Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 1. Введение. Древняя Русь (IX – XIII вв.) и Московское государство (XIV – XVII вв.).




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт по переподготовке и повышению квалификации

Преподавателей гуманитарных и социальных наук

Отделение «Регионоведение»

 

Рассмотрено и рекомендовано На заседании кафедры экономики и регионального менеджмента ИППК ЮФУ Протокол № 1 «5» сентября 2011 г. Зав. кафедрой ____________ / проф. Шевелев В.Н./     УТВЕРЖДАЮ Зав. отделением «Регионоведение» Сериков А.В. __________ /___________ /   «___» _________ 2011 г.  

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

«История России»

Для студентов заочной формы обучения отделения «Регионоведение» по

По направлению 032000 – ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ), квалификация (степень)

Выпускника – бакалавр

 

Составитель: к.и.н., проф. Г.А. Матвеев

 

 

Ростов-на-Дону


Рекомендовано Ученым советом

Института по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей гуманитарных и социальных наук

Южного федерального университета

Редакционная коллегия:

Ю.Г. Волков, Г.И. Герасимов, Т.Ф. Ермоленко, А.В. Лубский,

Г.А. Матвеев, В.И. Немчина, В.Н. Шевелев

 

  Матвеев Г.А. История России: учебно-методический комплекс / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2012.

 

Учебно-методический комплекс, составленный в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта нового поколения, на модульной основе, содержит учебно-тематический план учебной дисциплины, учебно-тематические планы лекций и семинарских занятий, задания для самостоятельной работы и график ее выполнения, тематику контрольных и курсовых работ, требования к письменному экзамену и тесты для проверки остаточных знаний, электронные учебные пособия и материалы по учебной дисциплине «История России» в высшей школе.

Предназначается студентам заочного отделения, обучающимся по направлению 032000 – Зарубежное регионоведение («Евразийские исследования»)).

 

©Матвеев Г.А., 2012


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка  
2. Рабочая программа учебной дисциплины  
3. Учебно-тематический план учебной дисциплины на модульной основе  
4. Модуль 1. Введение. Древняя Русь (IX – XIII вв.) и Московское государство(XIV – XVII вв.).  
5. Модуль 2.Россия в XVIII в. – начале ХХ в.  
6. Модуль 3. Россия, СССР в советский и постсоветский периоды (октябрь 1917-2012 гг.).  
7. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям  
8.   9. Методические указания к выполнению самостоятельной работы График контроля выполнения самостоятельной работы  
10. Тематика и методика подготовки контрольных работ  
11. Тематика курсовых работ  
12. Тесты для проверки итоговых знаний  
13. Проведение экзамена  
14. Электронные учебные пособия и материалы  

 

 


Пояснительная записка

 

Учебный курс «История России» согласно государственному образовательному стандарту нового поколения по направлению 032000 – Зарубежное регионоведение («Евразийские исследования») является обязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в вузах Российской Федерации. В соответствии с учебным планом на заочном отделении на изучение этого курса отводится 26 час. аудиторных занятий (18 час. лекций, 8 час. семинарских занятий) и 116 час. самостоятельной работы студентов. Изучение дисциплины осуществляется в течение первого семестра 1 курса. Учебный материал курса ориентирован на усвоение студентами современных достижений исторической науки, овладение различными способами познавательной деятельности, на развитие интеллектуальных способностей, историзма мышления, осознание неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, нацелен на усвоение исторического опыта, уроков истории, на формирование патриотизма, любви к Родине.

Курс состоит из следующих модулей: Модуль 1. Введение. Древняя Русь (IX – XIII вв.) и Московское государство(XIV – XVII вв.). Модуль 2. Россия в XVIII в. – начале ХХ в. Модуль 3. Россия, СССР в советский и постсоветский периоды (октябрь 1917-2011 гг.). Каждый модуль имеет комплексную цель, содержание, тесты рубежного контроля.

Основными формами изучения курса являются лекции, практические (семинарские) занятия, письменная контрольная работа и итоговый экзамен. Ведущей формой учебного процесса являются лекции, содержащие основные теоретические и методические материалы для самостоятельной работы студентов по освоению учебной дисциплины.

Важная роль в изучении курса принадлежит семинарским занятиям, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать навыками познавательной деятельности, работы с историческими источниками и исследовательской литературой, осваивать навыки публичных выступлений и полемики, подготовки учебных докладов и рефератов.

Заочная форма обучения предусматривает, что важнейшим направлением освоения курса является самостоятельная работа студентов.

Для организации систематической самостоятельной работы студентов в течении всего семестра предусматриваются специальные задания (составление плана-конспекта ответа на вопрос, определение понятий, задания на доказательство, сравнение, составление хронологических таблиц по учебным модулям), методические советы к выполнению которых даны в разделе 7. Определен и график контроля за выполнением заданий к самостоятельной работе.

Письменная контрольная работа, которая должна быть выполнена и сдана в деканат до 1 декабря, призвана закрепить и углубить знания по конкретной теме курса, прививать студентам навыки самостоятельной исследовательской работы.

Экзамен, который проводится в конце первого семестра, в период зимней сессии, является завершением познавательного процесса по изучению всего курса «История России», итоговой формой контроля полученных студентами знаний, умений и навыков.


Рабочая программа учебной дисциплины

Модуль 1. Введение. Древняя Русь (IX – XIII вв.) и Московское государство (XIV – XVII вв.).

Введение. Предмет и задачи учебной дисциплины «Отечественная история» в высшей школе. Историческое сознание и его роль в жизни общества. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Всемирная история и локальные цивилизации. Периодизация всеобщей истории и истории России.

Древняя Русь в IX – XIII вв. Происхождение славян. Восточные славяне в VI – IX вв. Образование древнерусского государства. Принятие христианства. Древнерусское общество. «Русская Правда». Политическая дезинтеграция древнерусского государства. Южная, Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь. Борьба против немецкой и шведской агрессии в ХШ в. Нашествие татаро-монголов на Русь. Культура Древней Руси. Особенности древнерусской цивилизации.

Россия в XIV – XVII вв. Образование Московского государства. Иван Данилович Калита. Объединение русских земель вокруг Москвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Обретение государственного суверенитета. Эпоха Ивана Грозного. Реформы. Опричнина. Борис Годунов. «Смута». Лжедмитрий I. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Польско-шведская интервенция. Земский собор 1613 г. Михаил Романов. Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649 г. Становление крепост­ного права в России. Народные движения. С. Разин. Церковный раскол и его последствия. Эволюция государственного строя в XIV – XVII вв. Национально-государственная идея и российский менталитет в XIV – XVII вв. Кризисы российской государственности в XVI – XVII вв. Внешняя политика Московского государства в XVI – XVIIвв. Культура России XIV – XVII вв. Особенности Российской цивилизации XIV – XVII вв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...