Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американская школа теории конкурентоспособности.




Представителями американской школы являются: М.Портер – концепция национальных конкурентных преимуществ; М.Энрайт – концепция региональных кластеров и региональной конкурентоспособности.

Выделим наиболее главные мысли М.Портера[185]. «Если существуют конкурентоспособные компании, то они формируют конкурентоспособные отрасли экономики страны, которые, в свою очередь, поддерживают общую конкурентоспособность государства на мировых рынках. Поэтому в качестве критерия конкурентоспособности страны была выбрана доля страны в мировом экспорте каждого товара. Под конкурентоспособностью государства стала пониматься его экспортная конкурентоспособность, выражаемая через внешнеэкономическую деятельность компаний»[186].

Отсюда вывод – акцентировать внимание необходимо на отраслях и подотраслях экономики. Главным фактором конкурентоспособности является производительность труда. Для постоянного повышения уровня производительности труда необходим постоянный процесс изобретения инноваций и их внедрения в производство. Высокий инновационный потенциал – важнейшая предпосылка конкурентоспособности, а значит и высокого благосостояния общества.

Главным итогом исследований Портера стало создание ромба конкурентных преимуществ, определяющего детерминанты конкурентоспособности стран. (См. рисунок 9.4.)

Оперируя представленными детерминантами конкурентных преимуществ страны, можно определить, какая детерминанта нуждается в улучшении и что для этого необходимо сделать. Причем наилучшие условия для повышения конкурентоспособности производимой продукции, направляемой на экспорт, создаются по Портеру в промышленных кластерах.

 

Рис.9.4. Ромб конкурентных преимуществ М.Портера[187]

 

М.Портеру принадлежит также концепция четырех стадий развития наций, согласно которой государства проходят четыре стадии развития конкурентоспособности: 1. конкуренция на основе факторов производства (страны с низким доходом на душу населения); 2. конкуренция на основе инвестиций (страны со средним доходом на душу населения); 3. конкуренция на основе инноваций (страны с высоким уровнем жизни); 4. конкуренция на основе богатства.

Схема концепции четырех стадий развития нации по М.Портеру приведена на рис. 9.5.

 

 

Рис.9.5. Четыре стадии развития нации по М.Портеру[188]

 

Ключевыми моментами в развитии стран являются стадии перехода с одной ступени на другую. Если использовать этот анализ к состоянию российской экономики, то несложно представить, что в ней присутствуют отрасли растущие за счет как простых факторов, как инвестиций, так и некоторые отрасли используют инновации. Но, в большей степени, рост конкурентоспособности нашей экономики обеспечивается ростом инвестиций.

Концепция региональных кластеров М.Энрайта опирается на предположении, что конкурентные преимущества создаются не на национальном или наднациональном уровне, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получение образования. Анализируя конкурентоспособность разных отраслей расположенных в определенных регионах им были выделены супранациональные, региональные и локальные преимущества. Их сущность представлена в таблице 9.1.

Таким образом, Энрайт делает вывод о существовании региональных кластеров. «Региональный кластер – это промышленный кластер, в котором фирмы – члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Или, региональный кластер – это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства[189]».

В целом и М.Портер, М.Энрайт выделили три главных причины необходимости стимулирования развития кластеров:

1. Кластеры увеличивают производительность труда и эффективность производства.

2. Кластеры стимулируют изобретение нововведений.

3. Кластеры облегчают коммерциализацию знаний и производства.

 

Табл. 9.1. Сущностные характеристики конкурентных преимуществ региональных кластеров по М.Энрайту[190]

 

Тип конкурентных преимуществ Их содержание и отличительные черты
  Супранациональные   Единый источник преимущества: общая образовательная база, схожая экономико – географическое положение, взаимодействие с родственными и смежными отраслями промышленности. В целом это достигается конкуренцией несколько тесно друг с другом взаимосвязанных штандортов, расположенных в пределах соседних государств.  
  Региональные   Конкурентные преимущества являются результатом многовековой межрегиональной кооперации между фирмами, располагающимися на разных стадиях производства конечной продукции, или конкуренцией между компаниями со схожими функциями. В целом это достигается взаимодействием нескольких регионов внутри одной страны.  
  Локальные   Конкурентные преимущества достигаются за счет взаимодействия большого числа малых и средних фирм, производящих однородную продукцию и расположенные в одном регионе. Кооперация и конкуренция друг с другом непрерывно шлифует и развивают конкурентные преимущества.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...