Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ деятельности по управлению экономикой муниципального района




 

Калининский район, расположенный в западной части города, включает часть старого Челябинска - Заречье и новые кварталы северо-запада. Район был основан 9 декабря 1970 года.

По численности населения район не уступает иному европейскому городу: 204,2 тысячи человек проживает на площади в 42 кв. км. Раскинулся район с востока на запад на 18 километров - от завода ЧЭМК до Тополиной аллеи, соединяющей окраину Северо-Запада с Центральным районом. В Калининском районе расположено достаточное количество объектов и учреждений, необходимых для комфортной жизни горожан: около восьми тысяч предприятий и организаций, среди наиболее крупных можно назвать ОАО «ЧЭМК», АО «Профнастил», ООО «Стройком», ОАО «Челябинский абразивный завод», ЧГРЭС и др.; торгово-офисных, таких как ТК «Молния» и «Прииск»; культурных - Театр кукол; образовательных; медицинских - городская клиническая больница № 3 и 5 и спортивных - это школа дзюдо.

Таким образом, Калининский район являясь частью города Челябинска является мощным экономическим субъектом и нуждается в серьезном подходе к управлению.

Анализ системы управления экономикой Калининского района будет проводить в несколько этапов. Во-первых, проанализируем развитие основных секторов развития экономики района, определив основные субъекты управления. Во-вторых, рассмотрим комплексное влияние органов государственного и муниципального управления на развитие экономики Калининского района.

В настоящее время на территории Калининского района города Челябинска зарегистрировано несколько тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях формирования и совершенствования условий, способствующих развитию и поддержке деятельности субъектов малого предпринимательства, в рамках городской целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Челябинске на 2007-2009 годы» в отделе экономики администрации района с 2006 года работает информационно-консультационный центр (ИКЦ). Основной задачей центра является оказание бесплатных информационно-консультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса и участие в реализации политики органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

ИКЦ консультирует субъекты среднего и малого предпринимательства, помогает в решении возникающих проблем, предоставляет предпринимателям информацию, которая необходима для дальнейшего роста и развития их бизнеса, в том числе о порядке регистрации, лицензировании отдельных видов деятельности, о банках и источниках финансовой поддержки, о ходе реализации программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

ИКЦ регулярно организует и проводит семинары для предпринимателей. По приглашению сотрудников ИКЦ в работе семинаров принимают участие Министерство экономического развития Челябинской области, органы Федеральной исполнительной власти по Калининскому району г.Челябинска (Инспекция федеральной налоговой службы, Управление пенсионного фонда РФ, Управление Федеральной миграционной службы, Центр занятости населения, Государственная инспекция труда), структурные подразделения администрации города Челябинска (Управление социальной защиты, Управление экологии и природопользования) и другие организации. Всем слушателям семинара выдаётся методическая литература.

За первое полугодие 2009 года для субъектов малого и среднего предпринимательства сотрудниками ИКЦ были подготовлены три семинара, которые посетили 127 человек, а также проведены 54 консультации для предпринимателей. При активном участии ИКЦ в администрации района прошло заседание «круглого стола» «Комплекс услуг Сбербанка РФ №8544 для СМП». В текущем году планируется проведение еще трех подобных «круглых столов».

В рамках проведения семинаров проводилось анкетирование субъектов малого и среднего предпринимательства с целью выявления проблем и основных вопросов, возникающих в процессе их деятельности.

В мае 2009 года в рамках Дня российского предпринимательства в администрации района проведено несколько совещаний, торжественные собрания с вручением благодарственных писем главы администрации Калининского района.

В рамках информационной работы ИКЦ доводит до сведения представителей бизнеса важную информацию о проводимых в сфере предпринимательства в Челябинске и Челябинской области различных конкурсах (в том числе - с выделением грантов), встречах, конференциях, семинарах.

Так, на заседании Расширенного Совета директоров предприятий и организаций Калининского района, которое состоялось в июне 2009 года, чествовали победителей второго городского конкурса «Лидер бизнеса города Челябинска»: в номинации «Бизнес-леди» в сфере «Образование, здравоохранение, социальные и персональные услуги» лучшей стала Лоренц Евгения Владимировна, директор ООО «Ай Эм Стиль», а в номинации «Бизнес-стабильность» - ООО «Уралжилсервис», директор Агулов Сергей Иванович (в сфере деятельности «Строительство, транспорт и связь»).

Органом, осуществляющим исполнительно-распорядительные и контрольные функции в Калининском районе, является администрация района - территориальный орган Администрации города, возглавляемая на основе единоначалия главой администрации района в городе.

Глава администрации района в городе назначается и освобождается Главой города. Организационная структура имеет линейно-функциональный вид.

 

Рис. 1. Структура аппарата администрации Калининского района г. Челябинска

 

Администрация района для осуществления своих полномочий наделяется необходимым муниципальным имуществом и финансовыми ресурсами.

Имущество закрепляется за администрацией района в соответствии с договором, заключаемым с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска.

Администрация Калининского района владеет, пользуется закрепленным за ней муниципальным имуществом и с согласия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска производит списание, обмен, передачу имущества, приобретенного за счет бюджетных средств.

Финансовые ресурсы администрации Калининского района составляют бюджетные средства, направляемые ей в соответствии с решением городской Думы о бюджете на соответствующий год на основании бюджетной росписи, а также выделяемые на реализацию мероприятий городской целевой программы «Развитие районов в городе Челябинске».

Финансовые ресурсы администрации Калининского района используются исключительно для выполнения переданных полномочий.

Администрация Калининского района отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.

Принятие администрацией Калининского района на себя гражданско-правовых обязательств, превышающих суммы средств, выделенных администрации Калининского района по бюджетной росписи, не допускается.

Управление экономикой района в Администрации непосредственно занимается управление экономики. Являясь структурным подразделением Администрации оно реализует государственную и муниципальную политику на территории Калининского района г. Челябинска.

В 2009 году Управление экономики Администрации города Челябинска завершило мониторинг состояния малого бизнеса. Данная работа была проведена с целью исследования текущего состояния бизнеса предпринимателей, отраслевых рынков города Челябинска, выявления проблем и потребностей субъектов малого предпринимательства в освоении новых направлений деятельности, а также с целью выявления наиболее необходимых, с точки зрения предпринимателей, направлений поддержки малого бизнеса.

В целом, состояние малых предприятий стабильное, большинство рынков находятся в стадии становления и развития. Малый бизнес Челябинска дает городу более 170 тысяч рабочих мест. Однако по-прежнему созданы недостаточные условия для развития производственных и строительных малых предприятий, и именно их поддержка должна быть приоритетной.

% представителей малого бизнеса поддержали такие формы поддержки, как компенсацию затрат на обучение и участие в выставках. Оказалось, что потребности малого бизнеса в заемных средствах сопоставимы с бюджетом города, поэтому целесообразна не прямая финансовая поддержка предпринимателей, а только частичное субсидирование выплат по кредитам коммерческих банков.

Выявлена проблема значительного недостатка офисных и производственных помещений. По словам Виктора Вальчука, директора компании «АРБ - консалтинг», проводившей исследование, в целом дефицит оценивается на уровне 140 тыс. кв.м. Эту проблему необходимо решать, в том числе путем создания бизнес-инкубаторов, а также при помощи строительства бизнес-центров.

Большинство опрошенных также указали необходимость упрощения процедур лицензирования, сокращения количества проверок, создания четких регламентов рассмотрения документов при лицензировании и согласованиях, совершенствования законодательства.

Одной из важнейших стратегических целей муниципальной политики при создании условий устойчивого экономического развития города является рациональное и эффективное использование земли всех форм собственности. Земля является одним из важнейших ресурсов города.

И одним из направлений деятельности Администрации по управлению экономикой района является сдача в аренду земельных участков. Земельные участки района предоставляются в аренду физическим и юридическим лицам под сады, огороды, овощные ямы, гаражи, летние кафе, павильоны, автостоянки и т.д. Земельные участки предоставляются в краткосрочную (до 1 года) и долгосрочную (на 49 лет) аренду.

Для каждой категории арендаторов существуют свои условия аренды. По истечении срока аренды все документы необходимо переоформлять. Если речь идет об огородах, овощных ямах или частных домах, то переоформление - простая формальность. В случае с павильонами, особенно в составе торгово-остановочных комплексов, и летними кафе данная процедура имеет более серьезный характер.

Речь идет о поведении этой категории арендаторов в предыдущий срок аренды. Если ими выполнялись все условия договора аренды, и на них не было жалоб со стороны населения района, то, скорее всего, земельная комиссия даст согласие на повторное заключение договоров с ними. Недобросовестным же арендаторам будет отказано.

Также при заключении договоров аренды с предпринимателями или организациями могут быть выдвинуты дополнительные условия. Например, содержание и благоустройство прилегающей территории, оборудование остановочного комплекса и другое.

Для анализа эффективности работы Администрации по сдаче в аренду земельных участков выделим и проанализируем показатели работы Отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Калининского района за 2006, 2007, 2008 года, имеющие точную количественную оценку.

Так, в 2006г. в отдел благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства (ранее Отдел благоустройства и землепользования) администрации района обратились на личный прием 677 человек, которым были даны разъяснения о порядке оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены индивидуальные жилые строения.

Заключено 324 договоров по краткосрочной аренде на земельные участки (под торговыми точками, огородами, гаражами, овощными ямами).

Оформлено 378 постановлений главы района по правоустанавливающим документам на земельные участки.

По обращениям граждан принято в эксплуатацию 10 индивидуальных жилых домов общей площадью 2 455,3 кв.м

Оформлено 116 актов приема-передачи земельных участков в долгосрочную аренду.

По запросам суда, прокуратуры подготовлено 200 ответов по узакониванию самовольных строений в индивидуальной застройке.

По личным заявлениям граждан оформлено 25 дополнительных земельных участков, занятых самовольно членами садоводческих товариществ района.

По обращению граждан, в связи с допущенной неточностью, внесены изменения в 47-ми правоустанавливающих документах на земельные участки членов садоводческих товариществ.

Количество обращений граждан в 2007г., по сравнению с 2006г. выросло незначительно (с 667 до 692 обращений).

Возросло количество обращений, рассмотренных с выездом на место (с 52 до 83).

Обращения граждан на личный прием начальника отдела в основном по вопросам оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены индивидуальные жилые дома (415 обращений). К празднику Победы в ВОВ вне очереди по приглашению отдела оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки и строения 17 участникам войны.

Согласно заявлениям граждан отделом оформлено 54 Государственных акта ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов.

В 2008г. количество обращений граждан по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, повысилось до 735 обращений. Основными вопросами в обращениях 2008 года являются:

о порядке оформления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены индивидуальные жилые строения;

о порядке оформления самовольных построек в индивидуальном жилом фонде;

о порядке оформления правоустанавливающих документов под индивидуальное жилищное строительство;

по благоустройству территории Калининского района;

Обращения жителей связаны, как правило, с незнанием порядка оформления правоустанавливающих документов на земельные участки. В отличие от аналогичного периода, увеличилось число обращений по вопросу узаконения самовольных построек в индивидуальном жилом фонде, так же связанное с вступлением в силу Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, и внесением изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества и земельных участков.

Все вопросы в отделе решаются своевременно, при необходимости рассматриваются с выездом на место, с созданием комиссии в основном это вопросы связанные с жалобами по самовольному строительству построек на земельных участках индивидуального жилого фонда, самовольному захвату земли и самовольных автостоянок. Специалистами отдела даются подробные объяснения на интересующие вопросы. При этом необходимо отметить повышение количества обращений граждан и как следствие рост загруженности сотрудников. Неукомплектованность штата в этих условиях сильно обостряется.

Также для определения эффективности деятельности Отдела по регулированию земельных отношений проанализируем сумму начисленных и уплаченных арендных платежей. Показатели сбора этих платежей за последние три года представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 Показатели платежей краткосрочной аренды земельных участков в Калининском районе

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

  тыс. руб. % к базе тыс. руб. % к базе тыс. руб. % к базе
Начислено 366,86 100 455,82 124 892,06 243
Уплачено 348,52 100 442,14 127 883,14 253
Недоплаты 18,34 100 13,67 75 8,92 49

 

Данные таблицы 1 показывают, что начисления с каждым годом становятся больше. Это связано не столько с ростом арендной платы, сколько с увеличением спроса на земельные участки под временные объекты малой архитектуры (летние кафе, торговые павильоны). Это легко подтвердить следующими цифрами: в 2006г. было заключено сто двенадцать договоров краткосрочной аренды, в 2007 г. - двести сорок три, а в 2008 г. их количество увеличилось до трехсот восьмидесяти четырех.

Также необходимо отметить увеличение собираемости начисленных платежей. Если в 2006 г. было уплачено только девяносто пять процентов от суммы начислений, то в 2008 г. этот показатель составил девяносто девять процентов.

На самом деле суммы недоплат никуда не деваются, они уплачиваются с опозданием в следующем году, но не входят в сумму платежей этого года.

Увеличение собираемости платежей напрямую свидетельствует о совершенствовании регулирования земельных отношений. За показателями собираемости стоит деятельность сотрудников отдела экологии и землепользования, которые напрямую работают с арендаторами по вопросам своевременной уплаты, инициируют расторжения договоров с недобросовестными плательщиками и др.

Показатель своевременности арендных платежей можно повысит ужесточив политику в отношении недобросовестных плательщиков. Например, можно ввести такую меру как составление списка таких арендаторов. С попавшими в список договора либо не будут заключаться, либо будут заключаться на иных (более жестких) условиях. Также можно увеличить штрафы и пени за несвоевременную оплату. В настоящее время эти платежи очень незначительны на фоне самой арендной платы.

Кроме того, в настоящее время все большую роль в управлении экономикой Калининского района приобретает Муниципальный Совет.

Муниципальный совет - объединенный орган общественного самоуправления населения, созданный как постоянный совещательный орган самоуправления граждан, работающий на регулярной основе в администрации Калининского района г.Челябинска.

Членами совета с правом решающего голоса являются депутаты Челябинской городской Думы, избранные от Калининского района; с правом совещательного голоса: депутаты Законодательного собрания области (по согласованию), председатели комитетов территориального общественного самоуправления района. В состав Совета с правом совещательного голоса также входят Глава администрации района и представитель Администрации города.

Члены Совета осуществляют свою деятельность на не освобожденной основе, совмещая ее с выполнением своих основных прямых служебных обязанностей.

Председатель совета избирается из числа депутатов, заместитель - из числа членов Совета. Выборы проводятся ежегодно, путем открытого голосования на заседании совета.

Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Основные направления деятельности совета:

подготовка рекомендаций и предложений для Главы администрации района для принятия актов управления, регулирующих вопросы районного значения;

подготовка заключений по проектам планов и программ социально-экономического развития района;

Совет вправе заслушивать информацию и отчеты руководителей структурных подразделений администрации района, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районе, связанных с решением проблем жизнедеятельности района, его населения;

согласование проекта сметных расходов администрации района до представления его в городской администрации;

согласование годовых отчетов муниципальных служб о проделанной работе в течение года на территории района;

согласование принятия и увольнения руководителей муниципальных служб, осуществляющих свою деятельность на территории района.

Совет района обладает следующими полномочиями в области регулирования отношений при подготовке и реализации градостроительных проектов на уровне районов города Челябинска:

на рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их запросам органами Администрации города Челябинска или субъектами градостроительной и инвестиционной деятельности на территории района для выработки предложений и соответствующих заключений.

на передачу обязательного рассмотрения в органы администрации города Челябинска предложений по реализации градостроительных решений и регулированию использования недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды обитания, обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания граждан.

на внесение в органы Администрации города Челябинска конкретных предложений по строительству жилых домов, школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений, автостоянок, гаражей и иных социально значимых объектов.

на получение информации от местных комитетов территориального общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к защите прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства.

на рассмотрение коллективных жалоб, заключений КТОС по поводу готовящихся или реализуемых градостроительных проектов, расположенных на территории соответствующего района.

на создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных жалоб граждан, а также заключений КТОС по поводу готовящегося градостроительного проекта.

на рассмотрение программы (плана) социально-экономического развития и застройки территории района, схемы зонирования территорий района или микрорайона.

Таким образом, система управления экономикой Калининского района города Челябинска включает в себя как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления города Челябинска и Калининского района. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления направлена на выполнение основных функций государства в экономической сфере и способствует развитию экономики Калининского района. Уровень экономического развития Калининского района в целом соответствует общегородскому, по отдельным показателям опережая средние показатели.

экономика муниципальный правовой управление


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...