Политологическое понятие экстремизма.
Экстреми́зм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме». Обострились социальные противоречия. Это – усиление имущественного неравенства; замедление темпов формирования среднего слоя, который в состоянии обеспечить социальную стабильность в обществе; расширение криминальных кругов за счет числа маргинализированных и люмпенизированных людей. Конфликтные ситуации производственного, национального или этнического характера в современных условиях приобрели не только особую социальную значимость, но и политическую остроту. Сформировались признаки, характеризующие социальную напряженность: а) разбалансированность функционирования различных сфер общественной жизни; б) снижение уровня жизни населения; в) формирование социальных групп противостояния, одной из сторон которых оказываются органы власти; г) возможность непредсказуемого, стихийного массового поведения и формирование агрессивной толпы.
Все перечисленные факторы стимулируют политический экстремизм и ослабляют возможности государственных структур эффективно противостоять ему. Социальное и политическое настроение используется экстремизмом в целях демонтажа сложившихся общественных структур. Экстремистские организации и движения проводят свои политические акции, невзирая на конституционные и другие законодательные акты.
Сущность религиозного фундаментализма. Фундаментали́зм (от лат. Fundamentum — основание) — собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Одним из основных вариантов данного течения является религиозный фундаментализм. В качестве одной из основных своих задач религиозный фундаментализм рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе. Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов. Наиболее активно фундаменталистское течение проявляется в исламе, христианстве, иудаизме и индуизме. Протестантский фундаментализм Широкую популярность религиозный протестантский фундаментализм получил в южных штатах США среди групп пресвитериан, баптистов и методистов в 1910-е—1912 годы. Идеологами движения отвергались любые попытки критики и модернистского истолковывания Священного писания (сравн. либеральная теология). Были приняты законы, запрещающие преподавание в государственных школах теории Дарвина о происхождении человека. Католический фундаментализм Весьма влиятельны в христианском мире католические фундаменталисты. К ним относят, в частности, «Священническое братство св. Пия Х», основанное в 1970 году архиепископом Марселем Лефевром. Конфликт Лефевра с официальным Ватиканом привёл к отлучению архиепископа от церкви. Католические фундаменталисты выступают против модернизма, экуменизма и реформированного богослужения, принятого II Ватиканским собором.
Православный фундаментализм Зарождение православного фундаментализма в России относят к началу ХХ века. На общественном уровне его проявлением стали еврейские погромы (1881, 1903), а на политическом — созданием «Союза русского народа». Второй волной роста фундаменталистских настроений отмечены 1980—1990-е годы. В политическом поле оно ознаменовалось появлением национально-патриотических объединений с православной риторикой (первым из них было Общество «Память»). Если на ранних этапах значительную роль для таких объединений играли антисемитские и монархические настроения, то позднее основную роль стал играть самостоятельный религиозный фактор. Общими основами современного православного фундаментализма являются: бескомпромиссный антиэкуменизм (особенно антисектантство и антикатолицизм); антилиберализм, антииндивидуализм, критика западной культуры; государственничество (державность), поддержка национально-патриотических движений. Социальной базой православного фундаментализма являются женщины старшего поколения, интеллигенция (особенно гуманитарная). Во многих случаях фундаментализм представляет собой маргинальное проявление обрядоверия, проявляющееся в форме радикально-националистической идеологии, ненависти к чужакам, политического ангажирования. Исламский фундаментализм В настоящее время, в исламе наблюдается «исламский фундаментализм» — течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также «освобождения мусульманских земель от колонизаторов». Теория и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием, данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направления ислама. В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности, в Исламской Республике Иран. В ряде других фундаменталистские движения действуют в качестве оппозиции существующим светским или традиционным государственным институтам, в качестве метода борьбы с которыми отдельными группировками фундаменталистов используются методы терроризма.
Иудейский фундаментализм Иудейский фундаментализм проявляется в деятельности ряда организаций и политических партий Израиля, выступающих за организацию всей жизни в государстве в соответствии с религиозными законами иудаизма. Некоторые группы ортодоксальных иудеев часто конфликтуют с представителями светского населения Израиля в связи с несоблюдением последними строгих религиозных ограничений. Данные группы часто вступают в прямые столкновения с полицией. Существует также ультрарадикальная иудейская организация «Неторей карто», вовсе не признающая Израиль как государство в связи с тем, что оно основано до прихода Мессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|