Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антимонопольная политика государства как важнейший фактор развития предпринимательства




 

«Антимонопольная политики это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил»[169].

Усиление роли монополий приводит к потерям в экономике в целом для общества, что проявляется в следующих процессах:

- рост цен;

- ограничение роста выпуска продукции;

- ограничение внедрения достижений НТП в производство.

Для недопущения таких негативных процессов государственное антимонопольное регулирование осуществляется в двух направле­ниях:

- формирование антимонопольного законодательства;

- создание системы антимонопольных органов, призванных осуществлять регулирование и контроль монополистической деятельности.

Вместе с тем, одних только этих мер будет недостаточно, если не принимать роль антимонопольных органов в более широком смысле. А это деятельность, должна быть направлена на развитие экономики в целом, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение эффективной занятости и т.д.

На рисунке 8.8. представлены экономические цели политики антимонопольного регулирования. Как видно, эти задачи предполагают в целом содействие структурной перестройке, созданию здоровой конкурентной среды, развитию предпринимательства.

Рис.8.8. Экономические цели политики антимонопольного регулирования.[170]

 

Механизм решения этих задач в первую очередь опирается на нормативно – законодательную базу, обеспечивающей основные направления деятельности антимонопольных органов. Первый антимонопольный закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1 выполнил свои функции и в 2006 году был принят новый, более совершенный ФЗ №135 от 26 июля «О защите конкуренции». Всего же деятельность федеральной антимонопольной службы (ФАС) регулируется 49 правовыми актами и документами. Отметим основные. В систему антимонопольного законодательства входят:

· Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финан­совых услуг» от 23.06.1999 № 117-ФЗ;

· Федеральный закон №88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;

· Федеральный закон №38 – ФЗ «О рекламе»;

· Федеральный закон №94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

· Закон РФ от 20.02.1992 №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;

· Федеральный закон №147 – ФЗ «О естественных монополиях»;

· Федеральный закон № 36 – ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»;

Отдельные положения об ограничении антимонопольной де­ятельности установлены в федеральных законах «О недрах», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О животном мире», «О рекламе», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Феде­рации», в Водном кодексе Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство определяет:

· понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

· запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и Центрального банка;

· антимонопольные требования к торгам и отбору финансовых организаций;

· государственную и муниципальную помощь;

· функции и полномочия антимонопольного органа;

· государственный контроль за экономической концентрацией;

· ответственность за нарушение антимонопольного законодательства;

· порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Федеральный закон «О защите конкуренции» направлен на обеспечение:

• единства экономического пространства;

• свободного перемещения товаров;

• поддержки конкуренции;

• свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

• создания условий для эффективного функционирования то­варных рынков.

Рассмотрим некоторые основные категории Закона[171].

Монополистическая деятельность определяется законодатель­ством как противоречащее антимонопольному законодательству действие (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положе­ниям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Формы проявления недобросовестной конкуренции:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведе­ний, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение потребителей в заблуждение относительно характе­ра, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом произво­димых или реализуемых им товаров с товарами других хо­зяйствующих субъектов;

• продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незакон­ным использованием результатов интеллектуальной деятель­ности и приравненных к ним средств индивидуализации юри­дического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

• получение, использование, разглашение информации, состав­ляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую зако­ном тайну.

Понятие доминирующего положения. Согласно закону доми­нирующее положение — это исключительное положение хозяйству­ющего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рын­ке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее вли­яние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйст­вующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъ­екта, доля которого на рынке определенного товара составляет 50 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйст­вующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Монополистическая деятельность может проявляться в двух основных формах:

• злоупотребление хозяйствующими субъектами доминиру­ющим положением на рынке;

• согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничи­вающие конкуренцию.

Проявления злоупотреблений доминирующим положением на рынке, которые запрещаются и должны пресекаться:

• изъятие товаров из обращения, целью или результатом кото­рого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

• навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснован­ные требования передачи финансовых средств, иного имуще­ства, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согла­сие заключить договор лишь при условии внесения в него по­ложений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.);

• создание условий доступа на товарный рынок, обмена, по­требления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хо­зяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

• создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) дру­гим хозяйствующим субъектам;

• нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

• установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;

• сокращение или прекращение производства товаров, на кото­рые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

• необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности про­изводства или поставки соответствующего товара. Запрещенные формы согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию:

• установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

• повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

• раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

• ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

• отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Формы проявления ограничения конкуренции со стороны ор­ганов государственной власти в отношении хозяйствующих субъ­ектов, которые запрещены антимонопольным законодатель­ством:

• введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установ­ление запретов на осуществление отдельных видов деятельно­сти или производство определенных видов товаров;

• необоснованное препятствование осуществлению деятельно­сти хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

• установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобре­тение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

• дача хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) опреде­ленному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодатель­ными или иными нормативными актами Российской Федера­ции приоритетов;

• необоснованное препятствование созданию новых хозяйству­ющих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

• необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Законодательство также предъявляет антимонопольные требо­вания к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления. Не допускаются:

• создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, умень­шение платы за участие в конкурсе для отдельных участников конкурса;

• участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц;

• осуществление организатором конкурса, координации де­ятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;

• необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.

Проведение государственной политики по содействию развития товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение монополистической де­ятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничива­ющих конкуренцию действий осуществляются антимонопольным органом. Федеральный антимонопольный орган для осуществле­ния своих полномочий вправе создавать территориальные органы, которые ему подведомственны и действуют в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба является уполномочен­ным федеральным органом исполнительной власти. На рисунке 8.9. представлены основные функции антимонопольного органа.

Рис. 8.9. Основные функции антимонопольного органа[172]

 

В заключении следует отметить, что созданная система антимонопольной службы охватывает практически все сферы экономической деятельности и в полной мере является проводником антимонопольной политики. Развитие и совершенствование системы контроля за антимонопольной деятельностью представляется собой процесс эволюционного типа, гибко меняющаяся в зависимости как от экономической конъюнктуры на рынках, так и от проведении в целом социально – экономической политики государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...