Американская школа теории конкурентоспособности.
Представителями американской школы являются: М.Портер – концепция национальных конкурентных преимуществ; М.Энрайт – концепция региональных кластеров и региональной конкурентоспособности. Выделим наиболее главные мысли М.Портера[185]. «Если существуют конкурентоспособные компании, то они формируют конкурентоспособные отрасли экономики страны, которые, в свою очередь, поддерживают общую конкурентоспособность государства на мировых рынках. Поэтому в качестве критерия конкурентоспособности страны была выбрана доля страны в мировом экспорте каждого товара. Под конкурентоспособностью государства стала пониматься его экспортная конкурентоспособность, выражаемая через внешнеэкономическую деятельность компаний»[186]. Отсюда вывод – акцентировать внимание необходимо на отраслях и подотраслях экономики. Главным фактором конкурентоспособности является производительность труда. Для постоянного повышения уровня производительности труда необходим постоянный процесс изобретения инноваций и их внедрения в производство. Высокий инновационный потенциал – важнейшая предпосылка конкурентоспособности, а значит и высокого благосостояния общества. Главным итогом исследований Портера стало создание ромба конкурентных преимуществ, определяющего детерминанты конкурентоспособности стран. (См. рисунок 9.4.) Оперируя представленными детерминантами конкурентных преимуществ страны, можно определить, какая детерминанта нуждается в улучшении и что для этого необходимо сделать. Причем наилучшие условия для повышения конкурентоспособности производимой продукции, направляемой на экспорт, создаются по Портеру в промышленных кластерах.
Рис.9.4. Ромб конкурентных преимуществ М.Портера[187]
М.Портеру принадлежит также концепция четырех стадий развития наций, согласно которой государства проходят четыре стадии развития конкурентоспособности: 1. конкуренция на основе факторов производства (страны с низким доходом на душу населения); 2. конкуренция на основе инвестиций (страны со средним доходом на душу населения); 3. конкуренция на основе инноваций (страны с высоким уровнем жизни); 4. конкуренция на основе богатства. Схема концепции четырех стадий развития нации по М.Портеру приведена на рис. 9.5.
Рис.9.5. Четыре стадии развития нации по М.Портеру[188]
Ключевыми моментами в развитии стран являются стадии перехода с одной ступени на другую. Если использовать этот анализ к состоянию российской экономики, то несложно представить, что в ней присутствуют отрасли растущие за счет как простых факторов, как инвестиций, так и некоторые отрасли используют инновации. Но, в большей степени, рост конкурентоспособности нашей экономики обеспечивается ростом инвестиций. Концепция региональных кластеров М.Энрайта опирается на предположении, что конкурентные преимущества создаются не на национальном или наднациональном уровне, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получение образования. Анализируя конкурентоспособность разных отраслей расположенных в определенных регионах им были выделены супранациональные, региональные и локальные преимущества. Их сущность представлена в таблице 9.1. Таким образом, Энрайт делает вывод о существовании региональных кластеров. «Региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы – члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Или, региональный кластер – это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства[189]».
В целом и М.Портер, М.Энрайт выделили три главных причины необходимости стимулирования развития кластеров: 1. Кластеры увеличивают производительность труда и эффективность производства. 2. Кластеры стимулируют изобретение нововведений. 3. Кластеры облегчают коммерциализацию знаний и производства.
Табл. 9.1. Сущностные характеристики конкурентных преимуществ региональных кластеров по М.Энрайту[190]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|