Современная структура системы управления муниципальной экономикой
Под системой управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования будем понимать систему, в которой реализуются функции управления и которая включает: ¾ специалистов, объединенных в органы управления; ¾ используемый комплекс методов управления; ¾ организационную и вычислительную технику; ¾ связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; ¾ документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой; ¾ жителей муниципального образования. В системе самоуправления жители (местное сообщество) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования следует отнести: население муниципального образования; органы местного самоуправления муниципального образования; органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением (местным сообществом); подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; подсистему информационного обеспечения процесса управления и др. Государство может способствовать развитию экономики муниципального образования за счет создания следующих условий. Во-первых, за счет обеспечения институциональной инфраструктуры - прав собственности, законности и правопорядка, а также норм, которые поощряют эффективное долгосрочное инвестирование. Во-вторых, путем обеспечения элементарных основ образования, здравоохранения, инфрастуктуры, защиты окружающей среды, необходимых для экономической деятельности. В-третьих, государство формирует макро- и микроэкономическую среду, в рамках которой формируются стимулы для эффективной экономической деятельности. Этому способствует осуществляемая государством бюджетно-налоговая, кредитно-денежная и антиинфляционная политика.
В то же время деятельность государства может сдерживать экономическую активность в муниципальном образовании, как впрочем и во всей стране в результате принятия необоснованных решений, ценовых искажений (завышение курса национальной валюты; занижение цен на сельскохозяйственную продукцию и завышения цен на продукцию обрабатывающей промышленности - ножницы цен; нереалистичный уровень заработной платы; скрытые налоги или субсидии на использование капитала), высоких транзакционных издержек при создании новых или реорганизации старых компаний за счет взяточничества или волокиты, неопределенности поведения, когда государство часто меняет законы и нормы или когда происходит частая смена правительства. Приоритеты и конкретные инструменты регулирования муниципальной экономики закрепляются в рамках различных программных документов, разрабатываемых органами местного самоуправления: программ социально-экономического развития муниципальных образований, инвестиционных программ, про грамм поддержки малого и среднего бизнеса и т. п. В настоящее время в большинстве муниципальных образований Российской Федерации планированием социально-экономических показателей и организацией работ по их достижению занимаются специалисты экономических подразделений местных администраций (отделов экономики и прогнозирования или родственных по профилю деятельности структур). Другие подразделения администрации муниципального образования участвуют в реализации этих документов по отдельным курируемым ими на правлениям. Так, вопросы использования муниципального земельного фонда и иного недвижимого имущества находятся в компетенции органов управления имущественными отношениями, вопросы ценовой политики - в компетенции отделов цен и тарифов, вопросы взаимоотношений с предпринимательскими структурами - в ведении муниципальных органов поддержки предпринимательства ит. п.
Возглавляет систему управления (регулирования) муниципальной экономикой глава муниципального образования. В настоящее время традиционная форма регулирования социально экономического развития муниципальных образований в значительной мере устарела. Решения о применении тех или иных экономических регуляторов должны приниматься на инновационной основе с учетом мнения предпринимательских кругов муниципального образования. Как показывает практика, специалисты органов местного самоуправления в основе своей достаточно далеки от проблем предпринимателей. Более того, как муниципальные служащие, они получают фиксированное денежное со держание. Законом им запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Отсутствие дополнительных стимулов, а также дистанцированность от нужд частного сектора ограничивают инициативу экономических служб местных администраций в выработке стратегии и формировании эффективного инструментария регулирования муниципальной экономики. Все это требует применения качественно иного подхода к организации работ по социально-экономическому развитию территорий с использованием опыта преуспевающих предпринимателей. муниципального образования и созданием условий по его реализации. На современном этапе одним из наиболее эффективных инновационных подходов к организации процесса регулирования муниципального развития может стать практика создания специализированных агентств социально-экономического развития (АСЭР) и фондов социально-экономического развития (ФСЭР) территорий. Представляется, что такие структуры могли бы наилучшим образом обеспечить взаимодействие местной администрации, представительной власти, предпринимательских кругов и общественности в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований.
К числу возможных функций АСЭР имеет смысл отнести: 1) анализ природных, демографических, производственных, финансовых и других ресурсов территории; анализ макросреды муниципального образования (изучение наметившихся объективных тенденций развития экономики страны, анализ экономической политики с использованием данных макроэкономических прогнозов Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, ведущих международных финансовых организаций и экономических подразделений региональных структур управления) с целью определения «внешних» условий развития территорий; постоянный мониторинг муниципальной экономики, прогнозирование тенденций в ключевых отраслях и на предприятиях муниципального образования; разработку сценариев долгосрочного экономического развития территории, общая оценка затрат и эффекта при их реализации, внесение предложений по наиболее вероятному сценарию; анализ позитивного опыта реформирования муниципального хозяйства и подготовка экспертных заключений по возможности его адаптации к местным условиям; подготовка предложений местной администрации по выбору направлений предпринимательской деятельности, вопросам инвестиционной политики и поддержки бизнеса; экспертизу бизнес-проектов на предмет их соответствия приоритетам стратегического развития муниципального образования. Реализация данных функций предъявляет высокие требования к работникам АСЭР. В структуру данной организации должны войти руководитель, способный сочетать принцип независимости организации с налаживанием рабочих контактов с администрацией, бизнесом и общественностью; экономисты-аналитики (2 - 3 штатные единицы), способные правильно оценить конъюнктуру рынка и подготовить для администрации выгодные бизнес-предложения; специалисты по прогнозированию и составлению моделей; демограф или специалист по социальным вопросам; финансист; специалист по управлению проектами; юрисконсульт; возможно, другие специалисты.
Наиболее приемлемая организационно-правовая форма АСЭР -некоммерческое партнерство. Его учредителями могут выступать: администрация муниципального образования; администрация со ответствующего субъекта Федерации; промышленные, финансовые, торговые и другие предприятия, действующие на территории муниципального образования и привлеченные извне; научно исследовательские организации и высшие учебные заведения; инвесторы, уже работающие в муниципальном образовании или потенциальные; общественные организации и объединения; местные средства массовой информации и др. Источниками финансирования деятельности АСЭР могут служить взносы учредителей, вступительные взносы юридических и физических лиц, ежегодные членские взносы, в случае необходимости - бюджетные средства. Одна из ключевых задач АСЭР состоит в разработке перспективных бизнес-проектов и предложений для местной администрации как основного субъекта муниципальной экономики. При этом ассоциация не имеет возможности непосредственным образом воз действовать на протекающие в муниципальном образовании социально-экономические процессы. Для этой цели на базе ряда действующих структурных под разделений местной администрации (отдела экономики и прогнозирования, комитета по управлению имуществом, фонда поддержки предпринимательства и т. п.) создается единый орган - фонд социально-экономического развития территории. В его компетенцию следует вменить практическую реализацию предложений АСЭР, в том числе формирование и использование муниципальной собственности, аккумулирование средств на выполнение социальных программ (сверх защищенных статей местного бюджета), построение системы управления проектами, соответствующими стратегии развития муниципального образования, осуществление мероприятий по поддержке предпринимательских структур и др. Взаимодействие между фондом и агентством может строиться по следующей схеме. Фонд, единолично учрежденный и контролируемый администрацией, управляет недвижимостью и финансовыми ресурсами, осуществляет бизнес-проекты, работает в на правлении привлечения на территорию потенциальных инвесторов. В то же время фонд как структура местной администрации входит в состав учредителей АСЭР.
АСЭР, проводя аналитические исследования, ресурсный анализ, осуществляя взаимодействие с представителями органов местного самоуправления, бизнеса, общественных организаций, концентрирует всю необходимую информацию для разработки реальных планов, учитывающих имеющиеся ресурсы, возможные инвестиции, потенциальных инвесторов. При этом используется встречное движение предложений и объединение усилий: с одной стороны, предприятия-учредители, входящие в ассоциацию, предлагают собственные проекты, с другой - АСЭР и фонд могут формировать проекты согласно выработанной стратегии и осуществлять подбор исполнителей. В любом случае все реализуемые проекты проходят экспертизу в АСЭР на соответствие основным приоритетам стратегического развития муниципального образования. Результатом деятельности агентства является взаимосвязанная система стратегических и оперативных планов, утвержденных главой администрации. Результат деятельности фонда - портфель проектов, соответствующих мероприятиям, предусмотренным в планах, и комплекс мер по их реализации. Государственное регулирование и общую координирующую функцию развития экономики муниципального образования на данном этапе рыночных отношений должны осуществлять органы исполнительной власти РФ, субъекта РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с общественными институтами предпринимателей и потребителей и под их контролем. Органы исполнительной власти РФ, Челябинской области, города Челябинска должны обеспечивать единую для всех участников нормативно-правовую базу деятельности на потребительском рынке, создавать экономические условия для развития конкуренции среди продавцов товаров и производителей услуг, содействовать развитию наиболее эффективных организационных форм деятельности участников рынка и обеспечить соблюдение действующего законодательства и защиты прав потребителей. На региональном уровне ведущую роль в управлении экономикой города Челябинска играет Министерство экономического развития Челябинска. Министерство экономического развития Челябинской области - один из органов исполнительной власти Челябинской области. Оно было образовано в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 17.06.2004г. «Об органах исполнительной власти Челябинской области». Министерство экономического развития руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Челябинской области, законами Челябинской области, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области. В полномочия Министерства экономического развития Челябинской области в сфере управления экономикой муниципальных образования входит: · участие в организации и проведении форумов, съездов, конференций и других мероприятий по выработке политики социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области; · осуществление методологической помощи органам исполнительной власти и муниципальным образованиям Челябинской области по вопросам, входящим в компетенцию Министерства экономического развития Челябинской области; · подготовка годовых, квартальных, отчетов об экономическом развитии муниципальных образований Челябинской области. Ведущая роль в муниципальной экономике принадлежит органам местного самоуправления. Местные органы власти занимают особое место в системе муниципальных экономических отношений. С одной стороны, они, подобно государственным властным структурам, выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомствен ной им территории. С другой - выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой экономический потенциал (пополнять состав муниципальной собственности, укреплять местный бюджет и т. п.). При этом с точки зрения ведения хозяйственной деятельности органы местного самоуправления близки к коммерческим организациям, так как выступают на рынке как самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений, т. е. могут самостоятельно распоряжаться принадлежащей им собственностью, финансовыми ресурсами, землей и получать при этом при быль. Но в отличие от коммерческих организаций, цель которых состоит в извлечении прибыли в интересах участников этих организаций, муниципальные структуры не могут использовать ни перечисленные ресурсы, ни полученную от их эксплуатации при быль в сферах, не связанных с интересами населения, образующего местное сообщество. Вместе с тем в ходе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли или любых других ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже общепринятых стандартов, что в большей степени роднит их уже с государственными структурами, поскольку и те, и другие своей деятельностью призваны обеспечить жизненные потребности населения, среди которых жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт, поддержание здоровой санитарной и эко логической среды. Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности. Последние могут быть разделены на две следующие группы: муниципальные предприятия и учреждения, под которыми понимаются организации, в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности; предприятия и учреждения иных форм собственности (государственные, акционерные, частные и др.). Роль каждой из названных групп хозяйствующих субъектов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, обязаны направлять на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном по рядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Поэтому вполне естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными, т. е. в различной степени сочетающими властные и экономические (собственнические) признаки. В городе Челябинске управление муниципальной экономикой осуществляет Управление экономики (подразделение Администрации города Челябинска), а также Администрации районов. Так на территории Калининского района управление экономикой района осуществляется Администрацией Калининского района. Таким образом, управление экономикой муниципального образования в настоящее время осуществляют как органы федеральной, региональной власти, так и органы местного самоуправления. Это обуславливает необходимость четкого разделения полномочий всех уровней власти и закрепление форм взаимодействия в области управления муниципальной экономикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|