лично­го состава штаба ГО ЧС в рабочее время — 20 мин., в нерабочее •ремя — не более 2 часов, ОПМ в рабочее время — 30 мин., в нерабочее время — до 4 часов, готовность ОПМ повышенной готовно­сти — 12 часов, остальных — 24 часа, выписка больных из ЛПУ — 4 ••аса и т.д.

Проводя практические мероприятия в реально нормативном времени, представляется возможным проверить готовность к их выполнению и реаль­ность установленного норматива времени. Органы управления, учреждения и формирования МС ГО должны быть готовы к работе в любое время суток, а поэтому и некоторые практические мероприятия (оповещение и сбор, раз­вертывание ОПМ и др.) необходимо предусматривать и в ночное время.

Учитывая, что спасение жизни и здоровья пораженного населения в ус­ловиях военного времени во многом будет зависеть от своевременности ока­зания ему медицинской помощи непосредственно в очагах поражения, то большая роль в решении этой гуманной задачи принадлежит ОПМ, уровню кх подготовки и своевременности прибытия в очаг поражения. В связи с этим ка каждом командно-штабном учении необходимо с ним проводить тактико-специальное учение. Командно-штабному учению с ОПМ должна предшество­вать его подготовка путем проведения практических тренировок и тактико* специальных занятий с отделениями.

Содержание практической тренировки, тактико-специального занятия для каждого отделения ОПМ определяется его назначением и выполняемыми за­дачами при работе ОПМ в очагах поражения. Основной целью тренировок и занятий, проводимых с отделениями, является привитие личному составу твер­дых практических навыков в выполнении своих функциональных обязаннос­тей при различных вариантах работы ОПМ. Практические тренировки должны проходить динамично, без затраты большого количества времени. Каждым должностным лицом отделения обязанности выполняются в установленные сроки. Практическую тренировку проводит начальник отделения.

При составлении плана проведения практических тренировок и такти­ко-специальных занятий на учебный год необходимо учитывать последова­тельность изучения всех тем программы тактико-специальной подготовки ОПМ. Каждая последующая практическая тренировка или занятие должны быть продолжением отработанных тем и углублять знания обучаемых.

Практические тренировки обеспечивают подготовку личного состава к быстрому сбору и получению задач, умелому применению всех средств и способов защиты от оружия массового поражения, способствуют приобре­тению навыков работы в составе отделения.

161


Для всех отделений ОПМ обязательной темой практической трениров­ки является следующая — "Организация оповещения и сбора личного соста­ва, приведение в готовность отделения ОПМ".

Учебными целями тренировки являются: проверка схемы оповеще­ния личного состава отделения и сокращение сроков его сбора; отработка элементов приведения отряда в готовность (получение имущества, погрузка его на машины, порядок построения колонны машин, подготовка личного состава к маршу).

Эта практическая тренировка должна проводиться как в рабочее, так и в не­рабочее, ночное и дневное время. Все действия обучаемых в соответствии с их функциональными обязанностями хронометрируются начальником отделения.

Уточняются и согласовываются все вопросы, от решения которых зави­сит выполнение мероприятия по приведению в готовность отделения. Чтобы тренировка носила практический характер, начальник ОПМ заблаговремен­но каждому начальнику отделения в соответствии с общим планом приведе­ния отряда в готовность должен определить объем выполняемых отделени­ем мероприятий, указать очередность и сроки их выполнения. Тренировка заканчивается разбором и подведением итогов готовности отделения.

При проведении практических тренировок с приемно-сортировочным и госпитальным отделениями привлекаются и приписанные к ним санитарные дружины, §£ л и не в полном составе, то хотя бы командиры дружин и коман­диры санитарных звеньев. Они должны знать задачи, которые на них возла­гаются при приведении ОПМ в готовность.

Затем проводится занятие по теме: "Средства и способы защиты лич­ного состава ОПМ от поражающих факторов ядерного, химического и бакте­риологического оружия". Проводят его начальники отделений. На этом заня­тии каждое отделение должно провести трассировку площадки, где планом предусмотрено отрывать простейшее укрытие (щель). Такое простейшее ук­рытие должно вмещать личный состав 1 -2 отделений (20-40 человек). На за­нятии распределяются обязанности личного состава при строительстве это­го укрытия, производится распределение шанцевого инструмента. Началь­ник ОПМ заблаговременно по согласованию с главным врачом медицинского учреждения, на базе которого создан ОПМ, указывает всем начальникам от­делений места расположения площадок для простейших укрытий.

Занятие будет более наглядным, если одно такое укрытие на террито­рии медицинского учреждения будет сделано реально, и его можно будет посмотреть всему личному составу.

Успешное проведение практической тренировки невозможно без хороше­го ее материального обеспечения: наличия достаточного количества противо­газов, простейших средств защиты органов дыхания и материалов для их изго­товления, противочумных костюмов, индивидуальных аптечек и противохими­ческих пакетов. На занятии приобретаются практические навыки по применению средств индивидуальной защиты. Занятия, проводимые с отделениями ОПМ, могут быть эффективными только при условии прак­тического развертывания отделений, когда весь личный состав конкретно вы-

162


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации.

юлняет свои функциональные обязанности в условиях определенно созданной >6становки. Для развертывания отделений ОПМ необходимо использовать иму-иество, привлекать транспорт, приспосабливать помещение.

Каждое отделение ОПМ имеет свои задачи, особенности развертыва- шля и работы при использовании различных поражающих факторов.

При проведении практических тренировок по развертыванию отделе-•1й ОПМ, таких, каксортировочно-эвакуационное, операционно-перевязоч-юе, госпитальное, надо подбирать соответствующие помещения с учетом жшаемых ими задач.

Тренировки с личным составом отделения частичной санитарной обра-к)тки и частичной дезактивации, аптеки, лаборатории и хозяйственного от­деления должны проводиться непосредственно на базе того медицинского учреждения, где создан ОПМ, или совместно с другими отделениями ОПМ.

Для проведения практической тренировки с отделениями ОПМ разра­батывается план, в котором указываются учебные цели, время и место заня-гия, его материальное обеспечение, учебные вопросы. К плану прилагается:хема развертывания отделений с детальным указанием размещения всего оборудования и расстановки личного состава.

Перед началом практического развертывания отделения его личный состав знакомится с планом занятия и схемой развертывания отделения, изу-«ает функциональные обязанности. В ходе тренировки уточняются схема раз­вертывания отделения и расстановка личного состава. Целесообразно сна­чала провести с отделениями ОПМ практические тренировки по организации их работы в случае ядерного поражения, а в последующем, когда личный со­став приобретает некоторые практические навыки, £ ними можно проводить и тактико-специальные занятия по организации приема пораженных из оча­га химического поражения.

При проведении тактико-специальных занятий учебные вопросы отра­батываются на фоне определенной тактической обстановки с обязательным привлечением статистов для имитации пораженных. В ходе тактико-специ­ального занятия некоторые наиболее сложные вопросы могут отрабатывать­ся повторно. Тактико-специальные занятия проводятся с операционно-пере-•язочным, госпитальным отделениями.

На тактико-специальном занятии по развертыванию сортировочно-эва-куационного отделения для приема пораженных ядерным оружием предус­матривается организация работы распределительного поста, площадки час­тичной санитарной обработки и частичной дезактивации, сортировочных для носилочных и ходячих пораженных, эвакуационных палат. Распределитель­ный пост развертывается на расстоянии до 50 м от сортировочно-эвакуаци-онного отделения на пути потока поступления пораженных. Работой распре­делительного поста руководит фельдшер или медицинская сестра.

В составе поста работает дозиметрист, определяющий величину загряз­нения радиоактивными веществами одежды и незащищенных кожных покро­вов у поступающих пораженных. Пораженных имитируют статисты, которым раздаются билеты с характеристикой поражения. Все поступающие

163


пораженные на распределительном посту подразделяются на носилочных и ходячих; из их числа выделяют инфекционных больных и пораженных с пси­хическими расстройствами, подлежащих изоляции, а также загрязненных ра­диоактивными веществами.

В зимнее время для частичной санитарной обработки носилочных боль­ных отводится специальное теплое помещение. На распределительном по­сту и площадке частичной санитарной обработки весь личный состав при не­обходимости работает в табельных средствах индивидуальной защиты или в обычной одежде, используя ватно-марлевые повязки или респираторы.

Сортировочные для носилочных и ходячих пораженных должны разме­щаться таким образом, чтобы не получилось встречных и перекрещивающих­ся потоков их поступления внутри ОПМ.

Площадь помещения сортировочной для носилочных пораженных дол­жна быть не менее 250-300 м2, чтобы можно было одновременно разместить 80-100 носилочных пораженных, столы для их регистрации, столы для ме­дикаментов, оборудовать место для мытья рук, стерилизации инструментов и шприцев и развернуть хозяйственный уголок.

Сортировочная для носилочных пораженных (рис. 8) должна разверты­ваться так, чтобы пораженные из нее могли поступать в операционную, пере­вязочную, противошоковые и госпитальные палаты, в инфекционный и пси­хоневрологический изоляторы, а также в эвакуационное отделение.

Площадь помещения сортировочной для легкопораженных должна быть 80-100 м2. На ней можно одновременно разместить сидя до 100 ходячих по­раженных, оборудовать перевязочную на один стол, разместить стол регист­ратора и развернуть хозяйственный уголок. В перевязочной необходимо иметь столик для медикаментов, инструментальный столик и место для сте­рилизации инструментов.

В процессе тактико-специального занятия при развертывании сорти-ровочно-эвакуационного отделения и площадки частичной санитарной об­работки необходимо добиваться сокращения сроков готовности к приему пораженных, что во многом зависит от правильности расстановки личного состава и его слаженности в работе. Сортировочно-эвакуационное отделе- < ние должно быть готово к приему пораженных не позже чем через 30-45 мин после прибытия к месту развертывания.

Занятие с личным составом сортировочно-эвакуационного отделения завершается разбором.

Проведение тактико-специального занятия с сортировочно-эвакуаци-онным отделением, развернутым для приема пораженных отравляющими веществами, требует изменения его схемы развертывания.

Предусматривается выделение помещения для размещения поражен­ных, ожидающих санитарной обработки. В этом помещении должна прово­диться антидотная терапия, стимуляция дыхания и сердечной деятельности, здесь надо иметь и средства для дачи кислорода, необходимые предметы ухода за тяжелопораженными.


Организация медицинской службы гражданской обороны Российской федерации

Для раздевания пораженного выделяются два помещения: в первом снимается верхняя одежда и обувь, производятся дегазация открытых учас­тков тела и перекладывание пораженного на чистые носилки, во втором по­мещении снимаются нательное белье и противогаз. После этого пораженно­го переносят в следующее помещение, где осуществляется полная санитар­ная обработка. В этом помещении должно быть предусмотрено проведение кислородной терапии, введение сердечных и возбуждающих дыхание средств. После санитарной обработки пораженного переносят в одевальню, где на него надевают чистое белье. Затем он поступает в отделение, которое требуется ему по показаниям и сложившейся ситуации.

Ходячие пораженные с распределительного поста поступают на площад­ку (в летнее время) или в помещение (зимой) частичной санитарной обра­ботки. Здесь пораженные ФОВ получают таблетированный или в виде инъек­ции антидот (если он не был принят ранее). При ухудшении состояния пора­женного его переводят в поток для тяжелопораженных. После проведения частичной санитарной обработки ходячие пораженные направляются в сор­тировочные палаты.

Отделение частичной санитарной обработки для ходячих, развертыва­емое в зимнее время, имеет две комнаты:

для снятия сначала верхней одежды и обуви (в первой комнате), а затем для проведения частичной санитарной обработки открытых участков тела (во второй комнате) с помощью дегазирующих растворов; тут же пораженным надевают чистую одежду. В отделении санитарной обработки, куда поступа­ют тяжелопораженные, работают врач, 2 медицинские сестры, 1-2 санитар­ных звена дружины, а в отделении частичной санитарной обработки для хо­дячих—фельдшер, 1 медицинская сестра, 1-2 санитарные дружинницы.

Весь личный состав на распределительном посту и в отделении сани­тарной обработки работает в средствах индивидуальной защить1 кожи и ор­ганов дыхания (противогазах).

Сортировочные должны вмещать одновременно 150-200 пораженных. Основная задача сортировочно-эвакуационного отделения заключается в сортировке поступивших пораженных и направлении или на эвакуацию, или в госпитальное отделение. В этом отделении на всех пораженных заполняют медицинские карточки ГО.

При проведении занятия уделяется внимание расстановке личного со­става отделения и входящей в штат отделения санитарной дружины, изуче­нию функциональных обязанностей, отработке схемы развертывания отде­ления, его оборудованию, достижению слаженности в работе личного соста­ва. Подчеркивается необходимость обеспечения безопасности работы личного состава при приеме пораженных.

Тактико-специальное занятие с операционно-перевязочным отделением по организации его работы при развертывании ОПМ в очаге ядерного пораже­ния проводится для уточнения схемы развертывания отделения с распределе­нием медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и расстановкой личного состава отделения в соответствии с его функциональными обязанно-

165


стями в условиях приспосабливаемого помещения; привития навыков бригад­ного метода работы по оказанию неотложной хирургической и терапевтичес­кой помощи пораженным и проведению противошоковых мероприятий.

В составе операционно-перевязочного отделения развертываются опе­рационная (с предоперационной) не менее чем на 2 операционных стола, перевязочная (с предперевязочной) на 4-6 столов, противошоковые палаты и стерилизационная (рис. 3).

В отделении по рабочим местам распределяется медицинский персо­нал с учетом его квалификации, создаются хирургические и противошоко­вые бригады из врачей и среднего медицинского персонала, младшего ме­дицинского персонала. Бригады распределяются следующим образом: в опе­рационную — 1 хирургическая и 1 сестринская, в перевязочную — 2-3 хирургические и 2-4 сестринские, в противошоковые палаты — 1 врачебная и 2 сестринские бригады.

В ходе занятия оттачивается слаженность в работе отделения при его раз­вертывании и выполнении функциональных обязанностей каждым должностным лицом во время поступления пораженных. Операционно-перевязочное отделе­ние должно быть готово через 60-80 мин с начала его развертывания. За это время оборудуются операционная, перевязочная и противошоковые палаты, стерилизуются инструментарий и операционное белье, полностью должен быть готов медицинский персонал к работе в операционной и перевязочной.

В операционно-перевязочном отделении осуществляется окончательная остановка наружного кровотечения, проводятся противошоковые мероприятия, профилактика и лечение раневой инфекции, ведется борьба с асфиксией и при­нимаются меры по ее предупреждению, накладываются и исправляются повяз­ки, осуществляется транспортная иммобилизация по показаниям, делаются н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...