Тема 2. Древняя Русь (IX – XIII вв.) (2 час.).
Лекция 2. 1. Образование Древнерусского государства, особенности его социально-экономического и политического строя. Культура Древней Руси. 2. Политическая раздробленность Древней Руси. ЛИТЕРАТУРА: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С.13-74. 2. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 19-57. 3. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 12- 45 (См. также электронную версию).
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ
Тема 3. Россия в XIV – XVII вв. (2 час.). Лекция 3. 1. Образование единого Московского государства. 2. Раннефеодальное общество на Руси (XV – XVI вв.), реформы московских царей. «Смутное время». ЛИТЕРАТУРА 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 76-225. 2. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 57-120. 3. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 46-117 (См. также электронную версию).
Тема 2. Формирование государственности на Руси (2 час.). Семинар 1. 1. Проблемы формирования государства у восточных славян. 2. Особенности становления и развития древнерусского государства. 3. Феодальная раздробленность на Руси.
ПРОБЛЕМАТИКА ПЕРВОГО ВОПРОСА: 1. Образ жизни, бытовой уклад, хозяйство восточных славян.
2. Каковы причины и предпосылки образования государства у восточных славян? 3. Норманская и славянская теории образования древнерусского государства, их современные оценки. 4. Основные этапы и вехи формирования древнерусского государства. 5. Какое влияние на развитие древнерусского общества и государства оказало принятие православия?
ПРОБЛЕМАТИКА ВТОРОГО ВОПРОСА: 1. Каковы этнокультурные основы древнерусской субцивилизации? 2. Особенности социально-экономических отношений и политического строя Древней Руси. 3. К какому типу общественного развития – западному или восточному – можно отнести древнерусскую субцивилизацию? 4. Характерные черты древнерусской субцивилизации.
ПРОБЛЕМАТИКА ТРЕТЬЕГО ВОПРОСА: 1. Каковы причины распада ранее единого государства на удельные княжества и земли? 2. Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и особенное. 3. В чем заключалось цивилизационное своеобразие Северо-Восточной, Юго-Восточной и Новгородской Руси? Понятия: традиционное общество, эволюционный тип развития, государство, норманская теория, князь, великий князь, вече, полюдье, уроки, посадники, смерды, закупы, рядовичи, холопы, челядь, изгои, воеводы, отроки, гриди, вотчина, летопись, «Русская Правда», политическая раздробленность. Задания. 1. Сравнить Древнерусскую и Западно-Европейскую (католическую) цивилизации. 2. Доказать, что Древнерусская цивилизация имела общие черты с обществами азиатского типа. 3. Составить хронологическую таблицу «Русские князья в IX – XIII вв.»
Литература: 1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 12-65. 2. Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 19-49. 3. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 13- 45 (См. также электронную версию).
ДОКЛАДЫ: Происхождение термина «Русь». Литература: История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 22-24; Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д.: Логос, 1998. С. 42-44 (См. также электронную версию). Особенности древнерусской субцивилизации. Литература: История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 36-43; Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д.: Логос, 1998. С.37-38, 47-53 (См. также электронную версию). ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К МОДУЛЮ 1.
Самостоятельная работа студентов по курсу «Отечественная история» предусматривает выполнение пяти типов учебных заданий: ЗАДАНИЕ 1. Составить план-конспект ответа на вопрос. ЗАДАНИЕ 2. Дать определение понятий. ЗАДАНИЕ 3. Доказать, что…. ЗАДАНИЕ 4. Сравнить…. ЗАДАНИЕ 5. Составить хронологическую таблицу.
Тема 1. Введение в изучение учебной дисциплины. ЗАДАНИЕ 1. Составить план-конспект ответа на вопрос: Основные формы и социальные функции массового исторического сознания. ЗАДАНИЕ 2. Дать определение понятий: история, историческое сознание, исторический источник, цивилизация, общественно- историческая формация.
Тема 2. Древняя Русь (IX – XIII вв.) И Московское государство (XIV – XVII вв.) ЗАДАНИЕ 1. Составить планы-конспекты ответов на вопросы: «Образование древнерусского государства», «Древнерусское общество», «Политическая раздробленность Древней Руси», «Образование Московского государства», «Реформы в России в XVI в.», «Смутное время (1598 – 1613гг.)». ЗАДАНИЕ 2. Дать определение понятий: государство, князь, дружина, норманская теория, вече, полюдье, смерды, закупы, холопы, челядь, изгои, вотчина, летопись, «Русская правда», политическая раздробленность, Золотая Орда, ярлык, баскак, помещичьи крестьяне, «Юрьев день», барщина, оброк, крепостничество, «Избранная рада», Земский собор, местничество, опричнина, монархия, самодержавие, крестьянская война, «Смутное время», церковный раскол.
ЗАДАНИЕ 3. Доказать, что в IX в. у восточных славян возникло государство. ЗАДАНИЕ 4. Сравнить Древнерусскую цивилизацию с цивилизациями европейского и азиатского типов. ЗАДАНИЕ 5. Составить хронологическую таблицу «Русские князья и цари в IX – XVII вв.».
Тесты рубежного контроля к модулю 1. Какова главная причина образования государства у восточных славян? 1) Внешняя угроза. 2) Созрели внутренние предпосылки. 3) Влияние варягов. Когда образовалось Древнерусское государство Киевская Русь? 1) VIII в. 2) IX в. 3) X в. В борьбе с какими врагами создавалось государство Киевская Русь? 1) Польша. 2) Литва. 3) Хазарский каганат. 4) Печенеги. Когда было принято христианство на Руси? 1) Конец IX в. 2) Конец X В. 3) Середина XIV в. Что такое «Русская правда»? 1) Летопись. 2) Сборник законов. 3) Религиозный текст. Почему монголо-татары, находившиеся на более низкой ступени общественного развития, сумели покорить русские княжества? 1) Из-за огромной численности, жесткой военной дисциплины. Они были воинами-профессионалами, а русские – пахарями и только в силу обстоятельств – воинами. 2) Им противостояла не вся Русь, а отдельные княжества. 3) К началу военных действий в русских землях монголы завоевали большую часть Азии с высокоразвитыми странами, учеными и ремесленниками, которые работали на них. 4) Все вышеперечисленное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|