Политическое сознание, его структура и сущность.
Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития. Содержание политического сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Политическое сознание имеет сложную структуру.Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и эмпирический. Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни; Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий; Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология». Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
Понятие общественного сознания. Приемы и методы формирования и манипулирования политическим сознанием. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия.
Технология общегосударственного манипулирования основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру. Для политических мифов характерны следующие особенности: — мифы не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно и целенаправленно; — основу мифов составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием; — в мифах соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград; — мифы не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов, и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания; политические мифы в лучшем случае — полуправда; — мифы непосредственно связаны с политической реальностью, они призваны оправдать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций; — политические мифы появились значительно позже мифов художественных, что обусловлено более поздним созданием политических структур и социальной дифференциацией. Манипулирование предполагает богатый арсенал способов, приемов.
большую ложь, которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократическом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не срабатывает”, тогда используются частичная ложь, скрывающая то, что более всего возмущает. Правдоподобная ложь, приукрашенная ложь. Используется также частичная правда, приходится обнародовать и полную правду, так называемую горькую правду. Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы манипулирования, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью: 1) “наклейка ярлыков” (“присвоение прозвищ”) — наделение личности или идеи унизительным, оскорбительным либо смешным прозвищем, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2) “рекомендация” (“свидетельство”) — использование для повышения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей; 3) “перенос” — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т. е. оценка по ассоциации; 4) “простые люди” (“свои ребята”) — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, “соли земли” и т. п.; 5) “подтасовка карт” — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6) “блестящая посредственность” (“наведение румян”) — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается; 7) “общий вагон” (“вместе со всеми”) — внушение мысли об общепризнанности и разумности агитации (“все так думают”, “все так поступают”, “и это правильно”). Огромную роль в манипулировании играют средства массовой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|