Научные законы и закономерности, их проявления в общественной жизни
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Методология научных исследований Краткий курс лекций Для всех форм обучения по направлению 08.04.01 Строительство
Краснодар
Составитель: д.э.н., профессор Р.А.Попов
Методология научных исследований: краткий курс лекций для всех форм обучения направления 08.04.01 Строительство / Р.А. Попов, Кубан. гос. технол. ун-т, Кафедра технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью. – Краснодар; 2015. – 26 с. Режим доступа: http://moodle.kubstu.ru (по паролю)
В краткой конспективной форме освещаются основные вопросы теории и методологии научных исследований технико-экономических проблем общественной практики в современных условиях. Рассматриваются сущность и содержание научной методологии исследований процессов и явлений применительно к производственной сфере, принципы и правила исследовательской деятельности
Рецензенты: д-р экономических наук, профессор кафедры технологии, организации и экономики строительства КубГТУ Е.В. Соловьева, доцент кафедры ТОЭСиУН В.А. Пархоменко
КубГТУ, 2015
Содержание
Введение
Дисциплина «Методология научных исследований» относится к профессиональному циклу базовой части и является для магистрантов строительных специальностей одной из основных дисциплин, формирующих профессиональные знания магистра в области исследований процессов и явлений в области капитального строительства. Целью данной дисциплины является обучение магистрантов основополагающим знаниям в области теории и методологии научно-прикладных исследований применительно к задачам и функциям строительного производства. В числе основных задач данного лекционного курса можно выделить следующие: - овладение знаниями об основных теоретических положениях, методологии научных исследований и процессов общественной практики; - овладение понятийным аппаратом научных исследований в предметной области; - формирование умения осуществлять научный анализ в спектре проблематики капитального строительства на современном этапе. Дисциплина «Методология научных исследований» входит в базовую часть учебного плана подготовки магистров по направлению 08.04.01 Строительство программа «Строительство». Она базируется на знаниях, приобретенных студентами в ходе изучения дисциплин при обучении в вузе на получение степени «бакалавр строительства», а также дисциплина, изученных в первом семестре.
Лекционный курс логически взаимосвязан со смежными дисциплинами. Чтение курса лекций осуществляется на первом курсе в очном отделении вслед и параллельно с такими дисциплинами, как «Философские проблемы науки и техники», «Специальные разделы высшей математики». Одновременно с данной дисциплиной изучается дисциплина «Методы решения научно-технических задач в строительстве», что позволяет увязывать рассмотрение научно-прикладных аспектов методологии исследований с современной проблематикой капитального строительства в производственно-технической деятельности. Лекционный курс ориентирован на закрепление лекционного материала на проводимых параллельно практических занятиях с конкретизацией соответствующих положений на конкретных примерах из современной общественной практики. Предполагается, что овладение магистрантами теорией и методологией научно-прикладных исследований будет способствовать изучению последующих дисциплин и осуществлению исследований при подготовке выпускных квалификационных работ (диссертаций). Тема 1. Соотношение теории, методологии и методики в исследованиях явлений и процессов общественной практики План лекции 1.5. Содержание и функции научной теории 1.6. Научные законы и закономерности, их проявления в общественной жизни 1.7. Этапы развития научного знания, представления 1.8. Содержательные элементы научного знания Содержание и функции научной теории По содержанию научная теория представляет собой определенный логический ряд общепринятых положений, который в совокупности описывает новое знание о явлениях и предметах. Выделяют следующие функции научной теории: 1) Познавательная – глубокое изучение (познание) предмета и объекта (их сущности и содержания) на основе научных законов, характерных для конкретной области знания. Научным законом считается всеобщая, необходимая, объективная и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и постоянством. Законы природы существуют вне и независимо от сознания человека; законы общественных систем опосредованы человеком, но также действуют независимо от его желаний (объективно).
В ходе научных исследований познаются тайны мироздания, функционирования, неживой и живой природы, общественных систем, человека. На основе научных исследований устанавливаются зависимости и тенденции, формулируются закономерности и законы. 2) Прогностическая – обоснование и составление научных прогнозов развития событий на перспективу, а также установление механизмов такой изменчивости и её последствий. Применительно к территориально-строительному комплексу (как органическому сочетанию конкретной территории с процессом строительства конкретного объекта) научный прогноз проявляется в предвидении условий протекания инвестиционно-строительного процесса, его внутренней динамики и конечного результата намеченной программы. 3) Критическая – выявление противоречий, недостатков и резервов в содержании и функционировании исследуемых систем, а также разработка средств их устранения либо минимизации. Всякое научное исследование процесса либо явления чревато несовершенством, если оно рассматривается лишь с одной стороны. Критический подход предполагает рассмотрение (и оценку) объекта со всех наиболее существенных сторон, – как положительных, так и отрицательных. Это позволяет выяснить как преимущества, так и недостатки, определить резервы совершенствования. 4) Методологическая – формирование теоретического фундамента для исследований процессов и явлений в природе и обществе. Принято считать «наукой наук» философию – науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, - которая выступает теоретическим фундаментом (протонаукой) других научных направлений. 5) Практическая – обоснование преобразовательной деятельности, разработка принципов и методов рационального построения систем, устранения недостатков, совершенствования процессов и явлений (такую науку называют прикладной).
Наука, как система знаний (совокупность научных теорий), имеет определенную внутреннюю структуру. Научная мысль развивается по законам логики. Наряду с этим встречается эвристическое знание – открытие,- которое также можно причислить к результату предшествующих логических построений (ведь научные открытия осуществляют ученые, которые постоянно находятся в плену раздумий и размышлений). Научные законы и закономерности, их проявления в общественной жизни Научные законы, как всеобщая, необходимая, объективная и существенная связь явлений и предметов, подразделяются на: А) общие законы – обеспечивают логическую связь научных представлений в различных областях знания. Например: Законы философии отражают наиболее общие черты отношений в экономике и организации производства: 1) накопление противоречий между производительными силами и производственными отношениями приводит к смене способа производства (в политэкономии реализуется философский закон перехода количественных изменений в качественные); 2) интересы заказчика и подрядчика по цене и качеству строительных работ противоположны, однако в целом у их интересов имеется и единство – быстрый ввод объекта в эксплуатацию (в экономике строительства реализуется философский закон единства и борьбы противоположностей). К числу общих законов могут быть причислены: 1) закон ограничивающего фактора, который проявляется в разных отраслях производства: в промышленном цеху его мощность ограничивается максимальной производительностью самого маломощного станка в технологической линии; скорость возведения многоэтажного здания из монолитного железобетона ограничивается временем набора 70% прочности бетона – 14 суток, так как в противном случае каркас «поплывет»; в агропроизводстве урожайность культур определяется фактором, находящимся в минимуме – влага, температура и др.; 2) закон оптимума, который характерен как для социальных, так и для производственных систем. Б) частные законы – раскрывают зависимости и закономерности в строении и функционировании отдельных сфер природы и человеческого бытия. К частным законам относятся многие законы функционирования неживой природы - законы физики (Архимеда, Ома, Джоуля-Ленца), химии (Зелинского, Бутлерова), а также биологических систем (генетический код, изменчивость видов), законы функционирования социально-экономических и производственно-технических систем (закон экономии времени, закон рычага).
Например: 1) действие закона преимущественного развития производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления проявляется в необходимости обеспечения обновляющимся оборудованием (станками, машинами) как первого, так и второго, что и требует более ускоренного и в больших масштабах развития производства средств производства (в противном случае случится технологический застой); 2) закон повышающейся производительности труда, как продукт развития цивилизации, проявляется в неуклонном росте объемов создаваемого продукта в расчете на одного человека (если не учитывать это процесс в производстве, то в макромасштабе уровень жизни не станет повышаться по причине нехватки произведенных благ, а в масштабе предприятия себестоимость его продукции окажется выше цены спроса и вызовет убытки). Частные законы выражают относительную самостоятельность науки, указывают на возможность её саморазвития. Тем не менее, деление законов на общие и частные содержит некоторую условность и не носит строгой определенности, поскольку каждый из законов, к какому виду его ни причислить, должен отвечать общим для всех требованиям – всеобщность, объективность, постоянство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|