Тема 3. Россия и мир в XVIII – начале XX вв.
ЗАДАНИЕ 1. Составить планы-конспекты ответов на вопросы: «Российское общество в XVIII в.», «Россия в первой половине XIX в.», «Россия во второй половине XIX в.», «Россия в начале XX в.». ЗАДАНИЕ 2. Дать определение понятий: абсолютная монархия, империя, Сенат, Синод, Табель о рангах, протекционизм, модернизация, секуляризация, общественное движение, декабристы, западники, славянофилы, революционеры-демократы, либералы, консерваторы, община, отрезки, выкупные платежи, земства, индустриализация, дворянство, буржуазия, пролетариат, мелкая буржуазия, «Земля и воля», «Народная воля», «Группа освобождения труда», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», социал-демократы, эсеры, октябристы, большевики, меньшевики, политическая партия, Государственная дума, многопартийность, революция, буржуазно-демократическая революция, Манифест 17 октября 1905 г., Первая мировая война, Февральская революция 1917 г., двоевластие, советы рабочих и солдатских депутатов, Учредительное собрание, Октябрьская революция, Совет народных комиссаров, Декрет о мире, Декрет о земле, гражданская война, политика «военного коммунизма», продразверстка, диктатура пролетариата. ЗАДАНИЕ 3. Доказать: а) что в России в начале XVIII века сложился абсолютизм; б) что реформы 60 – 70-х гг. XIX века создавали условия для модернизации российского общества; в) что Россия в начале XX в. шла к конституционной монархии. ЗАДАНИЕ 4. Сравнить: а) политику Петра I и Екатерины II; б) взгляды западников и славянофилов на перспективы развития российского общества; в) политическую систему России до и после революции 1905 – 1907 гг. ЗАДАНИЕ 5. Составить хронологические таблицы: «Русские цари в XVIII – начале XX вв.»; «Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. в России»
Тесты рубежного контроля к модулю 2. С именем какого царя связано начало модернизации России? 1) Ивана Грозного. 2) Алексея Михайловича. 3) Петра I В чем выразилось воздействие Петра I на историческое развитие России? 1) Превращение России в европейскую державу. 2) Развитие России на основе исторической традиции. 3) Превращение России в азиатскую державу. С именем какой царствовавшей особы связана эпоха «просвещенного абсолютизма»? 1) Петра I. 2) Екатерины II. 3) Павла. Почему Александр I не отменил крепостное право и не «даровал» России конституцию? 1) Не понимал важности этих реформ. 2) Опасался революционных событий на Западе. 3) Ожесточенное сопротивление дворянства. Что было главной причиной, побудившей царское правительство провести в 1861 г. крестьянскую реформу? 1) Поражение в Крымской войне. 2) Крестьянские волнения. 3) Борьба разночинной интеллигенции за освобождение крестьян. Что получили крестьяне в 1861 г.? 1) Личную свободу и гражданские права. 2) Право выходы из общины. 3) Помещичью землю в собственность. Какая крупная реформа была проведена в 1864 г.? 1) Военная. 2) Городская. 3) Земская. Какое из социально классовых противоречий было самым острым в России в начале XX в.? 1) Между предпринимателями и рабочими. 2) Между помещиками и крестьянами. 3) Между русскими и инородцами. 9. В манифесте 17 октября 1905 г. было обещано: 1) Принять Конституцию России. 2) Созвать законодательную Государственную думу. 3) Наделить крестьян землей. Когда в России начался переход к конституционной России? 1) Начало XIX в. 2) Середина XIX в. 3) Начало XX в. Кто такой С.Ю. Витте? 1) Лидер монархического «Союза русского народа». 2) Революционер – народник. 3) Государственный деятель России конца XIX – начала XX в. Кто такой П.А. Столыпин?
1) Лидер кадетской партии. 2) Государственный деятель начала XX в. 3) Видный российский юрист. 13. Стержневая идея столыпинской аграрной реформы (1906 г.) заключалась: 1) В разрушении крестьянской общины путем разрешения выхода из нее. 2) в ограничении помещичьего землевладения. 3) В введении частной собственности на землю по трудовой норме. 6. Модуль 3. Россия, СССР в советский и постсоветский периоды (октябрь 1917-2011 гг.). Комплексной целью данного модуля является усвоение студентами причин, которые привели к Октябрьской (1917 г.) революции в России, к развертыванию в ней эксперимента по строительству социалистического общества, знаний об основных этапах развития страны в советский период. Студенты в результате изучения данного модуля должны отчетливо представлять особенности социалистической модернизации страны, знать ее достижения и провалы, «цену», которую заплатил наш народ за ее проведение. Важно также освоить источники и причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, ее мировое значение. Предусматривается понимание студентами общего и особенного в развитии страны, в 50-е – 1-й половине 80-х гг. ХХ в. В контексте мирового исторического процесса, его противоречий, освоений ими знаний о причинах и предпосылках начала процесса обновления общества в середине 80-х гг., основных направлений и противоречий реформаторской политики М.С. Горбачева (1985-1991 гг.), причин распада СССР, его последствий, обстоятельств, которые привели к переходу от эволюционного этапа попыток советского общества к его радикальной социально-экономической и политической трансформации (1992-1999 гг.), об ее целях и результатах. Ставится также задача усвоения студентами целей и направленности политических реформ В.В.Путина, основного содержания внутренней и внешней политики российского государства в 2000-2009 гг. Предусматривается обретение студентами навыков анализа событий и процессов, изучаемых такой специфической областью исторической науки, как «история современности». Тема 5. Россия, СССР в советский и постсоветский периоды (октябрь 1917- 2012 гг.) Лекция 5. (4 часа)
1. Октябрьская (1917 г.) революция. Гражданская война. Переход к нэпу. Образование СССР.
2. Социалистическая модернизация (индустриализация, коллективизация, культурная революция).
ЛИТЕРАТУРА: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 412-586. 2. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 255-406. 3. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 293-295, 306-522 (См. также электронную версию).
Лекция 6. (4 часа) 1. Вторая мировая и Великая Отечественная война. СССР во второй половине 40-х – начале 80-х гг. 2. Отечественная история конца XX – начала XXI в. в контексте всемирной истории.
ЛИТЕРАТУРА: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 412-586. 2.Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 255-406. 3.История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 293-295, 306-522 (См. также электронную версию).
Тема 5. Россия в конце XX – начале XXI в. (4 час.). Семинар 3,4. 1. Основные этапы попыток эволюционного преобразования советского общества в 1985 – 1991 гг. Распад СССР. 2. Россия на пути революционных преобразований (1991 – 1999 гг.) 3. Победа В.В. Путина на президентских выборах 2000, 2004 гг. Основные направления политики нового руководства страны и их результаты. Д.А. Медведев – Президент Российской Федерации, его внутренняя и внешняя политика.
ПРОБЛЕМАТИКА ПЕРВОГО ВОПРОСА: 1. Каковы причины попыток обновления советского общества в середине 80-х гг.? 2. Характерные черты политики советского руководства во главе с М.С. Горбачевым в период «ускорения». Причины ее провала. 3. Изменения идеологии и стратегии реформ в период «перестройки». 4. Почему политика «перестройки» привела к дестабилизации политического режима и краху социалистической системы хозяйствования?
5. Либерально-демократическая революция 1989 – 1991 гг., ее основные идеи, ценности, движущие силы и результаты. 6. Августовский путч 1991 г. Объективные и субъективные факторы распада СССР и его последствия. Современные трактовки крушения социализма в СССР.
ПРОБЛЕМАТИКА ВТОРОГО ВОПРОСА: 1. Революционные преобразования в экономической и социальной сферах общественной жизни, их достижения и провалы. 2. Нарастание противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти 1992 – 1993 гг. Октябрьские события 1993 г. Конституция 1993 г. Изменения в политической системе российского общества. 3. Позитивные и негативные итоги реформ 1991 – 1999 гг. «Цена» современной модернизации России.
ПРОБЛЕМАТИКА ТРЕТЬЕГО ВОПРОСА: 1. Причины победы В.В. Путина на президентских выборах 2000, 2004 гг, 2012 г.. 2. Важнейшие политические инициативы нового руководства страны в области государственного строительства, в социально-экономической сфере. 3. Характерные черты внешней политики российского правительства в 2000 – 2012 гг. 4. Избрание Д.А. Медведева Президентом Российской Федерации (2008 г.), основные направления его внутренней и внешней политики. Понятия: политика ускорения, «перестройка», гласность, политический плюрализм, идеологический плюрализм, многопартийность, национальные конфликты, международный терроризм, сепаратизм, национализм, федерация, либерализация цен, приватизация, Государственная дума, Совет Федерации, Президент, Союз независимых государств (СНГ), гражданское общество, правовое государство. Задания. 1. Составить таблицу «Радикальные реформы 90-х гг. XX в. в России». 2. Доказать, что в современной России закладываются основы для формирования гражданского общества.
Литература: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 537-586. 2. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 375-406. 3. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. (См. также электронную версию).
ДОКЛАДЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|