Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы в системе управления экономикой района




 

В системе управления экономикой Калининского района можно выделить целый ряд проблем. Так в нестоящее время серьезной проблемой развития экономки Калининского района является низкий уровень менеджмента. Практика управления экономикой Калининского района показывает, что недостаточно используется управленческий ресурс городского развития, включающий:

информационное обеспечение деятельности органов городского самоуправления;

наличие и качество программ и проектов развития города;

восприимчивость к инновациям органов городского самоуправления и готовность использовать потенциал горожан.

Эффективное управление развитием экономикой Калининского района невозможно без информации. В отчете о социологическом исследовании отмечается, что в Администрации Калининского района существует дефицит информационного обеспечения. Для эффективного управления экономикой района необходимо создание интегрированной информационной системы, основой которой может стать информация Госкомстата Челябинской области, государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти и органов городского самоуправления. Создание интегрированной информационной системы позволит наладить эффективное взаимодействие между ее участниками и создать единое информационное пространство.

В настоящее время в городе Челябинске и Калининском районе разрабатывается и реализуется более семнадцати отраслевых, целевых программ и проектов. Многие из них достаточно автономны и не увязаны между собой по приоритетности, срочности и эффективности финансирования. В аналитическом отчете по результатам социологического исследования отмечается, что отсутствуют механизмы контроля за реализацией программ и проектов, недостаточно используется потенциал межведомственного взаимодействия и механизмы обратной связи. Между тем, программно-целевое управление является значительным ресурсом повышения устойчивости развития района; позволяет преодолеть разрывы, которые появляются на границах ведомственной компетенции и являются источниками организационных конфликтов; вовлекает управленческие структуры в постоянный процесс программирования своей деятельности, что придает им гибкость и способность к изменениям.

Развитие города в значительной степени зависит от того, как строятся отношения между органами городского самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. К факторам, снижающим управляемость города, большинство экспертов относят политическую нестабильность. Известно, нестабильность оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в том случае, если система не обладает резервными возможностями для устойчивого развития. В данном случае “иммунным” свойством системы управления городом должна стать внутренняя политическая устойчивость, консолидация и конструктивный диалог субъектов власти и управления.

Кроме того, в настоящее время все более острой проблемой является отсутствие взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления города Челябинска и Администрации Калининского района.

Каждый из вышеобозначенных субъектов управления экономикой района предпринимает целый ряд управленческих процедур направленных на развитие экономики, однако зачастую действия эти носят разнонаправленный характер, что приводит получению эффекта как минимум в полтора раза ниже, чем могло быть при выстраивании эффективной системы взаимодействия всех субъектов системы управления экономикой Калининского района.

Остается неразработанным правовое пространство экономического развития российских городов и их районов. В обеспечение реализации базового федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года Правительством РФ был определен перечень законов, нацеленных на разработку ключевых проблем развития муниципальных образований. Среди этих проблем: укрепление финансово-экономической самостоятельности, развитие механизмов местных бюджетов и межбюджетных отношений, реформа отношений в сфере муниципальной собственности, прежде всего собственности на землю, формирование конкретных механизмов экономического развития, хозяйственного и инвестиционного климата, в частности.

Экономический кризис, в который попало российское государство, исключительно сильно бьет по городам и районам, в том числе и Калининскому. Сбросив с себя груз контроля за большинством хозяйствующих субъектов, города, а уж тем более Администрация Калининского района между тем не получили стабильной достаточной базы для решения огромного количества сопровождающих кризис проблем. В то же время именно Администрация Калининского района является зоной «контакта» с жителями, местом возникновения конфликтов, особенно в экономической и социальных сферах.

Условия развития экономики Калининского района осложняются тем, как сегодня строятся отношения Администрации с федеральными органами и органами субъекта Федерации. К числу наиболее существенных причин разногласий можно отнести формирование достаточной и стабильной финансово-экономической основы развития, а также сохраняющуюся на федеральном и региональном уровнях правовую неопределенность в ряде важнейших сфер городского развития. Далеко не всегда органы местного самоуправления города Челябинска и Калининского района могут выработать программы развития, взаимоувязанные с субъектом Федерации в сфере пересечения общих интересов, например по использованию сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, производству продукции локального потребления, совместному развитию и использованию объектов транспортной и иной инфраструктуры, использованию межселенной территории, внедрению экологических программ и т.п.

Все более заметными становятся проблемы субъективного характера.

Первая из них - недостаточно активная позиция самой Администрации Калининского района. В соответствии с реалиями рыночной экономики районы города превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В нормальных экономических условиях (отличных от чрезвычайных - стихийных бедствий, например) районы города, которые стремятся заниматься своим экономическим развитием, не должны делать ставку на реальную помощь государства - как организационную, так и материальную, в частности, в виде дотаций на развитие городского хозяйства и централизованных государственных инвестиций в экономику.

Вторая проблема связана с трудностями организационного характера. В Администрации Калининского района складывается типичная противоречивая ситуация: сотрудники администрации знают ситуацию в собственных районах, обладают разнообразной, порой уникальной информацией, однако вопросами самостоятельного определения места района города и стратегических направлений его развития они практически не занимаются. Причинами этого являются отсутствие опыта такой работы или просто отступление стратегических задач на второй план на фоне текущей работы. Одновременно, специалисты, знакомые с подходами к муниципальному экономическому планированию - представляющие либо местные, либо иногородние учреждения - либо плохо владеют ситуацией в Калининском районе, либо остаются со своими рекомендациями невостребованными.

В настоящее время в Калининском районе города Челябинска работа по планированию экономического развития обычно ведется самой администрацией района, Отделом по экономике. Планирование развития Калининского района силами районной администрации имеет ряд минусов, связанных с большим объемом текущей оперативной работы, забюрократизированностью процесса принятия решений, недостаточно высоким уровнем оплаты труда, недостаточной квалификацией специалистов.

Как правило, работа этих подразделений имеет мало общего с разработкой плана развития города в его современном понимании. Подготовка сегодняшних планов социально-экономического развития Калининского района заключается в механическом сведении различных, мало связанных между собой программ, подготовленных отраслевыми департаментами администрации. Эта работа проводится «снизу вверх», без разработанной концепции развития города, без обоснованных приоритетов очередности выполнения и финансирования отдельных программ.

Десятилетиями складывавшиеся стереотипы кулуарной работы чаще всего не позволяют учитывать реалии новых экономических процессов, в частности - формирование новой активной группы субъектов районной социально-экономической жизни. К ним относится частный хозяйственный сектор (производственные и торговые предприятия, банки, предприятия сферы услуг и др.), а также активно развивающиеся общественные структуры самого различного профиля (политические, профсоюзные, экологические, ветеранские и прочие организации). Действенность управления администрации Калининского района в настоящее время зависит от того, насколько точно учтены интересы этих структур в принимаемых решениях, насколько точен просчет эффекта принимаемых решений для сообщества в целом, и для бизнеса в частности. Зачастую администрация Калининского района не считает для себя необходимым делать подобные расчеты, и, соответственно, не располагает в своем штате специалистами соответствующего профиля, а полностью полагается на городскую Администрацию, планирование которой далеко не всегда учитывает специфику развития экономики Калининского района.

Кроме того, в настоящее время из сферы прямого управления городов практически выпали хозяйствующие субъекты, прежде всего приватизированные промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли и т.д.

В то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов их экономического развития. К традиционным ресурсам (сырьевым, трудовым, культурно-рекреационным, финансовым и др.) добавились те их виды, которые в условиях прежних экономических отношений либо в принципе не могли быть использованы, либо применялись крайне неэффективно. К ним, в частности, относятся:

земля, здания и сооружения;

коммунальная инфраструктура, городской транспорт и связь;

налоговая система и организационные условия ведения бизнеса;

безопасность бизнеса и личности;

наличие стратегического плана развития, информационные услуги для инвесторов и пр.

Таким образом, экономическое благосостояние Калининского района определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, природные ископаемые и др.), но и качеством управления социально-экономическим развитием; в управлении развитием района целесообразно использовать современные методы муниципального менеджмента, среди которых выделяются стратегическое планирование, муниципальный маркетинг и другие; основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров районной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по развитию экономки муниципального образования.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...