Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие?
Стр 1 из 67Следующая ⇒ РАЗДЕЛ I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие? Наука есть систематизированное и теоретически оформленное знание об окружающей человека природной и социальной действительности. Но чтобы получить систематизированное знание, необходимо использовать определенные методы и категории как инструменты познания. Каждая наука разрабатывает свои категории. В социальной философии, например, используются такие категории, как «общество», «прогресс», «общественное сознание», «общественное бытие», «социальный детерминизм», «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «гуманизм» и др. Все науки, как естественные, так и общественные, исследуют объективный мир, т. е. окружающую природную и социальную действительность. Они открывают законы его развития и функционирования, выявляют внутренние механизмы взаимодействия и взаимосвязей природных и социальных процессов и явлений. Но объекты исследования естественных и общественных наук совершенно разные. Так, объектом исследования естественных наук является природа, где действуют слепые стихийные силы. Объектом же исследования общественных наук выступает общество, представляющее собой продукт взаимодействия людей, сознательно преследующих свои цели. Поэтому социальное познание обладает рядом специфических черт. Во-первых, общество является не только объектом изучения, но и субъектом. Физик имеет дело с природой, т. е. с таким объектом, который противопоставлен ему и всегда, так сказать, «безропотно подчиняется». Обществовед имеет дело с деятельностью людей, поступающих сознательно и творящих материальные и духовные ценности. Люди меняют свои взгляды, свое отношение к тем или иным историческим фактам и событиям. Кроме того, каждый человек индивидуален и уже в силу этого имеет свою точку зрения на все вопросы жизни. Поэтому очень трудно установить подлинное мнение людей о том или ином явлении социальной действительности.
Физик-экспериментатор может повторять свои эксперименты до тех пор, пока окончательно не убедится в правильности полученных им результатов. Обществовед лишен такой возможности, так как в отличие от природы общество меняется быстрее, меняются люди, условия жизни, психологическая атмосфера и т. д. Физик может надеяться на «искренность» природы, раскрытие ее тайн зависит в основном от него самого. Обществовед не может быть полностью уверен в том, что люди на его во- просы отвечают искренне. А если он исследует историю, то вопрос еще больше осложняется, так как нет в наличии многих исторических источников, отражающих те или иные исторические реалии. Во-вторых, общественные отношения, т. е. отношения людей, которые складываются в процессе их совместной деятельности, сложнее природных процессов и явлений. На микроуровне они состоят из материальных (экономических), политических, социальных и духовных отношений, которые настолько переплетены между собой, что невозможно оторвать их друг от друга. Возьмем, например, политическую сферу жизни общества. Она включает в себя самые различные элементы — власть, государство, политические партии, политические институты и учреждения и т. д. Но ведь нет государства без экономики, без социальной жизни, без социальных групп и слоев, без духовного производства. Изучение всего этого комплекса вопросов — дело тонкое и сложное. Но кроме макроуровня, есть еще микроуровень общественной жизни (например, студенческие коллективы, спортивные команды и др.), где связи и отношения различных элементов социума носят еще более запутанный и противоречивый характер, и их раскрытие тоже представляет собой немало сложностей и трудностей.
В-третьих, социальное отражение общества имеет не только непосредственный, но и опосредованный характер. Одни явления отражаются непосредственно, а другие — опосредованно. Так, политическое сознание отражает политическую жизнь непосредственно, т. е. оно фиксирует свое внимание только на политической сфере общества. Что касается такой формы общественного сознания, как философия, то она опосредованно отражает политическую жизнь в том смысле, что политика не является для нее объектом исследования, хотя так или иначе она затрагивает те или иные ее аспекты. Искусство и художественная литература полностью связаны с опосредованным отражением общественной жизни. В творчестве А. П. Чехова, например, отражены самые различные стороны жизни людей. В-четвертых, социальное познание может осуществляться через ряд опосредствующих звеньев. Так, духовные ценности в виде определенных форм знаний об обществе передаются из поколения в поколение, и каждое поколение их использует при изучении и выяснении тех или иных сторон общества. Современному физику мало что дают физические знания, скажем, XVII в., но ни один историк античности не может проигнорировать исторические труды Геродота и Фукидида. И не только исторические произведения, но и философские работы Платона, Аристотеля и других корифеев древнегреческой философии. Мы верим тому, что писали античные мыслители о своей эпохе, о своем государственном устройстве и экономической жизни, о своих моральных принципах и т. д. И на базе изучения их сочинений у нас создается свое собственное представление о далеких от нас временах. л В-пятых, люди не живут изолированно друг от друга. Они творят вместе и создают материальные и духовные блага. Они принадлежат к определенным группам, сословиям и классам. Они воспитываются в разных семьях. Поэтому у них формируется не только индивидуальное, но и сословное, классовое, кастовое сознание и др., что тоже создает определенные трудности для исследователя. Например, биологу, изучающему животный мир, не приходится обращать внимание на такого рода факторы, поскольку у животных нет никакого сознания и ни к каким кастам или сословиям они не относятся. При исследовании общества надо учитывать интересы людей, их социальное положение, их социальную роль.
В-шестых, общество изменяется и развивается быстрее, чем природа, и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием. Иначе можно отстать от жизни и науки и впоследствии скатиться к догматизму, т. е. к отказу от учета реально изменившейся ситуации, которой уже не соответствуют старые социальные знания. В-седьмых, социальное познание непосредственно связано с практической деятельностью людей. Они заинтересованы в том, чтобы использовать результаты научных исследований в своей жизни. Математик может заниматься абстрактными формулами и теориями, не имеющими прямого отношения к жизни. Возможно, его научные изыскания получат практическую реализацию через какое-то время, но это будет потом, пока же он имеет дело с математическими абстракциями. В сфере социального познания вопрос стоит несколько иначе. Такие науки, как, например, социология, юриспруденция, политология, имеют непосредственно практическое значение. Они обслуживают общество, предлагают различные модели и схемы совершенствования социальных и политических институтов, законодательных актов, повышения производительности труда и т. д. Даже такая абстрактная дисциплина, как философия, связана с практикой, но не в том смысле, что она помогает, скажем, выращивать огурцы или строить заводы, а в том, что она формирует мировоззрение человека, ориентирует его в сложной сети общественной жизни, помогает ему преодолевать трудности и найти свое место в обществе. Социальное познание осуществляется на двух уровнях — на уровне эмпирического и на уровне теоретического познания. Эмпирический уровень связан с непосредственной действительностью, с повседневной жизнью человека. В процессе практического освоения мира он вместе с тем познает и изучает его. Человек на уровне эмпирии представляет хорошо, что необходимо считаться с законами объективного мира и строить свою жизнь с учетом их действий. Эмпирический уровень знаний — это повседневные знания, без которых человек не может ориентироваться в сложном лабиринте жизни. Эти знания накапливаются постепенно и годами, благодаря им человек становится мудрее, осторожнее и более ответственно подходит к жизненным проблемам.
Теоретический уровень есть обобщение эмпирических наблюдений, хотя теория может выходить и за пределы эмпирии. Именно благодаря теоретическим знаниям совершаются открытия. Теория — мощный фактор общественного прогресса. Она проникает в сущность изучаемых явлений, вскрывает их движущие пружины и механизмы функционирования. Оба уровня между собой тесно связаны. Теория без эмпирических фактов трансформируется в оторванные от реальной жизни спекуляции. Но и эмпирия без теоретических обобщений не может обойтись, так как именно на базе таких обобщений удается сделать громадный шаг на пути освоения предметного мира. Социальное познание гетерогенно, т. е. многообразно. Существуют философские, социологические, правовые, политологические, исторические и другие виды социального познания. Философское знание — наиболее абстрактная форма социального познания. Оно имеет дело со всеобщими, объективными, повторяющимися, существенными, необходимыми связями действительности. Оно в теоретической форме осуществляется с помощью категорий (материя и сознание, возможность и действительность, сущность и явление, причина и следствие и др.) и определенного логического аппарата. Социологическое знание имеет конкретный характер и касается непосредственно тех или иных сторон общественной жизни. Оно помогает человеку глубже изучить социальные, политические, духовные и другие процессы. Например, в период выборов очень нужны социологические данные, чтобы правильно построить предвыборную кампанию. Социологическое знание вооружает человека соответствующими рецептами выздоровления общества, ставит диагнозы, как медицина, и предлагает средства лечения социальных недугов. Что касается правового знания, то оно связано с освоением правовых норм и принципов, с их использованием в практической жизни. Обладающий знанием в области прав гражданин защищен от произвола властей и бюрократов. Политологическое знание отражает политическую жизнь общества, теоретически формулирует закономерности политического развития общества, исследует функционирование политических институтов и учреждений. Историческое знание позволяет нам глубже понять историческое прошлое, провести связующую линию между прошлыми и современными поколениями, извлечь определенные уроки из жизни прошлого и двигаться вперед. Кроме того, знание прошлого способствует формированию мировоззрения людей и воспитанию новых поколений в духе патриотизма и любви к родине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|