Скандинавская школа теории конкурентоспособности
Скандинавскую школу конкурентоспособности отличает выработка оригинальных концепций конкурентоспособности для малых стран Западной и Северной Европы. В первую очередь это работы датских экономистов Б.- О. Лундваля и Б.Йонсона, норвежских экономико – географов Б.Айсхайма и А.Изаксена, норвежского экономиста Э.Райнерта. Объективные причины возникновения данной школы объясняются тем, что с середины 80 гг. малые страны стали испытывать двойное давление: со стороны крупных стран, т.к. наукоемкость последних в большинстве видов продукции была выше, что приводило к снижению спроса на национальные товары, услуги. По отношению к традиционным товарам, низкие издержки производства в развитых странах, по сравнению с продукцией малых стран, также снижало предложение национальных производителей. Основные идеи повышения конкурентоспособности малых стран. 1. Необходимо создавать и развивать добавочные инновации. В условиях малой страны все люди должны создавать инновации, которые предполагают повсеместность их применения. 2. Нужно развивать более высокую степень связей – потребитель /производитель. Постоянный обмен мнениями между продавцами и покупателями способствуют генерированию добавочных инноваций. Исходя из этого, признавалось, что обучение – главный процесс получения добавочных инноваций и повышения конкурентоспособности экономики. Лундваль выделил несколько видов обучения: 1. обучение путем делания; 2. обучение путем использования; 3. обучение путем производства; 4. обучение путем поиска; 5. обучение путем исследования. Б.Йонсон отметил, что кроме аккумуляции знаний для усовершенствовании экономики страны, важным процессом является процесс забывания. Как процесс освобождения от привычек и привязанностей населения, которые могут тормозить повышение конкурентоспособности.
Б.Айсхайм и А.Изаксен ввели в научный оборот термины «интерактивной инновационной модели» в которой «знание является главным ресурсом, а обучение – главным процессом»[194]. А получать эти знания необходимо в регионах обучения, которые образуются в промышленно развитых регионах страны. Цель – повсеместное создание региональных инновационных систем. Другой экономист, Э.Райнерт, указывал на необходимость развития или привлечения на территорию страны тех стадий производства и оказания услуг, которые характеризуются высокой технологической оснащенностью и следовательно более высокой зарплатой, чем низкотехнологические отрасли. При этом, даже если отрасль в целом не характеризуется высокой добавленной стоимость на одного рабочего, то лучше специализироваться в рамках производственной цепочки на тех стадиях, где показатель добавленной стоимости на одного рабочего максимален. В целом, скандинавская школа больше внимания уделяет местным особенностям развития экономики и учитывает в своих исследованиях социо – культурные аспекты конкурентоспособности. Рассмотрев, три направления развития теорий конкурентоспособности, сделаем определенные выводы: 1. Институциональный подход к решению проблем конкурентоспособности является доминирующим во всех теориях, и следовательно роль государства имеет первостепенное значение в формировании современной конкурентной политики. 2. Главным аспектом в формировании конкурентоспособности экономики выступает регион, со своими особенностями и локальными конкурентными преимуществами. Значит и региональная политика государства должна быть нацелена на создание и развитие региональной экономики, отражающей специфические черты территории. Посредством этой региональной политики могут формироваться свои особые конкурентные преимущества.
В целом, «достижение страной конкурентоспособности в международном разделении труда напрямую зависит от формирования форм межстрановой и стимулирования развития новых форм внутристрановой пространственной организации производства в рамках преимущественно регионального взаимодействия между основными институциональными факторами конкурентоспособности страны»[195]. Развитие конкурентоспособности национальных Предприятий – стратегический курс экономической политики Государства
Развитие конкурентоспособности российских предприятий, особенно в отраслях не связанных с топливно – энергетическим комплексом и добычей природных ресурсов, является важнейшей задачей национальной экономики. Рассмотрим три аспекта данной темы. Определение конкурентоспособности предприятия. Дадим характеристику оценочных показателей, определяющих конкурентоспособность фирмы. Выделим факторы и основные пути повышения конкурентоспособности. В общем смысле конкурентоспособность предприятия определяется, как способность выдерживать конкуренцию среди предприятий одного сегмента рынка с целью удержания или расширения своей доли совокупного спроса за счет производимых товаров/услуг, обладающих конкурентоспособными признаками. Вместе с тем, данное определение не выражает сущностных характеристик конкурентоспособности, так как наличие конкурентоспособных товаров/услуг – это, как правило, форма проявления внешнего свойства конкурентоспособности. Единой формулировки конкурентоспособности среди российских ученых нет. Как правило, они отражают разные составляющие понятия «конкурентоспособность предприятия». Так, например, по мнению Фасхиева Х.А, «высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков: 1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет); 2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме; 3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании»[196].
Он также считает, что для того чтобы стать конкурентоспособной компанией необходимо обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка и поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Другие точки зрения опираются на то, что конкурентоспособность фирмы это эффективность использования производственного потенциала; способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели; считается, что конкурентоспособность предприятия применима к длительному промежутку времени, а конкурентоспособность товара определена малым (по экономическим меркам) срокам и т.д. Более обобщенные определения конкурентоспособности предприятия акцентируют внимание на возможности и динамике приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции[197]. Можно и продолжить данный анализ. Не вступая в полемику, дадим определение конкурентоспособности, опираясь на то, что конкурентоспособность компании это и процесс, и результат фирмы. На основе методологии Фатхутдинова Р.А.,[198] можно предположить, что под конкурентоспособностью предприятия, фирмы, компании следует понимать процесс создания и управления конкурентными преимуществами, базирующихся на принципах перманентности инновационного воздействия на все стадии производства и реализации продукции. Конечным результатом является устойчивое удержание, и расширение своей сегментированной доли мирового рынка и наличия постоянных перспектив роста. Анализируя оценочные критерии конкурентоспособности, стоит заметить, что единого критерия не существует. В наибольшей степени данной категории соответствует комплексная оценка, характеризующая наиболее важные направления и результаты любого предприятия. На наш взгляд наиболее оптимально подходит оценка тактической ситуации и оценка управления стратегией предприятия. К тактическому направлению следует отнести следующие критерии:
1. Эффективность производственной деятельности предприятия. 2. Финансовое состояние предприятия. 3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара/услуги. 4. Конкурентоспособность продукции. 5. Деловая активность. К оценке управления стратегией предприятия относим: 1. Перспективы развития бизнеса в данном сегменте рынка. 2. Наличие системы перманентного инновационного воздействия на процессы управления, создания и продвижения продукции. 3. Кадровая политика, предполагающая непрерывное обучение в вовлечение коллектива в решение задач, стоящей перед предприятием. 4. Анализ качества научного сопровождения системы управления. 5. Анализ эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов. 6. Анализ факторов макросреды, в которой действует предприятие. Рассмотрим каждый из них несколько подробно. Характеристика критериев тактической (оперативной) конкурентоспособность представлена в таблице 9.2.
Табл.9.2. Анализ характеристик тактической (оперативной) конкурентоспособности фирмы[199]
Как видно из данной таблицы, комплексная оценка оперативного состояния предприятия дает возможность увидеть слабые и сильные стороны его текущей (тактической) конкурентоспособности. Характеристика критериев стратегической конкурентоспособности представлена в таблице 9.3.
Табл.9.3. Характеристика критериев стратегической конкурентоспособности фирмы[200]
Таким образом, представленная таблица оценок стратегической конкурентоспособности предусматривает системное формирование всех предпосылок для доминирования фирмы на рынке и открывает новые перспективы развития бизнеса. Немаловажную роль в этом должны сыграть и анализ основных факторов, повышающих конкурентоспособность предприятия. Учитывая то, что предприятие находится в двойственном положении: с одной стороны внутреннее управление фирмой (субъективный фактор), а с другой – воздействие внешней среды (объективный фактор), первой классификацией факторов является их разделение на внутренние и внешние. К внешним факторам, влияющим на конкурентоспособность, относят[201]: Политический климат в государстве. Правовые законы и ограничения. Величину и уровень развития «экономического» давления международного бизнеса, особенно в связи с вступлением России в ВТО. Степень развития социальной сферы. Макроэкономические характеристики национальной экономики, определяемые уровнем ее развития и экономической политикой государства. Наличие необходимой инфраструктуры, для деятельности бизнеса. Внутренние характеризуются конкурентоспособностью продукции, эффективностью сбыта и продвижения товаров/услуг на рынке, эффективностью производственной деятельности, и как следствие финансовым положением предприятия. Учитывая то, что под факторами конкурентоспособности стоит понимать основные ресурсы ее повышения, то их классификация должна опираться на составные части деятельности бизнеса. Выделим следующие виды классификаций: · По уровню и степени внедрения научного обоснования бизнеса. · Производственные и технологические факторы. · Маркетинговые факторы. · Финансовые факторы. · Социальные факторы. Характеристика данных факторов представлена в таблице 9.4. Сами по себе факторы не могут обеспечить успех фирмы, лишь взаимодействие даст необходимый самоусиливающийся эффект.
Табл.9.4. Анализ факторов, воздействующих на усиление конкурентоспособности предприятия[202]
Наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М.Портера[203]. Факторы конкурентоспособности М.Портер напрямую связывает с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп: Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся – физическая инфраструктура, административная, информационная, научно-технологическая[204]. Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М.Портер предлагает делить на несколько типов[205]. На основные и развитые. Основные факторы - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы - современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами. Гораздо большее значение для конкурентоспособности имеют развитые факторы, как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов - это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий. Особенностью развитых факторов является то, что, как правило, их трудно приобрести на мировом рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных специалистов. Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы делятся на общие и специализированные. Общие факторы, к которым М.Портер[206] относит наличие инфраструктуры, персонал с высшим образованием, т.е те, которые могут быть использованы в широком спектре отраслей. Специализированные факторы - это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран. Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства. Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления. Следующий принцип классификации - деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные [207]. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую. Рассмотрев сущность конкурентоспособности, дав характеристику ее оценок и факторов, воздействующих на повышение можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия – это постоянный процесс поиска и реализации всех конкурентных преимуществ фирм. Этот поиск, основываясь на представленной платформе в виде оценок и факторов, будет еще более эффективным, если активную роль будет играть государство. Формирование центра управлением конкурентоспособностью страны на основе конкурентоспособностей предприятий – есть стратегическое направление государственной конкурентной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|